Галерея Русской Культуры Эссе 5 Истоки

Владимир Мочалов
Галерея Русской Культуры

Эссе 5

Истоки

Давным давно, откуда то издалека, донеслось до меня это имя, крестьянский поэт Николай Клюев. Донеслось вместе с именем (снова, как выяснилось потом) входящего в моду Сергея Есенина. Вместе с ними звучали фамилии поэтов их круга, певцов природной расовой крестьянской России:, - А. Ширяевца, С. Клычкова, П. Орешина. Но имя Клюева сразу зазвучало для меня, не знакомого ни с одной строчкой его произведений, ни с одним отзывом  о творчестве поэта, наособицу, что то в нем притягивало меня (как и ранее, и в дальнейшем, к именам Ф.И, Тютчева, К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, А.С. Хомякова, Сергия Радонежского, св. Григория Паламы, они услышанные первый раз, уже почему то не отпускали от себя, хотя с творческими исканиями этих исторических личностей я бывал до поры не знаком).

В воздухе для меня витало смутное предчувствие, какого то, вроде как, тупика общего состояния того современного мира (чувство это возникло во время учебы в Институте в 64-70 годы XX века), и какого то переходного периода, к другим принципам жизни общества, на современном этапе, волновало меня в то время. То что должны поменяться современные (ложные) основы жизни мира, а не только России, не вызывало у меня никаких сомнений. Но что, и как, и где, должно меняться было для меня тогда во мраке и полной неизвестности. Я жадно впитывал в себя, самообразованием, разные доступные мне сведения, и история Культуры интересовала меня вдвойне (впитывал, как мне казалось бессистемно, все подряд, совершенно не понимая и не представляя зачем мне все это надо). Уже тогда у меня начались разные прозрения, что Великие Типологические Расовые Культуры, творят силы, движущие Народами, по предопределению, от Творца. И главное действующее лицо в этих тектонических сдвигах истории жизни народов мира, является уникальная Личность, с ее неотъемлемым правом свободного принципа Созидания. Но такая уникальная Личность не появляется и не проявляется на пустом месте, она всегда есть отражение коллективного бессознательного культурного Типологического расового фона, только это определяет энергетическую направленность Личности и ее последователей.

Все эти мысли, конечно, появились гораздо позже, а пока наступило время знакомства с творчеством, поэзией и внутренним миром (письма) Клюева. То что это единственный (из известных мне) поэт, отразивший неразрывную связь Цельной Русской Имперской Типологической расовой Культуры, не вызывало сомнений, но главное в значении его творчества ускользало для меня. Гораздо позже пришло понимание того, что такая творческая личность, как Николай Клюев неизбежно должна была появиться в нашем Русском Мiре, как уникальное явление, вернувшее нам связь и цельность Русской расовой Культуры Духа от ее истоков.

Эта песня велесова, старая,
 Певали ее и на поле Куликовом, –
 Непомерное ведкое слово!
 
Здесь необходимо сказать несколько слов о личности русского поэта.
Клюев Николай Алексеевич (1884-1937), русский поэт.

 Родился 10 (22) октября 1884 в селе Коштуг, Вышегородского уезда, Олонецкой губернии, одной из глухих деревень русского Севера, в крестьянской старообрядческой семье, традиционно крепкого морального закала, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству - к песням, духовным стихам, сказам, преданиям. Она же научила его грамоте. В 1893-1895 учился в церковно-приходской школе, много занимался самообразованием.

В поэме «Песнь о Великой Матери» он так описывает круг своего чтения в годы ученичества под руководством матушки:

 Двенадцать снов царя Мамера
 И Соломонова пещера,
 Аврора, книга Маргарит
 Златая Чепь и Веры Щит,
 Четвертый список белозерский,
 Иосиф Флавий – муж еврейский,
 Зерцало, Русский виноград –
 Сиречь Прохладный вертоград,
 С Воронограем Список Вед,
 Из Лхасы Шёлковую книгу,
 И Гороскоп – Будды веригу
 Я прочитал в пятнадцать лет –
 Скитов и келий самоцвет.

В 16 лет, Николай Клюев надев на себя вериги, ушел «спасаться» в Соловки, затем подвизался в роли псалмопевца Давида в раскольничьем «корабле»

В 1915-1916 Николай Клюев — глава так называемых новокрестьянских поэтов (С.А. Есенин, называвший Клюева «апостолом нежным», С.А. Клычков, П.В. Орешин, В.А. Ширяевец (Абрамов) и др.). В 1916 выпустил посвященный событиям военных лет сборник «Мирские думы», содержащий главным образом стихи, близкие народным плачам и причитаниям.

