Неопалимая троица или бунт против золотого тельца

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                Безумству храбрых поем мы славу! ...
                А.Горький. Песнь о Буревестнике

                Нас жжет огонь смертельный,
                И все ж бессилен он
                Из фильма «Белорусский вокзал»   


                Усач в тюрбане и плаще распоряжался на арене,
                А чудаки в больших штанах ему мешали. Он велел
                Их посадить в волшебный ящик
                И стал его вращать,
                Пилить, топить, стрелять.
                Несчастные молили о пощаде, зал затаил дыханье, а они
                Все вынесли и выбрались наружу невредимы.

                * * * * * * * * * * *

    Тень шапито витает над полем Деир. Чудятся звуки бравурной музыки, вспыхивают разноцветные огни, величавый Халдей властвует на арене, а три нелепых человечка прекословят и путаются под ногами. Как наказать их – разрубить на части или запереть в клетку со львами? Всемогущий маг рекомендует «огненную камеру» и возбужденная публика охотно соглашается – в огонь их! Выходят на арену силачи, стягивают несчастных толстыми веревками и запихивают в железную клетку, внутри которой полыхает пламя. Навешивают замок, раздувают мехами огонь. Черный дым окутывает дьявольскую жаровню, а когда он рассеивается, изнутри доносится стройное пение нарушителей порядка. Наконец, и сами они выскакивают из клетки под аплодисменты зрителей…. Одним словом, - шапито.
 
               
                ИДОЛОБОРЦЫ К ЧУДУ ГОТОВЫ!
               
                Эта впечатляющая и по-своему правдивая история развернулась на поле Деир в
                окрестностях Вавилона. Уже выбор места для столь масштабной церемонии вызывает   
                законное недоумение. Почему Навуходоносор установил новое божество не в
                специально построенном городском храме, как было принято, а где-то на задворках?*   
                Почему заставил элиту империи шагать по глинистой почве вместо великолепных дорог
                Вавилона? Ответить на эти вопросы – значит, разгадать секрет всей интриги, то бишь
                чудесного спасения трех молодых иудеев.
 
  Итак, царь велел подданным склониться перед истуканом, а три непокорных юноши противились ему. В разгар конфликта из уст суверена вырвались слова, неуместные в подобной ситуации - «Если вы готовы»**. Этой примечательной оговоркой царь неосторожно обнажил самую суть происходящего – начиналось загодя обдуманное представление, и венценосный распорядитель проверял готовность участников. Они – иудейские юноши Седрах, Авденаго и Мисах (далее – САМ) - несомненно занимались организацией столь масштабной церемонии, как установка золотого монумента, и заранее знали о предстоящем поклонении идолу (как-никак – управделами империи). Падать ниц вместе с язычниками САМ не собирались и прекрасно сознавали неизбежные последствия своего демарша: грозный монарх не терпел непокорных. И тем не менее, больными они не сказались, таиться (как когда-то прятались от Ариоха) не стали, к помощи Бога не воззвали и от участия в церемонии не уклонились. Очевидно, что они сознательно шли на скандал.

  В начале церемонии монарх публично пригрозил всем потенциальным ослушникам расправой***  и вот теперь, столкнувшись с неповиновением, должен немедля покарать строптивых. В печь их, в огонь! Вместо этого он принимается за ненужные расспросы с предсказуемыми ответами. С умыслом или случайно не склонилась иудейская троица пред гойским идолом? Разумеется, с умыслом. Готовы ли они поклониться «золотому тельцу» со второй попытки? Ну, разумеется, нет и еще раз нет.

--------------------------------------------------------
             *Поле Деир расположено в пяти километрах к югу от Вавилона, вблизи речушки Дура, впадающей в Евфрат.
          **«Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели… и всякого рода музыкальных орудий,
             падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час
             брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» (Дан 3:15)
        ***«А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем» (Дан 3: 5)
--------------------------------------------------------


  Разгневанный царь проявляет удивительное терпение по отношению к возмутителям спокойствия. Он даже не велит сию минуту преклонить колени. Нет, ради трех жестоковыйных слуг всемогущий правитель согласен заново повторить весь ритуал с музыкальным перезвоном и всеобщим челобитием. Вновь распластать в пыли высших сановников государства из-за упрямых иудейских недорослей? Достаточно хоть на мгновение представить разъяренного Навуходоносора, чтобы ощутить всю фальшь происходящего.         

