Питер Брейгель. Сумрачный день. Весна

Алина Алексеева-Маркезин
 
         Картина" Сумрачный день.Весна" входит в известный цикл Питера Брейгеля Времена года. Создание цикла было важным  этапом в творчестве Питера Брейгеля, поставивших  его  в  один  ряд с лучшими  европейскими  живописцами  той  эпохи.
 
             В картинах «Времена года» художник начинает выводить на первый план укрупненные фигуры людей. Это крестьяне, занятия которых естественно подчинены смене времен года.

           Таким образом, человек выступает как органическая часть природы. Все пейзажи не только величавы, но и по-своему уютны. Такова приветливая земля Нидерландов, жители которых лучше других народов обживали природу, не нанося ей вреда. Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо.

          В картине «Сумрачный день» Питер Брейгель изобразил природу ранней весны, конец февраля или март с его рваными, набухшими тучами, медленно разгорающимися красно-коричневыми тонами земли, оживающими голыми ветвями и всепронизывающим весенним сырым ветром.    Земля уже очистилась от снега, но не покрылась травой, ведь весна еще впереди.

          Голые ветви деревьев качаются на холодном ветру. В глубине пространства видно море, оттуда и движется непогода. Корабли и лодки, подхваченные грозными волнами, несутся навстречу своей судьбе.

       Суровые скалы возвышаются вдали. Картина пронизана настроением тревоги, и в то же время в ней чувствуется ожидание перемен. Это подчеркивают багрово-красные цвета влажной земли, где скоро появятся первые всходы, и желтые стены домов, за которыми продолжается неведомая нам жизнь.

          Мужчина, одетый в голубое и красное, стоит у ивы, обрезая её ветки, а
нагнувшийся рядом с ним человек пытается связать обрезанные ветки в вязанку.

             Вид мужчины у правого края картины, который ест вафли, а также стоящих рядом с ним женщины и ребёнка в бумажной короне свидетельствует, что период, изображённый на картине, связан с карнавальными гуляниями.

           На горизонте изображены заснеженные горы с острыми пиками, а перед ними показаны бушующие волны морского залива, в котором терпят бедствие корабли — это символизирует бессилие человека перед природной стихией.

        В левой нижней части картины, а также справа за деревьями изображены деревенские дома. Среди них — церковь, а также трактир, на вывеске которого нарисована звезда.

          По словам австрийского искусствоведа Отто Бенеша, в этой картине «выражено меланхолическое предчувствие оттепели и ранней весны», в то время как «ветер свистит сквозь чёрные ветви и вздымает морские волны так, что они разбивают корабли».

               Картинам серии «Времена года» созвучны слова философа и писателя Эразма Роттердамского:
           "Бог способен явить любые чудеса - в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса намного большие: Эти чудеса в естественном ходе вещей, т.е. в самих законах природы, которые нам привычны, и поэтому мы не замечаем их чудесности".

ИСТОРИЯ ЦИКЛА ВРЕМЕНА ГОДА.

            Пейзажи «Времена года» были созданы по заказу антверпенского финансиста Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства, в собрание которого уже входили другие картины Брейгеля. К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически - как к удобному средству вложения денег .

     Картины  сначала находились в загородном доме у Йонгелинка, который располагался рядом с Антверпеном. В феврале 1566 года Йонгелинк заложил их городским властям Антверпена в качестве гарантии своего долга.
      
        В июле 1594 года картины были переданы штатгальтеру габсбургских Нидерландов Эрнсту Австрийскому, который в то время находился в Брюсселе. В 1595 году он скончался, а картины переместились к его брату, королю Богемии Рудольфу II, резиденции которого находились в Праге и Вене.

                В 1659 году производилась инвентаризация коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского, и именно этим временем датирована следующая запись о местоположении картин, включая «Сумрачный день».

            После его смерти в 1662 году картины (которых, судя по описанию, осталось уже пять) перешли по наследству к его племяннику, будущему императору Священной Римской империи Леопольду I, который поместил эту коллекцию в венской императорской резиденции — дворце Хофбург. После смерти Леопольда I, последовавшей в 1705 году, картины оставались в императорской коллекции в Вене.

Посмотреть картину в деталях можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5050997