 Принципиальным было для Николая Клюева сохранение «дедовской веры» — даже в контексте (поначалу В.М.) принимаемых поэтом революционных преобразований.
 
 После публикации поэмы «Деревня» (1927) Клюев был подвергнут резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и объявлен «кулацким поэтом» (статьей Троцкого; «Решающую роль в судьбе Клюева сыграла критическая статья о нем Л.Троцкого (1922), появившаяся в центральной печати» «Николай Клюев» авт. С. Куняев В.М.).

В 1934 Клюев был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края, Томской обл. «Я сослан за поэму «Погорельщина», ничего другого за мной нет», - писал он из ссылки.

5 июня 1937 полупарализованный Николай Клюев был арестован в Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность». Между 23 и 25 октября 1937 Николай Клюев был расстрелян.

 Феномен Высокого творчества Клюева вернул Нам с Вами понятие того, что Мы потеряли в веках. Связь Ведической Культуры и Православия до Великого Раскола и нарушение этой связи Расколом, теперь, феноменом творчества Николая Клюева, явственно показывает Нам с Вами путь нашего Русского Воскресения.

Не скудному мирскому слову
 Узоритъ отчие гроба,
 Пока архангела труба
 Не воззовет их к веси новой,
 Где кедром в роще бирюзовой
 Доспеет русская судьба.

Цитируем «Николай Клюев» Сергея Куняева

«В 1929 Клюев писал поэму «Каин», сохранившуюся в отрывках, найденных в архиве бывшего КГБ СССР лишь в н. 90-х. Это была поэма покаяния. Братоубийцу Святополка в народе назвали окаянным — «окаинившимся». Раскаяние — освобождение из-под власти Каина. Клюев понимал, что ему самому это покаяние, за содеянное с Россией.

Поэтическая сила и мощь клюевской поэмы сродни лермонтовскому «Демону», но тем страшнее в ней сам Каин, уже не притягивающий и не завораживающий, а открыто соблазняющий, указывая на дело рук своих.

Взгляни на Радонеж крылатый.
 Давно ли — светлый Алконост,
 Теперь ослицею сохатой
 Он множит тленье и навоз!
 Задонск — Богоневесты роза,
 Саров с Дивеева канвой.
 Где лик России — львы и козы
 Расшиты ангельской рукой —
 Все перегной, жилище сора.
 Братоубийце не нужны
 Горящий плат и слез озера
 Неопалимой Купины!
 
 Узнай меня, ткач дум и слова,
 Я — враг креста, он язва нам,
 Взалкавшим скипетра срамного
 Державным тартара сынам!

Вся поэма воспринимается в ключе сновидения, в котором перемежаются картины прошлого, настоящего и будущего».

Феноменология творчества Клюева, его религиозная глубина, неопровержимо и провидчески показывают ту прежнюю народную Веру, ее духовный расовый смысл, не только как Исповедания, но и как Духовных Расовых Основ самой русской народной жизни. И вот эту составляющую Мы с Вами Русский Народ и начали терять неминуемо, после Великого Раскола, и Вера для русского народа постепенно превратилась в Исповедание, потеряв свое значение и влияние на образ жизни. Сначала это коснулось немногих и тогдашней Элиты (и то не всей; в элиту государства сразу пришлось приглашать иностранцев, свои еще дышали расовым духом), а затем протестантский Синод довершил разрушение Духа Веры, а с ним началось разложение тела народа, его массовое обезбоживание.

То есть Мы с Вами постепенно впали в состояние раздвоенности общественного сознания. Элита жила в одном плане Бытия, а Народ в другом. Те же процессы коснулись и жизни Русской Православной Церкви, которая разделилась на обряды. Это без сомнения испытанием посланное Русскому Мiру свыше. Испытание может быть преодолено только возвращением к принципам истоков нашей Культуры, путь тяжелый, неподъемный. Но так и проявляется Величие Народа, где «глаза не верят, а руки делают». Время «собирать камни» уже пришло.

    Нет премудрее народа,
 У которого межбровье –
 Голубых лосей зимовье,
 Бор незнаемый кедровый,
 Где надменным нет прохода
 В наговорный терем слова! –
 Человеческого рода,
 Струн и крыльев там истоки...

Истоки нашей Культуры должны быть восстановлены общими усилиями Имперского Русского Мiра и надо решительно отбросить лживые измышления вроде:-«мы опять зовем Россию к лаптям», без учета современных реалий невозможно никакое действие или «мы хотим отнять свободу и превратить Россию в «тюрьму народов» или «мы призываем к изоляции от остального мира» и прочую либеральную ложь. Мы победим! Мы Русские! С нами Бог!