  Естественно, никакого повторения ритуала не происходит, поскольку в сценарии значится конфликт, и актеры старательно отыгрывают роли. Царь усердно изображает ярость, а его оппоненты всячески ее разжигают. Поразительно дерзко и бесстрашно отвергают они свой последний шанс на спасение. Ничуть не теряясь, три непокорных отрока бросают вызов своему господину. Они прилюдно отвергают его приказ, уповая на некого более могущественного покровителя. Так прямо и заявляют: «Наш бог сильнее тебя, царь». Да отсюда один шаг до полного неповиновения, то есть бунта! Эти наглецы буквально напрашиваются на смерть, провоцируя царя. Видно, совсем потеряли голову от страха. Их бы увести, уговорив царя отложить экзекуцию, что обычно так мастерски удается его главному советнику Даниилу-Валтасару. Но где же он, отчего не приходит на выручку своим друзьям?

  Раз царь собрал на поле Деир всех советников, значит, был там и их глава. Однако его почему-то не поволокли к царю ревнители веры. Быть может, он устрашился неминуемой смерти и малодушно поклонился истукану? Но в 1-ой, 6-ой и 14-ой главах тот же Даниил демонстрирует несгибаемое мужество, отстаивая свое право на свободу совести. Надо думать, и перед лицом истукана глава мудрецов не нарушил первой и второй заповеди Торы, но почему-то не был схвачен блюстителями. Сам автор об этом скромно умалчивает. В этой истории (единственной из всех!) он вообще не упоминает Даниила. На время конфликта четверка молодых «сынов иудейских» превратилась в тройку, зато позже - в печи – к троице мучеников присоединился некий четвертый персонаж. Совпадение?
Наверное, к совпадениям следует отнести и странную избирательность царских доносчиков. Ведь помимо САМ на поле наверняка присутствовали и начальники иудейской общины. Если они тоже устояли перед золотым кумиром, то подлежали наказанию наравне с дерзкой троицей. Тем не менее, к царю их не приводят и в печь не бросают. Похоже, что побывать в огне надлежало только САМ и никому более…

  Если от коверных требуется лишь моральная готовность, сноровка и присутствие духа, то распорядитель и униформисты отвечают за техническое обеспечение номера. Забот у них - хоть отбавляй. Первым делом следует незаметно навязать зрителям вид казни, прописанный в сценарии. Обычно Навуходоносор, как человек военный, полагался на меч и секиру: быстро, просто и необратимо. Изрубить в куски велел он строптивых волхвов, не сумевших или не желавших разгадать его сон. Так же радикально он пригрозит вскоре, после чудесного спасения САМ, расправиться с каждым, кто произнесет хулу на их Бога. Но для перфоманса со счастливым концом усекновение и четвертование явно не годятся. Требуется что-то зрелищное, эффектное, но менее прозрачное и радикальное – какой-нибудь «черный ящик», «камера обскура»*. Пожалуй, для этих целей сгодится печь для обжига глины. В окрестностях Вавилона таких множество, а рядом с истуканом бездействует его колыбель – гигантская печь, в которой обжигали форму для отливки колосса. Пусть же огонь, породивший идола, поглотит тех, кто отверг его детище!

--------------------------------------------------------
            *Камера обскура (лат. Camera obscura — дословно «Тёмная камера»)
--------------------------------------------------------



=====================================
         Секрет этого аттракциона –    
     в использовании жаропрочного      
             материала (асбеста)
=====================================

  Поглотит и … извергнет обратно невредимых,аки кит – Иону. Над таким номером придется потрудиться всем: и рабочим сцены, и униформистам, и главным действующим лицам.
  Скажите на милость, зачем связывать заключенных в камере, охваченной яростным огнем? А их не просто связывают, но поручают это самым сильным воинам (будто не царевых писцов, а самого Гарри Гудини снаряжают для захватывающего трюка). Честные намерения как-то не вяжутся с подобными манипуляциями. От цирковой арены и ее обитателей публика с нетерпением ждет рукотворных чудес, профессиональной ловкости, мистификаций и кунштюков, но ритуальная площадка – не арена, а всемогущий правитель – не факир. Здесь народ ожидает праведности и святости. Вместо этого лукавая власть незаметно подменяет убранство храма декорациями цирка, а ритуал – зрелищем. Посмотрите, как бы говорит царственный распорядитель, - вот раскаленная печь, вот юная плоть и сейчас она будет гореть в огне. Не верите? Вы полагаете, что жа;ра печи недостаточно? Тогда я раскалю ее в семь раз сильнее обычного. Вы думаете, что в недрах печи можно укрыться от огня? Я свяжу жертвы по рукам и ногам. Вы подозреваете, что они смогут развязаться? Так пусть узлы затянут самые сильные воины… Царь наперед спешит рассеять любые возможные сомнения и переигрывает, невольно выдавая себя.

