Мерин Толик

Эдуард Саволайнен
  Первой моей рабочей лошадью в Киргизии был мерин Толик. Когда мне предложили  эту лошадь, то я  даже обиделся. Лихой геолог Ванька Резвой веселился:  «Зря ты обижаешься. Опыта у тебя с лошадьми нет, а они же хитрые бестии!  Слабину сразу чуют. Толик- старый мерин,  для новичка  то что надо! С другой лошадью ты не справишься. Кроме этого Толик не даст никому упасть. Смотри!». Ванька с небольшого разбега запрыгнул на неосёдланного Толика. Тот даже  бровью не повёл. «Смотри, я падаю!»- закричал Ванька и стал как пьяный шататься  то влево, то вправо. Толик и вправду стал подыгрывать Ваньке,  делая движения телом то вправо, то влево, стараясь  удержать «пьяного» Ваньку у себя на спине.  Представление было таким комичным, что с хохотом прошла и моя обида.      
  Красавцем конь не был, поначалу я окрестил  его доходягой.  Хотя не был он  тощим . Голова  непропорционально широкая  и скуластая,  а ноги, как при подагре , узловатые , со  стоптанными копытами.  Масти он был банально- коричневой, цвета детского поноса.  Глаза у Толика были добрыми, а выгоревшие на солнце ресницы добавляли им глуповатого простодушия.  Не хватало веснушек, но их дорисовывало моё воображение. Длинные желтые зубы росли чуть в растопырку и угрозы не представляли. Людей он в целом любил,  но иллюзий по их поводу не питал. Видимо сказывался богатый жизненный опыт.  Было понятно, что Толик давно усвоил поговорку «от работы кони дохнут» ,  сам в бой  не рвался, но медленно в бой плелся,  когда заставляли.  Толик был совсем не из тех лошадей, что картинно падают в кино замертво, загнанные  людским безумием и лошадиным азартом.  Было, словом, в Толике что-то ослиное.   
  Простодушие Толика оказалось обманчивым.  Был он  чертовски хитер.  Седлаться не любил и делать это приходилось в два этапа.  Видя седло,  конь заранее заполнял лёгкие воздухом, дыбы ремни внизу не давили. Подпруги приходилось затягивать дважды, первый раз понарошку, а  второй раз по-настоящему, когда он расслабится и выдохнет лишнее. Если была спешка, то был экспресс метод : ткнуть Толика кулаком под рёбра. Показал мне его Ванька,  от коварного тычка Толик сразу сдувался.  Но этот способ я считал насильственным и пытался противопоставить свою хитрость конской  хитрости.  Раз я всё же забыл подтянуть подпруги и когда запрыгнул в седло, то стал  валиться  набок: два ремня свободно болтались под брюхом.
  Первый наш совместный поход в горы был весьма  поучительным. Чем дальше мы удалялись от базы, тем больше уставал Толик. Коняга тяжко вздыхал, спотыкался ,  демонстрируя, что всё ему в жизни не в радость.  Я, естественно, списал это на отсутствие выносливости  в преклонном возрасте.  Собственно я и не ждал другого от старой лошади.  Но каково же было изумление,  когда на обратном пути на базу, Толик преобразился и  стал молодеть на глазах.  Он  взбодрился,  ускорил шаг , а  когда до базы осталось три километра, Толик пустился мало грациозной рысью домой так, что мне пришлось натянуть повод. Сидя в седле, я не мог разделить  энтузиазм  мерина.  Это всё же была второсортная кляча.  После этого похода  стало очевидно, что Толик изрядный сачок и домосед.  Больше всего он любил покой и привычное окружение. А приключений, в отличие от меня,  не любил вовсе .  Нравилось ему вкусно поесть, поваляться на травке,  погреться на солнце.  Словом скорее сибарит, умеющий жить неторопливо и с кайфом, а никакой не доходяга.
  Ванька оказался совершенно прав, лучшего проводника в лошадиный мир в Тингезбайской геологической партии  было трудно придумать. Знал Толик огромное количество премудростей и лошадиных гитик.  В-основном о том, как  сделать лошадиную участь приятной и лёгкой.  Было в его  жизни мало страстей,  но достаточное количество  удовольствий. У старого мерина не было потребности  укреплять свой авторитет в табуне или бороться за самок. В послеобеденном зное Толик норовил постоять в тени в одиночестве, блаженно улыбаясь и прислушиваясь к шепоту мира.  В  лошадиные грёзы  проникали  пение птиц,  звуки ручья и горного ветра . Рождалась гармония,  рассказывающая  о мире куда больше, чем та деятельность,  ради которой люди приручили этих животных.      
  Помню как тропу пересек нам горный ручей. Толик остановился и потянулся мордой к воде, я ослабил уздечку, чтобы дать ему вволю напиться. Прошла минута, другая. Толик не выпрямлялся.  Я нагнулся, чтобы посмотреть,  что  происходит и обнаружил, что шея коня  не совершает глотательных движений.  Мерин косился снизу вверх своим плутоватым глазом.  Хитрец  отдыхал, опустив губы в воду!  Я закричал  и пришпорил его  ботинком. Толик  быстро среагировал на мой гнев и первые 2-3 минуты шел очень бойко, однако по мере того, как остывал я , остывал и Толик, все медленнее и ленивее становилась его походка. Скоро он плелся опять своим мелким, нерасторопным шагом.
  Несмотря на конскую  лень и все фокусы, отношения у нас были приятельские. Я пытался набраться у Толика  лошадиной мудрости.  Ведь  мы были ровесники, мне 23, Толику 22 по бумагам. Я  заприметил в поведении Толика ту мудрость, которой так  не хватало мне самому. Она заключалась не в том, что мерин  делал толковые вещи, а скорее в том, что он избегал делать лишние,  чем грешил я сам тогда в изобилии. Поэтому иногда я приставал к нему, как к старшему товарищу, с глупыми  вопросами.  Он же относился ко мне как к непутевому приятелю,  терпеливо,  с симпатией  и без лишнего  почтения. Раз, ночуя в палатке,  мне приспичило выйти наружу. Я натянул тельняшку и вышел босиком на лужайку. В десяти метрах от палатки  стояла стреноженная лошадь. «Толик, ты что ли?»- спросил я, вглядываясь в темноту.  Мерин фыркнул и характерно мотнул головою. Я подошел к нему, запустил  пятерню в гриву, прижался лбом к его лбу и спросил: «Ну хорошо, то что смысл жизни не в изнуряющей работе,  я уже догадался. Но где он тогда, Толик, где?»  Толик выпучился на меня своим глазом, в нём вспышкой отразилось разом всё бездонное азиатское небо и хороводом закружились яркие звёзды.  Я высвободил руку из гривы и спотыкаясь поплелся  в палатку. 
........................