О доктрине космических циклов

Олег Гуцуляк
Пессимистический оптимизм доктрины космических циклов

Единственный способ существования Мира
– это движение, вибрация, подчиняющаяся
определенному ритму.
Гермес Трисмегист

Сегодня есть много оснований для утверждения того, что сотни тысяч лет назад существовала довольно развитая протоцивилизация, которая пришла в упадок после некоего глобального катаклизма. После чего развитие культур началось на разных континентах практически одновременно и, что самое важное, из одного корня («изначальной, примордиальной традиции»), которым и являлась эта изначальная цивилизация. Остатки древнейших наук, астрономических и математических открытий восстанавливались, сохранялись и передавались  в так называемых «традиционных учениях» жрецами Египта, Вавилона, Шумера, Индии, Америки.
Среди этих знаний древних находится и доктрина о циклическом (от др.-греч. kyklos «круг») развитии вселенной. В отривке из учения Пифагора, который дошел от Дикеарха, читаем: «… Пифагор говорит …, что все, что когда-либо случилось, повторится через определенный период и что ничто на самом деле не ново» (Порфирий, «Жизнь Пифагора», 19). Древние верили, что по истечении огромного астрономического цикла мировая история повторится во всех подробностях, ибо повторятся те же самые влияния планет. Исходя из этого принципа, знаменитый французский провидец и ученый Мишель Нострадамус был убежден, что что события мировой истории циклически повторяются потому, что повторяются планетные конфигурации и происходят одинаковые знамения. И поэтому он описывал события прошлого в надежде, что таковые снова произойдут в будущем.
Но характерной особенностью этого циклизма есть именно то, что в мире действует непреложный закон: «Всему положены вечное становление и вечная порча» (Прокл, Комментарий к «Тимею», 32d). Циклическое развитие происходит в нисходящем направлении от высшего к низшему («инволюция»; «деволюция»). Но после достижения самой нижнеей точки нисхождения начинается новый подъем («эволюция», «коэволюция»)...
Разделяющими эту доктрину смены циклов указано, что они введены самим Промыслом.
Почему?
Как указывает интертрадиционалист А. Волынский, «… смысл Традиции состоит в зацикливании бесконечного порыва Воли. Только циклы позволяют сохранять систему и диссипировать Волю без взрыва (это как атомная бомба и атомный реактор)» [Волынский А. Re: Убить Дракона // Таким образом: «… Истина состоит в том, что время не есть нечто развёртывающееся единообразно, и следовательно, его геометрическое представление в виде прямой линии, как его обычно рассматривают современные математики, даёт полностью ложную его идею из-за крайнего упрощения; далее мы увидим, что тенденция чрезмерного упрощения является ещё одной из черт современного духа и что, кроме того, она неизбежно сопровождается тенденцией всё сводить к количеству. Истинное представление времени присуще традиционной концепции циклов; это, разумеется, по существу концепция «качественного» времени…» [Генон Р. Царство количества и знамения времени / Рене Генон. – М. : Беловодье, 1994. – С. 43].


Индуистские циклы

В индуизме в рамках определения «санатана-дхармы» – «вечного закона / пути» (Вселенная существует в циклическом времени и всякое событие уже некогда происходило, повторится оно и в будущем) существует подробная периодизация вселенских циклов. 
Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга (санскр. «пара, упряжка») – «мировой век». Существуют четыре юги, каждая из которых короче предыдущей (4:3:2:1), т.е. каждый последующий этап занимает значительно меньше времени, чем предыдущие. В каждую из них все более ухудшаются моральные и мировоззренческие устои общества, обобщенно выраженное как «дхарма» (4/4:3/4:2/4:1/4), а также уменьшается продолжительность жизни людей, слабеют их мужество, ум, сила, духовная мощь» («Махабхарата», ІІІ, 188: 9-119).
По мысли великого традиционалиста Р. Генона, причина этого заключается в том, что развитие проявленного мира с необходимостью предполагает ускоряющееся движение от порождающего принципа. Начиная с высшей точки, проявленность стремится вниз, причем, как это происходит в случае физических тел, скорость такого движения постоянно возрастает до тех пор, пока не достигнет предела. В то время как на самом деле все стремится к упадку, люди в безумии своем полагают, что наблюдают прогресс. Поэтому «инверсия» рассматривается как всепроникающая черта современности.  По мере прохождения цикла вследствие того, что его развитие идет по нисходящей линии, происходит затемнение духовного центра, и Традиция утрачивается. Дробление Изначальной Истины доходит до такой степени, что постепенно превращается в свою противоположность (в ее проявлениях, а не в сущности). Мир, в котором осуществляется переход к антитрадиционализму, где исчезают даже вторичные (религиозные и традиционные) истины, является миром Лжи (Царством Количества) – чем и является современный мир, мир Модерна. В результате сейчас мы «… пришли к тому миру, где находимся, по железной логике исхождения… судьба мира исхождение, оно же нисхождение, Untergang» [Дугин А. Метафизика денег и достоинство смерти // http://evrazia.org/article/2576].
Вот эти эпохи (юги) («Махабхарата», ІІІ, 186: 17-23):
1) Крита-юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет (она же – «Сатья-юга», «Дева-юга»; господствует гуна благости, люди живут по 100 тыс. лет, имеют огромный рост, обладают всеми наилучшими человеческими качествами, и поскольку духовное знание в те времена общедоступно и является основой образования, все 100% населения следуют духовному пути в мир свободы: «… Во время Критаюи нет ни богов, ни данавов, ни гандхарвов, ни якшей, ни ракшасов, ни демонов-змеев… нет и купли-продажи. Не было ни Сама-, ни Яджур-, Ни Риг(веды), не было … человеческой деятельности … В течение той юги не было ни болезней, ни обмана чувств, ни зависти, ни плача, ни гордыни, ни жестокости, не было ссор и нерадивости, вражды, обид, страха, страданий… Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры во времена Критаюги были строго разграничены, люди ревностно придерживались своей кармы. Тогда варны, единые в отношении кармы, соблюдали дхармы, проходя через одни и те же ашрамы, ведя сходный образ жизни, равные между собой в знаниях, мудрости, силе. Связанные одной Ведой, единые в способе обрядового действа …, единые в Веде, они следовали единой же дхарме» («Махабхарата», ІІІ, 148);
2) Трета-юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей – 1 296 000 лет (господствует гуна страсти, срок жизни сокращается до 10 тыс. лет, и люди становятся меньше ростом, у них зарождается зависть друг к другу, появляются элементы вражды, жадности, лицемерия и т. д., духовным путем следует 75% населения);
3) Двапара-юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет (господствует гуна невежества, все больше возрастает порок, а все хорошее убывает, люди живут не более 1000 лет, к духовности склонны не более 50% населения; считается, что именно к концу этой юги относятся события, описанные в Ветхом Завете, откуда мы узнаем о соответствующем той эпохе возрасте людей: Адам жил 930 лет, его сын Сиф – 912 лет, Енос – 905 лет, Каинан – 910 лет и т.д., причем в этом возрасте они сохраняли полную дееспособность. Например, Ламех в возрасте 595 лет родил Ноя);
4) последняя эра, Кали-юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет (очень мало осталось от гуны благости, а доминируют гуны страсти и невежества, срок жизни сократился до 100 лет, к концу Кали-Юги долгожители едва будут достигать 30 лет, а ростом человек будет не выше одного метра, духовность полностью исчезнет, и к концу юги будет процветать людоедство и т.д., не более 25% населения склонны к духовной жизни). Голландский математик Б.Л. Ван дер Варден заметил, что в космо-исторической хронологии вавилонского жреца Берроса правление всех царей составляет 120 сар (1 сар = 3600 лет), которые равны 432000 лет, сколько длится и Кали-юга! [Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. – М.: Наука, 1991. – С. 126-127]. Правда, ученый-математик стыдливо умолчал, что заслуга в первом сопоставлении этих цифр принадлежит основательнице теософии [Блаватская Е.П. Тайная доктрина / Пер. с англ. Е. Рерих. Вступ. ст. А. Севрюковой. – М. : Эксмо; Харьков : Фолио, 2011. – Т. 1. – С. 845]. Согласно расчетам по Берросу получается, что от сотворения мира до рождения Александра Македонского прошло 2 148 000 лет и еще мир должен просуществовать 12 000 лет, чтобы достичь 2 160 000 лет = 600 сар = 5 раз по 120 сар.
В Сатья-югу высшим религиозным занятием считается тапас – аскеза, в Трета-югу – знание, в Двапара-югу – жертвы, в Кали-югу – дары.
 В разные юги являляются различные аватары Вишну: в Сатья-югу – Вараха, в честь которого названа текущая кальпа; в Трета-югу – Рама, описанный мудрецом Вальмики в великом эпосе «Рамаяна»; в Дварпара-югу – Кришна, описанный в эпосе «Махабхарата», автор «Бхагавад-гиты»; в  Кали-югу – Будда, основатель буддизма, явился в начале юги и Калки, воин-царь на белом коне, – ожидается в конце этой юги.
В «Ману-Самхита» («Законах Ману») описываются юги в ясных, детальных и поэтических выражениях:

Четыре тысячи лет говорят,
Длится одна Крита-Юга,
И столько же тянется сотен лет
Утренний Юги рассвет,
И точно такой же длине равны
Вечерние сумерки Юги.
Другие три Юги строятся так
Что число тысяч в основе Юги
И число сотен в крайних сандхи –
Рассветах и сумерках Юг –
В каждой из следом идущих –
На единицу снижается.
Так возникающий цикл из четырех Юг
Длится двенадцать тысячелетий;
Веком Богов этот цикл называют.
Тысяча этих Дайва-Веков
Брахмы единственный день
В сумме своей составляют;
И ночь Брахмы длится
Столько же Дайва-веков,
Как и день.

