Галерея Русской Культуры
Эссе 5
Истоки
Давным давно, откуда то издалека, донеслось до меня это имя, крестьянский поэт Николай Клюев. Донеслось вместе с именем (снова, как выяснилось потом) входящего в моду Сергея Есенина. Вместе с ними звучали фамилии поэтов их круга, певцов природной расовой крестьянской России:, - А. Ширяевца, С. Клычкова, П. Орешина. Но имя Клюева сразу зазвучало для меня, не знакомого ни с одной строчкой его произведений, ни с одним отзывом о творчестве поэта, наособицу, что то в нем притягивало меня (как и ранее, и в дальнейшем, к именам Ф.И, Тютчева, К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, А.С. Хомякова, Сергия Радонежского, св. Григория Паламы, они услышанные первый раз, уже почему то не отпускали от себя, хотя с творческими исканиями этих исторических личностей я бывал до поры не знаком).
В воздухе для меня витало смутное предчувствие, какого то, вроде как, тупика общего состояния того современного мира (чувство это возникло во время учебы в Институте в 64-70 годы XX века), и какого то переходного периода, к другим принципам жизни общества, на современном этапе, волновало меня в то время. То что должны поменяться современные (ложные) основы жизни мира, а не только России, не вызывало у меня никаких сомнений. Но что, и как, и где, должно меняться было для меня тогда во мраке и полной неизвестности. Я жадно впитывал в себя, самообразованием, разные доступные мне сведения, и история Культуры интересовала меня вдвойне (впитывал, как мне казалось бессистемно, все подряд, совершенно не понимая и не представляя зачем мне все это надо). Уже тогда у меня начались разные прозрения, что Великие Типологические Расовые Культуры, творят силы, движущие Народами, по предопределению, от Творца. И главное действующее лицо в этих тектонических сдвигах истории жизни народов мира, является уникальная Личность, с ее неотъемлемым правом свободного принципа Созидания. Но такая уникальная Личность не появляется и не проявляется на пустом месте, она всегда есть отражение коллективного бессознательного культурного Типологического расового фона, только это определяет энергетическую направленность Личности и ее последователей.
Все эти мысли, конечно, появились гораздо позже, а пока наступило время знакомства с творчеством, поэзией и внутренним миром (письма) Клюева. То что это единственный (из известных мне) поэт, отразивший неразрывную связь Цельной Русской Имперской Типологической расовой Культуры, не вызывало сомнений, но главное в значении его творчества ускользало для меня. Гораздо позже пришло понимание того, что такая творческая личность, как Николай Клюев неизбежно должна была появиться в нашем Русском Мiре, как уникальное явление, вернувшее нам связь и цельность Русской расовой Культуры Духа от ее истоков.
Эта песня велесова, старая,
Певали ее и на поле Куликовом, –
Непомерное ведкое слово!
Здесь необходимо сказать несколько слов о личности русского поэта.
Клюев Николай Алексеевич (1884-1937), русский поэт.
Родился 10 (22) октября 1884 в селе Коштуг, Вышегородского уезда, Олонецкой губернии, одной из глухих деревень русского Севера, в крестьянской старообрядческой семье, традиционно крепкого морального закала, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству - к песням, духовным стихам, сказам, преданиям. Она же научила его грамоте. В 1893-1895 учился в церковно-приходской школе, много занимался самообразованием.
В поэме «Песнь о Великой Матери» он так описывает круг своего чтения в годы ученичества под руководством матушки:
Двенадцать снов царя Мамера
И Соломонова пещера,
Аврора, книга Маргарит
Златая Чепь и Веры Щит,
Четвертый список белозерский,
Иосиф Флавий – муж еврейский,
Зерцало, Русский виноград –
Сиречь Прохладный вертоград,
С Воронограем Список Вед,
Из Лхасы Шёлковую книгу,
И Гороскоп – Будды веригу
Я прочитал в пятнадцать лет –
Скитов и келий самоцвет.
В 16 лет, Николай Клюев надев на себя вериги, ушел «спасаться» в Соловки, затем подвизался в роли псалмопевца Давида в раскольничьем «корабле»
В 1915-1916 Николай Клюев — глава так называемых новокрестьянских поэтов (С.А. Есенин, называвший Клюева «апостолом нежным», С.А. Клычков, П.В. Орешин, В.А. Ширяевец (Абрамов) и др.). В 1916 выпустил посвященный событиям военных лет сборник «Мирские думы», содержащий главным образом стихи, близкие народным плачам и причитаниям.
