Расцвет завода на рубеже веков Из цикла Посёлок

Галина Чудинова
      Свой взлёт и расцвет завод пережил на рубеже 19-20-го веков: он выпускал двести  наименований продукции – только вдумайтесь в эту цифру! Управляющие в те времена постоянно находились при заводе и жили его интересами, они заботились как о развитии производства, так и о рабочих: при заводе был врачебный участок, изба-читальня, Народный дом, церковь.
    
    В 1890-м году населения в Юго-Камском заводе насчитывалось уже три тысячи восемьсот сорок восемь человек. Было семьсот тридцать деревянных и двадцать каменных домов. На заводе успешно осваивали новую продукцию: якоря, железные цепи, слесарные тисы, чугунное и медное литьё, молотилки конные приводы к ним. Завод выпускал несколько сортов листового железа, разных размеров проволоку, гвозди машинной и ручной ковки, болты, гайки, заклёпки и многое другое. Расширялась торговля: реконструировалась Камская пристань, для сбыта продукции организованы были склады в Перми, Усолье, Сарапуле, Елабуге, Казани.
    
    В 1897-м году через Юго-Камск прошёл автопробег “От Байкала до Балтики”, участвовали в нём автомобили, собранные в России. Можно только представить себе, каково было путешествовать на автомобиле по дорогам того времени! Одному из автомобилей пришлось заменить колесо. Автомобильных колёс в наличии не было, пришлось поставить колесо от обыкновенной телеги. Неизвестно, сколько оно выдержало километров, но в Казани поставили новое колесо от лошадиной повозки, позволившее машине доехать до Москвы.
   
     Бурно развивалось в эти годы строительство: в посёлке делали собственный красный кирпич. По рассказам старожилов, один из таких мастеров жил в районе Чуваковки. Технология была предельно простой: глина свозилась в большую яму, туда же наливалась вода, нанятые девки топтали глину, а сам хозяин играл им на гармошке. Но чаще для перемешивания глины использовались лошади. Широко применялся для строительства известняк. Каменоломни для его добычи были южнее Юго-Камска, по правую  и левую стороны нынешнего Осинского тракта.
   
      К 1905-му году завод насчитывал уже более четырёх тысяч жителей. В посёлке имелось волостное правление, земская больница, сорок одна торговая лавка, пять пивных, библиотека-читальня. Женская и мужская гимназии, Народный дом. 
   

        Семнадцатого мая 1905-го года в посёлке состоялось торжественное открытие памятника царю-освободителю Александру II на пригорке рядом с волостным правлением, напротив храма Святой Троицы. В ту пору это был третий памятник в России Александру II после Санкт-Петербурга и Москвы. А в 1918-м местные комсомольцы скинули бюст с пьедестала и утопили в пруду. Говорили, что попадался он в рыбацкие сети, но извлечь его со дна пруда никому не удалось. Бюст императора сделан был заново и установлен на заводской площади уже в постсоветские времена, да только вскоре работа на заводе остановилась.
   
     На Нижнем заводе в честь Варвары Петровны стояла во дворе большая икона Великомученицы Варвары, и был введён обязательный порядок – перед началом смены рабочие собирались во дворе и пели хором молитвы перед образом Великомученицы.
   
       Особого внимания заслуживает история создания 17 июля 1911-го года Юго-Камско-Полуденовского сельскохозяйственного Общества. В предисловии к его отчёту вынесены были такие слова: “Вставай же, товарищ, работать вставай! Работы усиленной требует край!” Создателем и руководителем Общества был Константин Гаврилович Чудинов, (1877-1940), мой дед по отцовской линии. Человек яркий, незаурядный, талантливый, много лет своей жизни он отдал крестьянской кооперации, был арестован в 1938-м году как “враг народа” и погиб, согласно полученной нами справке из архивов НКВД, в одной из тюрем Свердловской области четвёртого января 1940-го года от “упадка сердечной деятельности”.
    
      В Обществе состояло два почётных члена и сорок действительных. Имелся свой небольшой склад семян, машин, орудий и других сельскохозяйственных товаров. Общество снабжало как своих членов, так и всех желающих улучшенными земледельческими орудиями, семенами и прочими товарами. По сравнению с ценами местных торговок, оно продавало семена в два раза дешевле, а выписывались они порой даже из Голландии. Со склада населению в кредит продавались зерновые и травяные семена, плуги. По сохранившимся данным, за год склад принёс Обществу прибыль в сто два рубля девяносто пять копеек.
   
      Склад, находясь в самом центре посёлка, на базарной площади, в торговые дни служил местом встреч земледельцев, там велись постоянные беседы об улучшении крестьянского хозяйства. Имелся в обществе и свой книжный склад, в нём можно было приобрести все новинки по сельскому хозяйству. Имелись четыре рядовых сеялки, они  давались в работу за небольшую плату: пятьдесят копеек с члена Общества да восемьдесят с постороннего, а семьям запасных солдат, ратников и призванных на службу давались бесплатно. Сеялки тоже служили источником небольшого  дохода, а, главное, поднимали авторитет организации.
 
      С 1914-го года Общество имело своё опытное поле, где сеялись разные сорта клевера, имело свой зерноочистительный пункт с сортировкой “Триумф” да двумя веялками-сортировками. Совершенно бескорыстно работали руководители Общества, не получая никакого вознаграждения за свои труды, отдавая общему делу только то свободное время, что оставалось у них от службы, ремесла и промысла, которым они жили. Ходатайства к казне о найме платного работника оставались безрезультатными.
   
     Примечательны такие строки из отчёта Общества: “Казна и Земство не смотрят в корень дела и забывают, что основа всего нашего благосостояния – земля, и на развитие земледельческого промысла должно быть обращено всё внимание.
   Только при дружной совместной работе лучших людей из местного населения и материальной помощи Казны и Земства малосильным сельскохозяйственным кооперативам удастся поднять наше захудалое земледелие на такую же высоту, какой оно достигло у иностранцев в Дании, Чехии и Моравии, почти не знающих неурожаев”.


© Copyright: Галина Чудинова, 2016