Каждой юге предшествует период, названный в «Пуранах» сандхья – «сумерки», или переходный период, а за ним следует другой период такой же продолжительности, называемый сандхьянса – «часть сумерек». Каждый из них равен десятой доле юги. Продолжительность юг исчисляется «годами дэвов / богов» – согласно «Бхагавата-пуране», каждый такой год равняется 360 годам смертных людей. Таким образом мы имеем:


Юга Продолжительность, г.д. Сандхья и Сандхьянса, г.д. Общая продолжительность
в годах дэвов
12 000 в годах смертных людей
4 320 000
Сатья-юга 4 000 400+400 4 800 1 728 000
Трета-юга 3 000 300+300 3 600 1 296 000
Двапара-юга 2 000 200+200 2 400 864 000
Кали-юга 1 000 100+100 1 200 432 000

Всего 4 юги длятся 12 000 лет дэвов или 4 320 000 лет смертных людей. Данный период из четырёх юг именуется «чатуръюгой» (или «махаюгой», «дайваюгой») и составляет тысячную часть кальпы, или двухтысячную часть суток Брахмы, равных 8,64 млрд лет.
Продолжительность Сатья-юги – с 3,9 млн. по 2,2 млн. лет до н.э., Трета-юги – с 2,2 млн. по 867 тыс. лет до н.э., Двапара-юги – с 867 тыс. по 3 тыс. лет до н.э. ) и Кали-юги – с 3 тыс. лет до н.э. по 429  тыс. лет н.э. Собственно, нынешняя эра, Кали-юга, началась в пятницу 23 января (в ночь с 17 на 18 февраля по ст. ст.; в других источниках называется 20 февраля по ст.ст) 3102 до н.э. в 2:27 после ухода из мира Кришны и продолжится еще 427 тыс. лет.
Завершение Кали-юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением богопочитания, распространением неуважительного отношения к священному писанию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной. Силами Природы уничтожаются цивилизации в тот период их развития, когда у них уже потеряна подлинная матрица целей и смыслов человеческого существования, и они перешли на безудержное потребление и удовлетворение потребностей своей низшей природы. Этому утверждению есть немало доказательств как среди мифов различных народов, так и среди археологических находок, утверждающих, что гибели цивилизаций от стихийных бедствий или войн всегда предшествовало падение нравов. В последний час, через 427,000 лет после начала Кали-юги, людям на помощь является Спасителем десятая аватара Вишну – Калки. Его приход – последняя попытка сделать Переход не эволютивным, а инволютивным: когда мир достигает крайней степени дестабилизации и готовится выйти из одного цикла в другой, его положение максимально шатко, а значит – он представляет максимально лакомый кусочек для хаотизирующих Сил, в последнем ожесточении пытающихся урвать запасы Силы этого мира. И Великие Воители во главе с Калки всего лишь обеспечивают правильное протекание Перехода, поддерживают нормальное течение эволюции.
«… В жестоких муках пройдет конец юг, а потом своим чередом возродится (весь) мир, начиная с дваждырожденных. Через определенное время судьба будет вновь неожиданно благосклонна к миру. Луна, Солнце, Тишья (Сириус) и Брихаспати (Юпитер) сойдутся под одним знаком зодиака, и тогда (снова) начнется Крита(юга)» («Махабхарата», ІІІ, 188:85-93).
Снова начнется новый цикл из четырех юг, именуемый Махаюга, или Великая Юга, который продлится следующие 4 320 000 лет. 1000 махаюг, т.е. 4 320 000 000 лет, составляют одну Кальпу («порядок, закон») – один день в жизни бога Брахмы (почти совпадает с предположительным возрастом Земли в 4,54-4,57 млрд лет).
В конце каждого такого дня, называемого Кальпанта («конец кальпы»), вся материя вселенной полностью распадается, совершенно утрачивает существование, переходит в небытие (санскр. abhuti), т.е. физический мир поглощается причинным миром (телом Маха-Вишну). В течение «ночи Брахмы», именуемой Махапралайя («маха» – «большой», пра – «перед», «лайя» – угасание»), которая длится также одну Кальпу (4 320 000 000 лет), материя существует только в потенции, как возможность своего восстановления.
Таким образом, сутки (Ахорарт) Брахмы длятся 8,64 млрд лет (= 2 Кальпы = 2 000 Маха-юг). Месяц Брахмы состоит из тридцати таких суток (тридцати дней и тридцати ночей), что составляет 259,2 млрд лет. Его год (12 месяцев) состоит из 360 Ахорарт (= 720 000 Маха-юг.), живет же Брахма 100 лет (1 Махакальпа = 72 000 кальп = 72 000 000 Маха-юг = 311 триллионов 40 миллиардов лет, или 311 040 000 000 000). Собственно сейчас прошло 50 из 100  лет жизни Брахмы (155 020 000 000 000 лет), которое отмечалось 23 декабря 2012 года [23 декабря 2012 года – 50 лет Брахмы // http://zapys.blogspot.com/2012/12/23-2012-50.html].
Сами 100 лет Браxмы – это один выдоx Маxа-Вишну, который создаёт вселенные, выдыxая, и уничтожает, вдыxая.
После завершения «ночи Брахмы» из тела Маха-Вишну выходят бесчисленные вселенные, в каждой из которых рождается свой Брахма из исходящего из пупа Вишну лотоса,  т.е Брахма – не бог, не Абсолют, а сотворён Абсолютом-Вишну (в его личностном аспекте Бхагавана, или в безличном аспекте Брахмана) от соединения с женской энергией (Пракрити), и начинается новый цикл кальп протяжением в 311 040 000 000 000 лет. После 36 000 таких растворений и сотворений происходит полное вселенское уничтожение, Махапралайя, когда все три мира – время, форма и пространство – втягиваются в Бога.
После периода всеобщего уничтожения начинается новая жизнь Брахмы (и Вселенной). И так повторяется бесконечно, ad infinitum, для материального (апара) мира.
Но духовный (пара) мир не сотворяется и не уничтожается, а существует вечно, ибо не подвержен влиянию времени (вне понятия  времени в материальном и тонкоматериальных мирах). Души, изначально являющиеся дживой, т.е. духовной единицей, во время «ночи Брахмы», входя в тело Маха-Вишну, не погибают – их состояние можно сравнить со сном (кроме «пробужденных» душ-сознаний – святых, богов, сиддхов, которые входят в непроявленное, обьединяясь с Ниргуна-Брахманом). Но при этом у «спящих» душ тонкие семена («биджи») индивидуальностей сохраняются и во время следующего разворачивания творения они выпадают из трансцендентного непроявленного состояния и перерождаются, если только их хорошо не «прожарить» огнем «тапаса» и светом осознавания. Но если они «прокалены», то больше никаких ростков из них не появится. Когда возникает новый Брахма и новая Вселенная, то души, спавшие до этого в теле Маха-Вишну, вновь обретают тела и продолжают осуществлять свои стремления и желания в теле.