Принципиальным было для Николая Клюева сохранение «дедовской веры» — даже в контексте (поначалу В.М.) принимаемых поэтом революционных преобразований.
После публикации поэмы «Деревня» (1927) Клюев был подвергнут резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и объявлен «кулацким поэтом» (статьей Троцкого; «Решающую роль в судьбе Клюева сыграла критическая статья о нем Л.Троцкого (1922), появившаяся в центральной печати» «Николай Клюев» авт. С. Куняев В.М.).
В 1934 Клюев был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края, Томской обл. «Я сослан за поэму «Погорельщина», ничего другого за мной нет», - писал он из ссылки.
5 июня 1937 полупарализованный Николай Клюев был арестован в Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность». Между 23 и 25 октября 1937 Николай Клюев был расстрелян.
Феномен Высокого творчества Клюева вернул Нам с Вами понятие того, что Мы потеряли в веках. Связь Ведической Культуры и Православия до Великого Раскола и нарушение этой связи Расколом, теперь, феноменом творчества Николая Клюева, явственно показывает Нам с Вами путь нашего Русского Воскресения.
Не скудному мирскому слову
Узоритъ отчие гроба,
Пока архангела труба
Не воззовет их к веси новой,
Где кедром в роще бирюзовой
Доспеет русская судьба.
Цитируем «Николай Клюев» Сергея Куняева
«В 1929 Клюев писал поэму «Каин», сохранившуюся в отрывках, найденных в архиве бывшего КГБ СССР лишь в н. 90-х. Это была поэма покаяния. Братоубийцу Святополка в народе назвали окаянным — «окаинившимся». Раскаяние — освобождение из-под власти Каина. Клюев понимал, что ему самому это покаяние, за содеянное с Россией.
Поэтическая сила и мощь клюевской поэмы сродни лермонтовскому «Демону», но тем страшнее в ней сам Каин, уже не притягивающий и не завораживающий, а открыто соблазняющий, указывая на дело рук своих.
Взгляни на Радонеж крылатый.
Давно ли — светлый Алконост,
Теперь ослицею сохатой
Он множит тленье и навоз!
Задонск — Богоневесты роза,
Саров с Дивеева канвой.
Где лик России — львы и козы
Расшиты ангельской рукой —
Все перегной, жилище сора.
Братоубийце не нужны
Горящий плат и слез озера
Неопалимой Купины!
Узнай меня, ткач дум и слова,
Я — враг креста, он язва нам,
Взалкавшим скипетра срамного
Державным тартара сынам!
Вся поэма воспринимается в ключе сновидения, в котором перемежаются картины прошлого, настоящего и будущего».
Феноменология творчества Клюева, его религиозная глубина, неопровержимо и провидчески показывают ту прежнюю народную Веру, ее духовный расовый смысл, не только как Исповедания, но и как Духовных Расовых Основ самой русской народной жизни. И вот эту составляющую Мы с Вами Русский Народ и начали терять неминуемо, после Великого Раскола, и Вера для русского народа постепенно превратилась в Исповедание, потеряв свое значение и влияние на образ жизни. Сначала это коснулось немногих и тогдашней Элиты (и то не всей; в элиту государства сразу пришлось приглашать иностранцев, свои еще дышали расовым духом), а затем протестантский Синод довершил разрушение Духа Веры, а с ним началось разложение тела народа, его массовое обезбоживание.
То есть Мы с Вами постепенно впали в состояние раздвоенности общественного сознания. Элита жила в одном плане Бытия, а Народ в другом. Те же процессы коснулись и жизни Русской Православной Церкви, которая разделилась на обряды. Это без сомнения испытанием посланное Русскому Мiру свыше. Испытание может быть преодолено только возвращением к принципам истоков нашей Культуры, путь тяжелый, неподъемный. Но так и проявляется Величие Народа, где «глаза не верят, а руки делают». Время «собирать камни» уже пришло.
Нет премудрее народа,
У которого межбровье –
Голубых лосей зимовье,
Бор незнаемый кедровый,
Где надменным нет прохода
В наговорный терем слова! –
Человеческого рода,
Струн и крыльев там истоки...
Истоки нашей Культуры должны быть восстановлены общими усилиями Имперского Русского Мiра и надо решительно отбросить лживые измышления вроде:-«мы опять зовем Россию к лаптям», без учета современных реалий невозможно никакое действие или «мы хотим отнять свободу и превратить Россию в «тюрьму народов» или «мы призываем к изоляции от остального мира» и прочую либеральную ложь. Мы победим! Мы Русские! С нами Бог!