Буддистские циклы

В буддийской космологии также предполагается, что время бесконечно и циклично. Это не значит повторения тех же самых событий, но говорит о некоторой структуре или ритме, типа смены дня-ночи или сезонов и общего характера событий.
Основная единица измерений – Махакальпа (Великая Кальпа). Точная длина этого периода в годах не была определена точно, но это очень большой период, и измеряется в миллиардах лет. Великая Кальпа делится на четыре обычных кальпы,  они отличаются друг от друга по стадии эволюции вселенной. Вот последовательность этих четырёх кальп:
1) Вивартакальпа, «эон эволюции» – период, когда вселенная разворачивает своё существование;
2) Вивартастхаикальпа, «эон эволюции-длительности» – во время этого периода вселенная находится в стабильном состоянии:
3) Самвартакальпа, «эон угасания» – в течение этого периода вселенная сворачивается и угасает;
4) Самвартастхаикальпа, «эон угасания-длительности» – в течение этого периода вселенная остаётся в состоянии пустоты.
Каждая из этих кальп состоит из двадцати антаракальп («внутренние эоны») примерно одинаковой длительности. Для Самвартастхаикальпы это деление скорее номинально, так как ничего не меняется, но для других трёх кальп эти периоды обозначают внутренние циклы в кальпе.
Наше время считают концом первой антаракальпы Вивартастхаикальпы, когда продолжительность жизни стала меньше 100 лет (Будда Шакьямуни жил 80 лет). Наша Вивартастхаикальпа начинается тогда, когда первое существо рождается в аду, и таким образом вся вселенная становится заполненной.
В начале первой антаракальпы люди в целом счастливы. Ими управляет чакравартин (носитель колеса) — единый монарх. «Махасудассана-сутта» (DN.17) рассказывает о чакравартине, который живёт 336 000 лет. «Саккавати-сихананда-сутта» (DN.26) рассказывает о поздней династии чакравартинов, Дальханеми (Da;hanemi, санскрит: D;;hanemi) и пяти его потомках, живших более 80 000 лет. Седьмой из этой линии нарушил традицию, отказавшись от власти и передав её сыну, завершив свою жизнь как шраман.
За первый эон продолжительность жизни людей уменьшается с нескольких десятков тысяч лет до периода менее ста лет, как у современных людей. В результате возникла бедность, началось воровство, были введены наказания, появились преступления и убийства. В это время, согласно «Махападана-сутте» (DN.14), появлялось три из четырёх будд: Будда Кракуччханда (Какусандха), когда продолжительность жизни составляла 40.000 лет; Канакамуни (Конагамана), когда продолжительность жизни составляла 30.000 лет; и Кашьяпа (Кассапа), когда продолжительность жизни составляла 20.000 лет. Остаток антаракальпы должен быть печальным – продолжительность жизни будет уменьшаться, мораль падать и все несчастью происходить и иметь деструктивные последствия. Еды будет категорически не хватать, и еда будет бедной и безвкусной, от морали ничего не останется. Правителями будут наиболее злобные и властные. Люди озвереют, будут нападать даже на членов семьи и охотиться друг на друга, возникнет большая война, наиболее агрессивные убьют друг друга. Менее агрессивные разбегутся и будут прятаться в лесах и пещерах. Война ознаменует конец первой антаракальпы.
По окончании войны те, кто выжил, будут выходит из своих укрытий и становиться менее агрессивными, привыкая к добрым делам. По мере привыкания к добродетельной жизни и отказу от пороков будет увеличиваться продолжительность жизни, улучшаться здоровье и благосостояние, и возрастать количество людей. За долгое время продолжительность жизни постепенно повысится с десяти до 80 000 лет, и тогда появится снова царь-чакравартин Санкха. Во время его правления Бодхисаттва того времени спустится с неба Тушита и родится под именем Аджита, станет шраманом и достигнет полного просветления как Будда, это будет Будда Майтрея (Меттейя). После прихода Майтреи мир опять станет хуже и события начнут повторяться, продолжительность жизни опять уменьшится и дойдёт до 10 лет.
Каждая антаракальпа завершается разрушительной войной, падением морали и одичанием людей, новая начинается с появлением морали и расцвет цивилизации происходит в середине антаракальпы.
После 19-й антаракальпы продолжительность жизни повысится до 80000 лет и не упадёт, потому что закончится вся Вивартастхаикальпа.
Самвартакальпа наступает, когда мораль достаточно высока и постепенно существа перестают рождаться в адах. Потом пустеют ады, а далее пустеют миры претов, животных, а потом и людей, а за ними – асуров и богов. По некоторым буддийским текстам не исчезают полностью самые глубокие ады, и к моменту конца вселенной существа из этих адов переселяются отбывать наказание в другие миры. Потом прекращаются рождения в мирах Брахмы, и под самый конец остаётся один Великий Брахма. В конце концов, приходит Великий Огонь и сжигает всё, включая трон Великого Брахмы, опустошая все миры ниже Абхасвары. Смысл Самвартакальпы в том, что человеческие существа в период расцвета уже не выбирают пути деградации и поднимаются в высшие миры Абхасвары («сияющих небес»). В конечном итоге там спасаются все существа.
О четветой, Самвартастхаикальпе, ничего нельзя сказать, так как ниже миров Абхасвары ничего не происходит. Когда она заканчивается, заканчивается и Махакальпа, – и тогда снова начинают дуть космические ветры и восстанавливать изначальную структуру вселенной.
Сама Махакальпа заканчивается гибелью мира в огне. Но в каждую восьмую махакальпу, после семи разрушений мира огнём, мир разрушается водой. Это разрушение более опустошительно, так как захватывает не только миры Брахмы, но и миры богов-дэвов, Абхасвары («сияющие небеса»; кит. Гуан Инь тянь), из которых прежде шло заселяление уничтоженных огнем миров. Миры Абхасвары простираются вширь и содержат в себе тысячи отдельных вселенных, каждая со своей горой Сумеру, стеной Чакравада, Солнцем и Луной и четырьмя континентами. Вся такая полная система миров с 1000 вселенными называется малым килокосмом (сахасра-чудика-локадхата).  Затем каждые шестьдесят четыре кальпы после 56 разрушений огнём и семи разрушений водой наступает разрушение мира ветром. Это самая разрушительная катастрофа, которая смывает также миры Шубхакритсны («Небеса Богов Всеобщности Красоты Как Сущности Страсти»; кит. Бань Цзин тянь), объединяющей 1000 малых килокосмов, а всего миллион обычных вселенных. Эта большая вселенная называется двисахасра-мадхьяма-локадхата, или средним мегакосмом. Но не уничтожаются никогда более высокие миры – Шудхаваса и Брихатпала, они охватывают тысячу таких мегакосмов или миллиард вселенных, такой мир называется трисахасра-махасахасра-локадхата – «великим гигакосмом».
В тибетской доктрине «Калачакры» несколько другая периодизация, совпадающая по названию и общей качественности характеристик с индуистскими югами, но они заключены в иные временные интервалы. Вначале идут т.н. «Ранние четыре времени» – Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга, Кали-юга, заключенные в интервале времени с 881 г. до н.э. (Тантра Калачакра вручается царю Шамбалы Сучандре в год Железо-Дракон) до 2424 г. до н.э. (когда произойдет Шамбалинская война). Продолжительность всего периода – 3304 года (длительности каждой из юг не указываются). Затем идут т.н. «Поздние четыре времени» – те же четыре юги, но заключенные в другой временной интервал (2424-4224 гг. н.э.), протяженностью 1800 лет (каждая юга длится 450 лет). Таким образом, общее время существования учения Калачакры составляет 5104 года. «… Начальный период после победы войска Шамбалы … характеризуется процветанием учения Будды и полным благополучием. Говорится, что злаки будут обмльно произрастать на непаханной земле и т.д. Йогины осуществлят в течение одной жизни состояние Калачакры. Учение Будды полностью прояснится, среди людей появится много сиддхов. Затем Драгбо Хорложан [Раудра-Калки, – О.Г.] посадит на троны двух своих сыновей – Брахму и Сурешу, разделив между ними свои владения (с учетом земель, прежде занимаемых лало [т.е. мусульман, – О.Г.], и завершит это свое существование, реализовав состояние Самбхогакан – последнее состояние перед окончательным освобождением. С каждой следующей югой «поздних четырех времен» деградация мира будет усиливаться, и с окончанием Кали-юги этого периода учение Калачакры и в целом учение Будды Шакьямуни исчезнут в этом мире… Таким образом, … перед приходом Майтрейи закончится кальпа Будды Шакьямуни. С приходом Майтрейи начнется кальпа Будды Майтрейи. Затем – … в рамках цикличности – через какое-то время появится новый Калки и посредством его деятельности данный цикл бытия (аналог «ранних четырех времен») завершится и начнется следующий (аналог «поздних четырех времен»). Однако в калачакринской концепции четырех юг не рассматривается вопрос прихода Майтрейи» [Стрелков А.М. Мифическая история и эсхатология учения Калачакра в буддийской легенде о Шамбале // Восток. – 2008. – № 5. – С. 17, 18].

Исторический характер циклов Манвантар

Каждая Кальпа (один «день Брахмы» = 4 320 000 000 лет = 1000 махаюг, где 1 махаюга = 4 юги) делится на 14 периодов манвантар («века Ману-«Человека»), каждая из которых продолжается 71 чатуръюг (махаюг) = 852 000 лет дэвов = 306 720 000 солнечных лет с большими интервалами между ними (так как точное значение  кальпы – 308 571 429 лет).
В каждой манвантаре мир, создаваемый заново, имеет своих богов и героев. После сотворения вселенной Брахма создает одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества. В «Ману-смрити» они перечисляются по именам: Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета или Дакша, Бхригу и Нарада. Также говорится, что Брахма сотворил семь великих мудрецов-«риши», Саптариши, которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра, или «сыновьями, рождёнными из ума».
Современный мир находится ныне в первый день 51 года Брахмы, в Кальпе, называемой Швета-вараха, в 5114 годе (точнее утренних сумерек-сандхьи, продолжительностью 36 000 лет) Кали-Юге 28-й Махаюги 7-й Манвантары, т.е. седьмого Mану – Шраддхадева, или Вйавасвата, сына Вивасвана («Правителя Солнца»). Т.е. с начала текущей Кальпы (дня Брахмы) прошло примерно 2,27 миллиарда лет и до конца кальпы осталось 2,05 миллиарда лет.
Циклы, которые разворачиваются внутри Манвантары, имеют одновременно космический и исторический характер, так как они уже более конкретно относятся к земному человечеству, будучи в то же время связаны с событиями, происходящими за пределами нашего мира.
По мере прохождения исторического цикла Манвантары вследствие того, что его развитие идет по нисходящей линии, происходит затемнение духовного центра, и Традиция утрачивается. Дробление Изначальной Истины доходит до такой степени, что постепенно превращается в свою противоположность (в ее проявлениях, а не в сущности). Мир, в котором осуществляется переход к антитрадиционализму, где исчезают даже вторичные (религиозные и традиционные) истины, является миром Лжи (Царством Количества) – чем и является современный мир, мир Модерна.
Рене Генон сделал поразительный вывод о том, что первые семь Манвантар Кальпы соответствуют семи Сварг («небеса»), а вторые – семи Патала (уровни «тьмы кромешной»). При этом вторая серия Манвантар повторяет первую в обратном порядке, а стало быть 8 Манвантара максимально подобна 7-й, но, в действительнсти, есть его антиподом [Генон Р. Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов // http://angel.org.ru/1/genon1.html].
Как уточняет А. Дугин, сама Кальпа, составляющая 14 Манвантар, представляет, в свою очередь, полукружность и равна половине полного цикла (Двайта-Кальпа), символизируемого полным циклом Луны (28 дней) [Дугин А. Глава ІХ. Космические циклы // Дугин А. Абсолютная Родина. – http://arcto.ru/article/183]. Таким образом, как вторая серия 14-ти Манвантар повторяет первую в обратном порядке, так и  события в кальпе являются зеркальным отражением событий предыдущей кальпы.
Все эти 14-ть Манвантар нашей Кальпы «… представляют редуцированный образ всех циклов Универсального Проявления. В этой перспективе можно утверждать, что последовательность Манвантар представляет собой отражение в нашем мире иных миров… Здесь следует рассмотреть также другие соответствия. Например, соответствие между семью Манвантарами и семью Двипа или "регионами", на которые, согласно индуистской доктрине, разделяется вся наша земля… Двипа "появляются" одна за другой, по очереди, а не одновременно, и это означает, что на протяжении каждого циклического периода мы имеем дело с одной и той же Двипа. Если взять в качестве такого циклического периода Манвантару, то получится, что каждая Двипа в течение всей Кальпы должна появиться дважды, т. е. по одному разу в каждой из семеричных серий Манвантар, о которых мы упомянули. И судя по соотношению этих двух серий между собой, – а они соотносятся друг с другом обратным образом, как и всегда в таких случаях, что явствует также из естественной противопоставленности Сварга и Патала, – можно прийти к выводу, что очередность появления Двипа в ходе второй серии Манвантар должна быть обратной по отношению к порядку их появления в первой серии. В целом же здесь речь идет скорее о различных состояниях всего земного мира, нежели о пространственных "регионах" как таковых… Именно такое понимание смысла концепции семи Двипа подтверждается совпадающими данными других традиций, где также говорится о "семи землях". Особенно это очевидно в исламском изотеризме и в иудейской Каббале. В Каббале "семь земель", внешне представленные как семь частей земли Ханаанской, связываются с царствованием "семи царей Эдома", которые явно соответствуют семи Ману первой серии Манвантар. И все эти земли заключены в "Землю Живых", которая обозначает собой тотальное развитие всех возможностей нашего мира, взятых синхронно в их принципиальном состоянии» [Генон Р.  Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов // http://angel.org.ru/1/genon1.html].
В доктрине розенкрейцеров существует представление о периодах роста, расширения (накопления опыта) и периодах углубления (усвоения опыта). Именно семь великих Периодов Проявления (Сатурна-Солнца-Луны-Земли-Юпитера-Венеры-Вулкана (Плутона)), в течение которых Девственный Дух, или развивающаяся жизнь, должен стать сначала человеком, а затем – Творцом. Затем Великий семиричный День Проявления подойдет к концу и все ныне сущее снова погрузится в Абсолют для периода отдыха и усвоения плодов эволюции (очевидно, что при усвоении опыта Дух проходит также семь великих периодов, Великую семиричную Ночь Усвоения), чтобы снова возникнуть для дальнейшего и более высокого развития на рассвете другого Великого Дня. Каждый раз, когда материя кристаллизуется до такой степени, что Духу становится слишком трудно работать в ней, Дух ретируется для восстановления своей растраченной энергии.
Внутри каждой юги есть свои «малые четверицы эпох», соответствующие великим четверицам (собственно  югам). Смена юг в малом цикле идут по кругу: Сатья-Трета-Двапара-Кали нисходящего цикла (12 000 лет), затем сразу Кали-Двапара-Трета-Сатья восходящий цикл (12 000 лет) и далее по циклу (24 000 лет юг малого цикла ; 26 000 лет Платонов год).  Согласно Юктешвару, в 3102 года до н.э. (начало Кали-юги Большого цикла) началась Двапара-юга нисходящего цикла, с 3102 г. до н.э. по 2902 г. до н.э. – утренние сумерки Двапара-юги, с 2902 г. по 902 г. до н.э. – основной цикл Двапара-юги, с 902 г. по 702 г. до н.э. – вечерние сумерки Двапара-юги, Кали-юга нисходящего цикла с 702 г. до н.э. по 499 г. н.э., Кали-юга восходящего цикла с 499 г. по 1699 г.; утренние сумерки восходящего цикла Двапара-юги с 1699 г. по 1899 г., Двапара-юга восходящего цикла с 1899 г. по 3899 г. и вечерние сумерки – с 3899 по 4099 г., Трета-юга восходящего цикла с сумерками – с 4099 г. по 7699 г., Сатья-юга восходящего цикла с сумерками – 7699 г. по 12499 г.
Согласно «Бхавишья-пуране» через 5000 лет после начала Кали-юги (в 3102 до н.э.) началось вкрапление 10 000 летнего периода Сатья-юги (с 1898 г. по 11898 г. н.э.). В вайшнавской традиции считается, что это вкрапление сатья-юги связано с приходом Шри Чайтаньи Махапрабху. Традиционалисты соотносят эту сменну эпох со смертью (14 января 1898 г.) Льюиса Кэрролла и с рождением (19 мая 1898 г.) Юлиуса Эволы.
Это же «вкрапление» «малой четверицы» юг в «великую четверицу» Юг объясняет, например, то, что внутри Кали-юги мы можем наблюдать определенные факты, не соответствующие, казалось бы, положениям об явлениях в эпоху Калиюги. Например, что средняя продолжительность жизни за ХХ в. выросла в 1,5 раз, за последние 500 лет в целом в 2,5 раз, в то же время как по теории Кали-юги она должна падать.
Однако, указывает Р. Генон, «… никакая ортодоксальная традиция никогда не поощряла подобные вычисления, благодаря которым человек смог бы узнать будущее с той или иной степенью точности, т.к. подобное знание заключает в себе гораздо больше неудобств, нежели подлинных преимуществ (ср.: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Мф 24.36-39; Мк 3.32-37), – О.Г.). Вот почему знание о начальной точке и полной длительности Манвантары всегда тщательно скрывались – через изменение истинных дат, либо посредством добавления или вычитания определенного числа лет, либо путем умножения или деления длительности циклических периодов при сохранении, однако, точных пропорций. Добавим также, что часто определенные соответствия берутся в обратном смысле. Если длительность Манвантары – 4320, то длительность четырех Юг будет соответственно – 1728, 1296, 864 и 432. Но на что надо умножить эти числа, чтобы получить выражение длительности всей Манвантары в обычных земных годах? Легко заметить, что циклические числа прямо связаны с геометрическим делением круга: так 4320 = 360 х 12. В таком делении нет ничего спорного или условного, т.к. в силу взаимосвязи между арифметикой и геометрией вполне естественно осуществлять деление круга на основании чисел 3, 9, 12, в то время как десятиричное деление соответствует прямой линии. Однако это фундаментальное утверждение все же не позволяет пойти дальше в определении циклических периодов, если не принять во внимание тот факт, что принципиальная и естественная база циклических периодов на космическом уровне – это цикл предварения равноденствий, чья длительность равна 25 920 годам. Точка равноденствия смещается в ходе этого процесса на 1 градус за 72 года. 72 – это один из подмножителей числа 4 320 = 72 х 60, а 4320 – это, в свою очередь, подмножитель числа 25 920 = 4320 х 6. И тот факт, что цикл равноденствия связан с тем же числом, что и деление круга, и является еще одним доказательством естественности такого деления. Но теперь встает следующий вопрос: какой множитель или подмножитель этого астрономического периода соответствует истинной длительности Манвантары? Чаще всего в различных традициях упоминается не столько полный период предварения равноденствий, сколько его половина. Именно эта половина полного периода предварения равноденствий называлась у персов и греков "Великим Годом". Его длительность оценивалась ранее приблизительно как 12 000 или 13 000 лет, точное значение – 12 960. Учитывая особую важность этого периода, можно было бы предположить, что в Манвантаре должно быть целое число этих "Великих Годов". Но какое? В этом отношении мы находим – уже вне контекста индуистской традиции – точное указание, которое на сей раз можно понять буквально: у халдеев длительность царства царя Ксисутроса (Зиусудры), строго тождественного Вайвасвате, Ману настоящей эры, равна 64 800 годам, т.е. точно пяти "Великим Годам". Заметим, что 5 – это также число "бхута" или элементов чувственного мира в индуистской традиции, которые играют столь важную роль в космологии. Это соображение лишний раз подтверждает точность нашего вывода. Можно было бы рассмотреть определенную взаимосвязь между пятью "бхута" и пятью "Великими Годами", – тем более, что в древних традициях центральной Америки такое сочетание элементов с определенными циклическими периодами засвидетельствовано... Как бы то ни было, если истинная продолжительность Манвантары действительно такова, и если мы возьмем за основание наше число 4320, равное 1/3 "Великого Года", тогда необходимым множителем будет число 15. С другой стороны, и пять "Великих Годов" должны распределяться по Югам неравномерно, но в соответствии с простыми соотношениями: Крита-Юга длится 2 "Великих Года", Трета-Юга – 1 и 1/2, Двапара-Юга – 1, а Кали-Юга – 1/2. Эти числа очевидно представляют собой половины чисел, полученных нами при принятии длительности всей Манвантары за 10 (4 – 3 – 2 – 1). Выраженная в обычных годах, продолжительность четырех Юг будет следующей: 25 920 лет длится Крита-Юга, первая из юг, 19 440 – Трета-Юга, вторая, 12 960 – Двапара-Юга, третья, и 6 480 – Кали-Юга, четвертая, что в целом составляет 64 800 лет. И разве можно отрицать, что, если оценивать на основании других факторов истинный возраст современного земного человечества, эти цифры вполне укладываются во вполне приемлемые рамки. Здесь мы прервем наше изложение, т.к. относительно точки начала нашей Манвантары и, следовательно, относительно точного определения циклической позиции той эпохи, в которую мы живем, мы не отваживаемся высказать никаких конкретных предположений. Из традиционных источников нам известно, что мы уже давно находимся в периоде Кали-Юги. Не опасаясь ошибиться, мы бы сказали даже, что в ее последней, крайней фазе, описанной в Пуранах в терминах, в которых, безо всяких сомнений, явственно и однозначно узнается именно наш современный мир…» [Генон Р.  Несколько замечаний по поводу доктрины космических циклов // http://angel.org.ru/1/genon1.html].
Однако, если подлинная длительность юг и скрывалась традиционалистскими доктринами, то все же ортодоксальная ведическая традиция определяет точно время начала века Кали-юги – 3102 г. до н.э. как время войны пандавов и кауравов, описанной в «Махабхарате», уход Кришны из нашего мира и начало исторических царств индоариев. Около этой даты: 3761 г. до н.э. – дата сотворения мира по еврейскому календарю; по Аль-Хорезми 3101 г. до н.э. начался Ноев потоп («атофен»); 3300 г. до н.э. – цивилизация долины Инда (Хараппы, Мохенджо-Даро); установление т.н. «0-й династии» фараонов в Египте (3150-2950 гг. до н.э.), когда в 3118 г. до н.э. Нижний Египет завоевал Верхний Египет, столицей нового государства стал Мемфис, а лидер завоевателей Менес стал основателем I династии фараонов объединенного Египта. В Греции в это время расцветает Кикладская цивилизация; 3113 г. до н.э. – начальная дата летоисчисления цивилизации майя.

Ацтекские циклы

Собственно ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами и человеческими жертвоприношениями. Сто «веков», в свою очередь, составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем».
Данная текущая эпоха Пятого Солнца началась в 3114 году до н. э. и должна закончиться 21 декабря 2012 года (как указывалось выше, эта дата совпадает с датой 50 лет из 100 лет жизни последнего Брахмы). Это якобы можна узнать из расшифровки ацтекского календаря – т.н. «Камня Солнца», огромный базальтовый монолит диаметром около 4 метров и весом около 25 тонн, который храниться в Антропологическом музее в Мексике. В центре камня вырезан Тонатиу – бог Солнца настоящей эпохи. Со всех сторон находятся символы четырех прошедших эпох. Солнечный камень на языке символов рассказывает, что каждая предшествующая эпоха имела своего бога, что за эти четыре эпохи поменялись четыре человеческие расы и что все прошлые культуры исчезли в результате великих катаклизмов и только некоторые люди выжили и рассказали о произошедшем.
Кроме «Камня Солнца» о смене эпох с небольшими разночтениями говорится в «Ватиканском кодексе А (3738)», составленном в Риме на основе информации, исходившей от Педро де Лос Риоса (между 1579 и 1589 гг.), а также «Кодексах Риос» (около 1572 г.) и «Теллериано-Ременсис» (1569 г.).
Первое Солнце, «Десятая Вода», Матлактли Атль, продолжалось 4008 лет. Тогда в мир пришла смерть и многие «люди» ушли в Мистлан (царство мертвых), но их дети обнаружили волшебное дерево, укрылись в его ветвях, спасение от смерти находили, питаясь его плодами и, в конце концов, превратившись в расу великанов.  Цивилизация погибла в результате потопа. Потоп смогла пережить только одна пара «людей», укрывшись в большом выдолбленном изнутри бревне (стоявшем на берегу старом дереве). «По словам других людей», спасшихся было целых семь пар, которые прятались в пещере до тех пор, пока потоп не закончился и вода не спала. Их потомки снова заселили Землю и стали богами для всех народов. Потоп продолжался 1 год и 1 день.
Второе Солнце, «Змей Ветра», продолжительностью в 4010 лет завершилось чудовищным буйством змея-урагана Эхекоатля. «Люди» этой эпохи ели дикие плоды и назывались «акоцинтли». Потом они превратились в обезьян и, держась за ветки деревьев, уцелели.
Третье Солнце, «Красная голова», Тлейкцяуильо, длилось 4081 год, и люди на этот раз погибли от огненного дождя, обрушившегося на них с неба, и потоков вулканической лавы (или небесного огня). «Люди» эти были потомками спасшихся в пещере (поэтому назывались «каменными людьми»), были огненноволосые и питались плодами «цинокоакок». По данным индейца-хрониста Иштлильшочитля («Кодекс Иштлильшочитля»), уцелевшие огненноволосые люди приплыли в Америку на больших лодках. Спаслась только одна пара людей и она стала предками людей следующей эпохи.
И, наконец, Четвертое Солнце, «Черные головы», Цонтлилик, продолжавшееся 5056 лет, представлено властительницей дождя, богиней Чалчиутликуэ и закончилось гибелью черноволосого человечества от голода, наступившего вслед за «наводнениями, морем крови и огня».
Согласно представлениям ацтеков уже давно идет очередное, Пятое Солнце, которое еще называют Солнцем «Четыре Движения» (Науи Олин). Потому что, по представлениям индейцев, в завершение нынешней эпохи произойдет некое «движение» земли, от которого все погибнут.
О наступлении эпохи Пятого Солнца повествует особый миф. Боги собираютт совет в Теотиуакане, целью которого является выбор нового бога солнца. Они разводят костер и избранный должен в него броситься и погибнуть, а возродиться в виде солнца. Высокомерный бог Теккистекатль («Находящийся в морской раковине») решается прыгнуть первым, но пугается пламени и отступает. Тогда страдающий от болей бог Нанауатль («больной чумой») бросается в костер, превращается в солнце и получает имя Тонатиу («Солнышко»). А Теккистекатль, который бросился следом за Нанауатлем в костер, становится луной (Мецтли). Однако у богов остается еще одна проблема. Солнце и луна на небе неподвижны. Жара и свет становятся невыносимыми. Тогда Тонатиу говорит богам, что он будет двигаться только после того как боги принесут себя ему в жертву. Тех его слова приводят в ярость, но им ничего не остается сделать, как подчиниться им. Кецалькоатль вырывает у богов их сердца и солнце после этого пускается в путь. Ацтеки верили, что если повторять жертву богов, которую они совершили вначале сотворения мира, то они как бы помогают солнцу двигаться по своему пути. И если солнце не будет подкреплять свои силы, то оно может погибнуть, проходя по подземному миру. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву и воинов, павших в боях.
Доктор философии Национального автономного университета Мексики (UNAM) Мигель Леон-Портилья, реконструировал общемезоамериканское представление о циклах эпох на основании анализа представлений майя, науа и ацтеков. В создании мира и всех мировых эпох принимали участие четыре Тескатлипоки, которые олицетворяли четыре цвета (белый, черный, красный и синий), четыре природные стихии или элемента природы, четыре стороны света, а также четыре эпохи мироздания. Сначала они трудились вместе, наводя порядок в мире. Но потом один из братьев, пожелавший возвыситься, превратился в Солнце и сотворил из пепла первых земных существ, которые питались только желудями. Остальные братья были возмущены таким поступком и ниспослали на землю потоп. Все было смыто водой, а первые существа превратились в рыб. Так завершилась Первая мировая эпоха. Во Вторую эпоху на земле появились чудовищные создания, которые вместо приветствия говорили:«Не падай, ибо тот, кто падает, падает навсегда». В конце этого периода небесные чудовища обрушились на земных, и все они погибли. Существа Третьей эпохи были уничтожены огненным дождем. Их сменили обезьянолюди, но и их мир был уничтожен – на этот раз шквальным ветром или бурей. В дальнейшем четыре Тескатлипоки заключили мир между собой и совместными усилиями создали новую землю, новое небо, новых существ. Но не было еще ни света, ни тепла. Пылал божественный очаг, и кому-то из братьев следовало броситься в него, вспыхнуть и вознестись на небо в виде Солнца. Первым попытался вознестись черный Тескатлипока. Он четыре раза хотел броситься в огонь, но всякий раз отступал с испугом. А скромный Шипе-Тотек – красный Тескатлипока – без колебаний прыгнул в пламя и вознесся на небо в виде Солнца. После этого набрался храбрости и черный брат, но было уже поздно, и он обратился в Луну, которой дано светить лишь ночью [Леон-Портилья М. О циклах эпох // http://zapys.blogspot.com/2017/02/blog-post_24.html].
Согласно последующим представлением эпоха Пятого Солнца сменится новой эпохой – Шестого Солнца, которое явит свой лик в ужасной копоти и дыму без огня, которые внезапно охватят мир… В частности, майя считают, что это будет явление Болон Йокте Ку, бога изменений и длинного счета, который спустится с небес [Савченко И. Пророчество майя // http://planeta.by/article/668].
«…Нетрудно догадаться, что приведённые периоды соответствуют периодам прецессии земной оси по 13-ти знакам Зодиака, которые в реальности имеют длительность не 2000 лет, а разную. Эпоха Пятого Солнца включает в себя астрологические Эры Тельца (началась 3113 году до н.э. и длилась около 1780 лет), Овна (длилась около 1340 лет) и Рыб (около 2000 лет). Эпоха Четвёртого Солнца включает в себя Эры Льва (началась в 8139 году до н.э. и длилась около 2070 лет), Рака (1350 лет) и Близнецов (1600 лет). Эпоха Третьего Солнца включает в себя только одну эру – Эру Девы (началась в 12220 году до н.э. и длилась 4080 лет). Эпоха Второго Солнца включала в себя Эры Змееносца (началась в 16230 году до н.э. и длилась около 1250 лет), Скорпиона (1000 лет) и Весов (1760 лет). Эпоха Первого Солнца включала в себя только одну эру – Эру Стрельца, которая началась в 20238 году до н.э. и длилась 4008 лет. Легко также подсчитать, что Эпоха Шестого Солнца будет включать в себя Эры Водолея (длится около 1360 лет) и Козерога (около 2240 лет) и продлится примерно 3600 лет» [Мексика // http://antiqu.narod.ru/civiliz16-2.htm].


Гесиодовы и Платоновы эпохи поколений

В культуре Запада распространено учение о смене в истории человечества особых «веков» («родов», «поколениий») – «золотого», «серебряного», «медно-бронзового», «героев» и «железного». Впервые их так определил греческий поэт-визионер Гесиод в поэме «Труды и дни» (109-201).
Далее приведем с разрешения автора обширную цитату из специализированного исследования: «… Самыми счастливыми были представители золотой расы. Они проводили время в блаженстве, наслаждаясь пирами и изобильной пищей. Золотые люди были долгожителями, не знавшими старости; смерть же их была похожей на засыпание. Впрочем, едва ли столь беззаботная жизнь была их собственной заслугой. Первая раса ничем выдающимся не прославилась, по крайней мере, о ее заслугах и свершениях ничего не сказано… Гесиод … не называет … причину их исчезновения, лишь отмечая, что первую расу поглотила земля. Не совсем понятно то, была ли это внезапная катастрофа или длительный процесс вымирания, зато поэт указывает посмертную судьбу золотых людей. Боги сделали их благостными демонами (;;;;;;;;): обитая в воздухе, они наблюдают за смертными и помогают им. Именно о них позже писал Платон как о посредниках между богами и людьми, которые передают волю богов людям, а молитвы и просьбы людей – богам... Представители серебряной расы отличались замедленной социализацией, большую часть жизни проводя под присмотром матерей: «Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком, Дома близ матери доброй забавами детскими тешась. А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув, Жили лишь малое время…» (Труды и дни. 130-133)… длительное возрастание не шло на пользу серебряным людям, ибо гордыня, из-за которой они не желали служить богам и приносить положенные тем жертвы, стала причиной их гибели. Короче говоря, это было поколение атеистов, которое Зевс скрыл под землей, негодуя на их безбожие. Детали, опять-таки, не разглашаются. Тем не менее, люди их все же почитают как подземных блаженных. Третья раса людей создала технологическую цивилизацию, основанную на меди (греческое ;;;;;; в английских переводах Гесиода передается словом «bronze», что более достоверно исторически, но менее точно филологически); из меди было не только оружие, но и дома. Хлеб медные люди не употребляли, железа не знали. Представители этой расы отличались свирепым нравом и воинственным видом. В конце концов, медные люди уничтожили друг друга, причем поэт намекает, что причиной такого финала стало какое-то изобретенное ими чудо-оружие. Самой лучшей была раса героев. Героями греки обычно называли потомков смешанных браков между смертными людьми и бессмертными богами. Вряд ли поэт подразумевал, что четвертая раса людей состоит только из них. С другой стороны, греки верили, что у всех народов был свой божественный родоначальник; в этом смысле, каждый человек мог гордиться наличием у него какой-то части божественной крови. Герои, называемые также полубогами (;;;;;;;), населяли землю перед поколением Гесиода. Многие из них участвовали в Троянской войне и других подобного рода кампаниях, в которых частично друг друга перебили, а оставшихся Зевс перенес на Острова Блаженных (;;;;;;; ;;;;;), где они и обитают беззаботно… Сам Гесиод жил во время пятого – железного – века, о чем горько сожалел… Среди железных людей постоянно тлеет конфликт поколений, процветает взаимная ненависть, сила у них заменяет правду, на место совести и стыда приходят ложь и зависть. Причем как бы тяжко ни было сейчас, дальше будет еще хуже… Хорошая новость состоит в том, что железная раса также будет уничтожена Зевсом… Впрочем, Гесиод не уточняет деталей ни того, как именно это произойдет, ни того, что будет дальше. Очевидно лишь, что пятая раса не будет последней, а поскольку поэт хотел бы жить если уж не раньше железного века, то хотя бы позже, следующая за ней должна быть лучше… Хотя подбор металлов настраивает на образ регресса (началась человеческая история с золота, а ныне пришла к железу), в самом тексте «Трудов и дней» не указан принцип, в соответствии с которым расам давались именно такие названия… он вообще не считал регресс трендом мировой истории. Регресс характерен лишь для железного века, и только в его пределах, поскольку поэт заявляет, что раса героев была самой лучшей (уж точно лучше атеистов серебряной расы или технарей – медной), а по поводу постоянной деградации это не сходится с его желанием родиться если уж не до, то хотя бы после пятого века… Но почему все так печально?.. Мне представляется, вовсе не случайно только золотой век синхронизирован с небесной историей (правление Кроноса)… Кронос сам управлял миром и именно в это время люди были наиболее счастливы. По-видимому, в это время не было разделения человечества на разные народы и не было государств. Жизнь была изобильной, но цивилизация (если так можно сказать) золотой расы была на зачаточном уровне (ее представители еще не использовали огонь, а значит – не знали металлургии и т. д.). Короче говоря, это было время счастливых невежд; подобный сюжет (о благостном, но примитивном прошлом человечества) присутствует в мифологии почти повсеместно… Далее на небесах происходит переворот, … боги получают контроль и над отдельными территориями… После того, как боги распределили между собой землю, началось соперничество между народами и гонка технологий. В результате пути разных стран расходятся, поскольку ими управляющие боги имеют разные таланты, возможности и желания для протежирования своих подданных. С какого-то момента история человечества перестает быть единой; люди стали более развитыми, однако менее счастливыми и менее моральными. Этот тренд будет продолжаться (железный век) до своего логического финала пока не произойдет радикальная смена парадигмы, в результате которой человечество изменится и наступит какой-то новый век, причем Гесиод предполагает, что шестой век будет лучше… Трагизм ситуации в том, что без помощи богов люди не переломят неблагоприятный тренд. Однако даже если нельзя изменить мир, всегда остается возможность изменить себя, и начинать нужно с честного труда…» [Халапсис А. Исторический процесс и небесный менеджмент : месседж Гесиода / Алексей Владиславович Халапсис // ScienceRise. – 2016. – Vol. 22, №5/1. – Р. 63-70. doi:10.15587/2313-8416.2016.69142. – Режим доступа: Древнегреческий философ Анаксимандр Милетский (VI-V вв.до н.э.), ученик Фалеса, создавший гелиоцентрическую модель космоса и автор философского сочинения «О природе», писал, что «… Вселенная делает вдох из безграничного, бесформенного и неструктурированного правещества – апейрона. Сразу же после вдоха первовещество обретает некоторую структуру, форму…».
Божественный мудростью Платон Афинский (V-IV вв. до н.э.) указывал, что Космос совершает круговращение, чередуя периды катастроф и восстановления порядка: «… кормчий Вселенной, словно бы отпустив кормило, отошел на свой наблюдательный пост, космос же продолжал вращаться под воздействием судьбы и врожденного ему вожделения. Все местные боги, соправители могущественнейшего божества, прознав о случившемся, лишили части космоса своего попечения. Космос же, повернувшийся вспять, влекомый противоположным стремлением начала и конца и сотрясаемый мощным внутренним сотрясением, навлек новую гибель на всевозможных животных. Когда затем, по прошествии большого времени, шум, замешательство и сотрясение прекратились и наступило затишье, космос взял свой обычный разбег, попечительствуя и властвуя над всем тем, что в нем есть, и над самим собою; при этом он по возможности вспоминал наставления своего демиурга и отца. Вначале он соблюдал их строже, позднее же – все небрежнее. Причиной тому была телесность смешения, издревле присущая ему от природы, ибо, прежде чем прийти к нынешнему порядку, он был причастен великой неразберихе. От своего устроителя он получил в удел все прекрасное; что касается его прежнего состояния, то, сколько ни было в небе тягостного и несправедливого, все это он и в себя вобрал, и уделил живым существам. Питая эти существа вместе с Кормчим, он вносил в них немного дурного и много добра. Когда же космос отделился от Кормчего, то в ближайшее время после этого отделения он все совершал прекрасно; по истечении же времени и приходе забвения им овладевает состояние древнего беспорядка, так что в конце концов он вырождается, в нем остается немного добра, и, вбирая в себя смесь противоположных [свойств], он подвергается опасности собственного разрушения и гибели всего, что в нем есть. Потому-то устроявшее его божество, видя такое нелегкое его положение и беспокоясь о том, чтобы, волнуемый смутой, он не разрушился и не погрузился в беспредельную пучину неподобного, вновь берет кормило и снова направляет все больное и разрушенное по прежнему свойственному ему круговороту: он вновь устрояет космос, упорядочивает его и делает бессмертным и непреходящим» [Платон. Политик //  Сочинения в 3 томах. – М.: Мысль, 1971. – Т.3. Ч.2. – С. 31-32. – Греческий философ Гераклит Эфесский (VI-V вв.до н.э.) считал, что мир погибает в огне через каждые 10 800 лет. По истечении этого времени все в мире возвращается на круги своя и повторяется, так как огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода – в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем – остыла. Гераклиту принадлежит афоризм о космическом циклизме: «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами разгорающимся и мерами погасающим» [Перекличка веков. Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г. Носков. – Москва: Мысль, 1990. – С.16].
Астроном и математик Аристарх Самосский (III в. до н. э.) утверждал, что каждые 2 484 года Земля проходит через две катастрофы – пожар и потоп.
Римский историк Цензорин (III-II век до н. э.) утверждал, что Земля переживает великие потрясения каждые 21 600 лет. Он упоминает о четырех веках по 105 лет, которые, по верованиям этрусков, будто бы прошли между двумя мировыми катастрофами.
Платон также указывает на соотношении эпох развития вселенной с этапами истории нескольких видов человечества: «… Таким образом, история человечества, согласно Платону, может быть поделена прежде всего на две части: раннюю (жизнь «земнорожденных»), делящуюся на два этапа (первый – до нарушения нормального вращения Вселенной, и второй – при обратном вращении Вселенной) и позднюю (жизнь современных Платону людей, начиная с их ранних предков, когда сами люди стали рождать людей и восстановилось некогда нарушенное круговращение Вселенной). Вероятно, продолжение этой периодизации дано в «Законах» (677-683d). Когда древнейшие предки современных людей уже смогли достичь достаточно высокого уровня развития, произошла новая катастрофа: потоп. Спастись от него удалось только некоторым коллективам горных пастухов, не являвшихся самой передовой частью человечества. Люди, однако, сохранили многие традиции допотопного периода, в том числе и общественного строя. Их родовой строй, по Платону, был первым государством («династией»), самым справедливым из всех видов власти… «… По сравнению с людьми, жившими до потопа, и нынешними они были … более цельными и мужественными, а вместе с тем и более рассудительными и вообще более справедливыми…»… Это первое, самое раннее государство, существовало еще в эпоху Кроноса… «… Кронос поставил тогда царями и правителями наших государств не людей, но демонов – существ более божественной и лучшей природы… Сами они с необычайной легкостью, не затрудняя людей, заботились о них и доставляли им мир, совестливость, благоустроенность и изобилие справедливости, что делало человечкеские племена свободными от раздоров и счастливыми»… Во время второго государства произошла консолидация небольших родовых коллективов, появились постоянные руководители, династии превратились в аристократии или царства… «… Благодаря различным родоначальникам и воспитателям они приучались к различным воззрениям на богов и на самих себя… Словом, они вошли в большое сообщество, имея каждый свои законы…, введя вместо династий аристократический образ правления или какой-либо род царской власти»… Третье государство, согласно Платону, явилось продолжателем второго, когда люди второго государства, спустившись с предгорий, основали на равнинах Трою и другие города… С приходом дорийцев наступила эпоха последнего, четвертого государства («племени»), которое продолжалось и при Платоне… Следовательно, в периодизации Платона стадию «земнорожденных» можно отождествлять с мезолитом, допотопный этап ранних предков современных людей – с протонеолитом – докрамическим неолитом, первое государство – с неолитом, второе государство – с медным веком, третье гочудартво – с бронзовым веком, четвертое государство – с ранним железным веком. В соответствии с этим первое изменение круговорота Вселенной должно было произойти на рубеже мезолита – протонеолита, а потоп – между протонеолитом и неолитом… Следовательно, в целом Критаюга может считаться соответствием протонеолита – докерамического неолита, Третаюга – неолита, Двапараюга – бронзового века или эпохи палеометала (начавшейся с медного века), а Калиюга – железного века… Данный цикл может иметь непосредственное отношение и к нам, – ведь перволюди, согласно древним индоевропейцам и семитам, жили в протонеолите, неолите, медном, бронзовом и раннежелезном аеках, то есть четыре эпохи по 1596 лет (медный век занял последнюю треть неолита), а по представлениям христиан должны жить еще некоторое время. Следовательно, мы живем в пятой … 1596-летней эпохе, конец которой ознаменует конец и 7980-летнего цикла. Но в древности помнили и об эпохе, предшествовавшей появлению их ранних предков и уже кем-то населенной (богами, «земнорожденными»), а эта эпоха началась с установления современного климата, то есть была периодом строительства мира из хаоса, в том числе и водного, после отступления (таяния, – О.Г.) ледника. В таком случае, необходимо учесть и мезолитическое 1596-летие, и начавшийся с мезолита 9576-летний цикл, который, возможно, отражен в представлениях греков о возвращении душ умерших на небо через 10 тыс. лет … Итак, 5966 г. до н.э. и 2015 г. н.э. – это начало и конец 7980-летнего цикла» [Чмыхов Н.А. Истоки язычества Руси. – К. : Лыбидь, 1990. – С. 132-133, 135, 136, 137, 138, 159, 175, 328-329].
Здесь нужно вспомнить т.н. «Платонов год», когда все планеты возвращаются к точке, из которой они начали свое движение, и который составляет, либо 12 954 лет (за Тацитом в «Диалоге об ораторах»), что близко 1596х7 = 11 172, либо 18 000 лет, что близко 9576х2 = 19 152; либо 25 920 (прохождение точки весеннего равноденствия из-за сложной солнечно-лунной прецессии земной оси по кругу Зодиака из 360 градусов, где 1 градус = 72 года, а 1/12 цикла, т.е. месяц Платонового года, составляет 2160 лет). Также в оккультной литературе встречается т.н. «Звёздный год» Берроса, равный 25 868 лет, и при каждом возобновлении цикла наступает всемирная катастрофа [Блаватская Е.П. Тайная доктрина / Пер. с англ. Е. Рерих. Вступ. ст. А. Севрюковой. – М. : Эксмо; Харьков : Фолио, 2011. – Т. 1. – С. 8407, 838, 839].
Согласно Плинию, «платонов год» живет Феникс, мифологическая птица, сжигающая себя и возрождаясь в мировом пожаре (Плиний, «Натуральная история», Х, 2). У Геродота, который впервые рассказал об аравийской птице Феникс, она живет 500 лет (Геродот, «История», ІІ, 73), что 500х50 = 25 000. Клавдиан (конец IV в. н.э.) уже описывает в стихах бессмертную птицу, возрождающуюся из пепла, наследницу самой себя и свидетеля многих веков.
 

Трагический оптимизм есхатологии циклизма

Да, видение кризиса современного мира – явление сугубо эсхатологическое, но только в эсхатологической перспективе можно понять адекватно его истинное символическое значение и его функцию в контексте универсальной гармонии реальности.
Если пользоваться формулой индуистской традиции (которую использует и сам Рене Генон в своих философских построениях), то наша циклическая ситуация, как понимает ее мыслитель, непосредственно близка к точке конца цикла, седьмой Манвантаре, за окончанием которой последует Манвантара восьмая, она же и первая, – «Крита-юга» – грядущий золотой век, который наступит после заключительной катастрофы и преобразования мира настоящего. «Восстановление» в конце цикла может осуществиться лишь вмешательством последнего «Аватары» (воплощение Бога), который представлен как второе пришествие Иисуса Христа в христианской традиции или Будды Майтрейи в буддизме.
И в этом великий трагический оптимизм «школы традиционализма»!  Э.Юнгер усматривает переход в новую эпоху «одухотворения» (Vergeistigung; этот термин активно используется Э.Юнгером начиная с трактатов «У стены времени» (1959) и «Maxima-Minima. Замечания к „Рабочему“» (1964)), в ходе которого Земля, подобно змее, обретает новую кожу. Но этому должно предшествовать «сбрасывание старой кожи», или, выражаясь языком К. Леонтьева, должно произойти «вторичное упрощение», или, говоря словами Э.Юнгера, нивелировка мира посредством «вторичных рабочих характеров по поручению хозяина мира, гештальта Рабочего». В частности, на пути перехода человечество поджидает опасность смешения всего и вся и господство усеченного английского как нового lingua franca. Однако надежда Э.Юнгера связана с тем, что «подлинная сила таится в неистолкованном». Восток, это подлинное «царство знаков», оказывается тем культурным пространством, где раньше, чем где бы то ни было, даст о себе знать новая планетарная культура и, возможно, разовьется способность читать иероглифы природы. Опираясь на хилиастическое учение Иоахима Флорского, Э. Юнгер делает прогноз о наступлении «третьего Эона» (после эпох Отца и Сына), «в котором дух будет воздействовать на события как новая, непосредственная манифестация божественного». В свете своей концепции «гештальта рабочего» он склонен рассматривать планетарную технику как «спроецированный дух». Э.Юнгер отказывается от пессимистической оценки техники как «бездуховной машинерии» и предлагает видеть в экологической угрозе не признак катастрофы, а признак космической перемены. На смену всемирно-исторической модели приходит модель «истории Земли». Таким образом, автор имеет в виду некое «одухотворение Земли» («Erdvergeistigung»), в ходе которого наша планета «обретает новую кожу», а человек выходит из роли Геракла и осознает себя в роли титана Антея, сына Геи, как умнейшего сына Земли и разрушителя всех границ, последняя из которых – стена времени [Юнгер Э. Семьдесят минуло: дневники. 1965-1970 // http://rubooks.org/book.php?book=2563&page=183 ; Михайловский А.В. Миф, история, техника: размышления Эрнста Юнгера у «стены времени» // История философии. – М. : Институт философии РАН, 2010. – № 15. –  С. 57-82]. «… Вероятно, в абсолютном большинстве мистических традиций можно найти умирающего и возрождающегося бога, вечное возвращение которого представляет собой мифологему и проявляется потому на всех уровнях бытия и оказывается известным всем народам, стремящимся к познанию законов развития Мира. Так, скандинавы называли этого бога Бальдром, египтяне – Озирисом, ранние христиане – Христом...» [Платов А. Бог Вечного Возвращения // Платов А. Магические искусства Древней Европы. – М. : Менеджер, 1998. – http://www.magiarun.ru/runa/biblioteka_avtor/platov_2.htm].
Можно, правда, по нашему мнению, предложить немного иное видение: из состояния Антея, как материализированного человечества, через этап Геракла, как моста между имманентным и трансцендентным, в Жертовном Огне Свободы сжигая свою Самость («Эго»), чтобы возродиться, как Феникс-Майастра, в светлое божество Нового Эона.
Как вся вселенная, вечно повторяясь, – родит из себя «звезду», то же делает и человек – рождает «сверхчеловека».
Кажется, именно Гете, в глазах Ф. Ницше, наиболее близок к идеалу «сверхчеловека». Гете обладал от природы сильными страстями, но сумел преодолеть себя: «… Чего он хотел, так это цельности; он боролся с рознью разума, чувственности, чувства, воли (которую в ужасающей схоластике проповедовал Кант, антипод Гете)» [Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Перевод Н.Полилова. – С. 623]. Гете был толерантен по причине силы, а не слабости. Он был не немцем, а европейцем. Гете был человеком, который сказал жизни «Да!». Такой свободный дух «… пребывает с радостным и доверчивым фатализмом среди Вселенной, веруя, что лишь единичное является негодным, что в целом все искупается и утверждается; он не отрицает более... Но такая вера – наивысшая из всех возможных: я окрестил ее по имени Диониса» [Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Перевод Н.Полилова. – С. 623].
Поэтому любые надежды и визионерские проекты о выращивании «Розы Традиции» из эклектизма («гумуса») бренного и временного, извращенного и вымышленного  – тщетны, так как мы находимся в конце цикла Манвантары, а не в начале. Когда мир этого цикла (манвантары) «будет схвачен и судим огнем» (по Гераклиту), погибнет во «веленском пожаре», только тогда, с рождением новой Манвантары с новой Сатья-югой, и придет в этот мир вновь великая царица «золотого века» Тара/Астрея – Изначальная Традиция.

… Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времён зачинается строй величавый,
Дева грядёт к нам опять, грядёт Сатурново царство.
Снова с высоких небес посылается новое племя.
(Вергилий, «Буколики», Эклога IV).