    Переигрывает и автор библейского рассказа, пытаясь излишней подробностью добиться достоверности. Просто удивительно, сколько внимания он уделяет в общем-то второстепенным деталям – облачению и связыванию осужденных. О том, что они были связаны, упоминается в тексте целых пять раз!*  Об их одеждах автор говорит только дважды, но зато как! Тут и исподнее, и верхнее платье, и головные повязки, и некие «прочие одежды»**. Право же, такая неуместная обстоятельность не может не настораживать. Чувствуется, что Даниилу не терпится поведать что-то затаенное, он почти проговаривается, но вовремя спохватывается и обрывает себя. Его легко понять: великолепный, смертельно опасный трюк приходится называть чудом и приписывать божественному Провидению. А так тянет раскрыть секрет этих самых прочих одежд: ведь именно в них-то вся соль, а точнее – асбест, поистине волшебный жаропрочный минерал.

--------------------------------------------------------
            *«и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха,  Мисаха и Авденаго …
               Тогда мужи сии связаны были …. А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную
               огнем печь связанные» (Дан 3:20 -21,23)
              «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? … я вижу четырех мужей несвязанных…» (Дан 3:
               91-92)
          **«Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих
              одеждах своих…» (Дан 3:21)
              «…и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже  запаха огня не было от них»
              (Дан 3:94)
--------------------------------------------------------



  Как жаль, что драгоценные одежды нужно скрывать от непосвященных. Хороший фокус требует сугубой секретности, профессиональные тайны надо надежно охранять, поэтому так много непрошенных свидетелей полегло вокруг печи. Как говорится, меньше знаешь – крепче спишь.

  Возьмем, к примеру, кочегаров. Они ведь могли задуматься, зачем надо усиленно разжигать и без того пылающую печь таким дымным топливом? И так все окрестности заволокло, ничего не разглядеть. Кажется, что-то белое мелькнуло у самого устья печи и вновь исчезло в густом дыму. Или в недрах печи? Зрителям-то невдомек, а вот кочегары кое-что углядели. За это бедняги и поплатились.

  Либо мы их, либо они нас. Когда вопрос идет о жизни и смерти, не до церемоний. Тем троим в печи срочно нужна помощь, помощь любой ценой. Считается, что ангел спустился и защитил их. Пусть так, но ведь спаситель явился не сразу и ему потребовалось немалое время, чтобы проникнуть внутрь, освободить печь от огня и задуть в нее свежий воздух. В книге ясно сказано, что в огне Азария долго молился Богу*. Только по окончании длинной молитвы Бог выслал Ангела, который сначала «выбросил пламень огня из печи», а затем «сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер»**. Как продержались в раскаленной камере три товарища, пока ангел не пришел и не охладил ее? Почему они не сгорели и даже не обожглись сразу, лишь только упали в огонь?***  Заметим также, что им, крепко связанным по рукам и ногам, быстро удалось встать****, значит, стягивавшие их веревки мгновенно сгорели. А вот одежды под веревками огонь пощадил! И лица, и волосы тоже не тронул! Стало быть, с самого начала (еще до вмешательства Ангела) огонь палил их как-то избирательно – обычные веревки жег, а странные «прочие одежды» оставлял в неприкосновенности. Выходит, своей поразительной «неопалимостью» САМ обязаны не Ангелу, а этим огнеупорным чудо-одеждам.

  Так был ли ангел? Автор книги уверяет, что был. Сам он его, конечно, не видел, но три узника совести наблюдали ангела вблизи и в действии. По-видимому, посланник божий выглядел не так грозно, как обычно, поскольку молодые иудеи не затрепетали и не пали «на лице своё», а приняли его прибытие как должное. Не тронула их и его забота, так как свою многословную благодарность они адресовали не ангелу-спасителю, хлопотавшему рядом, а незримому и далекому Богу*****. Оно и понятно: уж больно по-человечески действовал этот фантом – не раздвинул стену огня мощной дланью, как когда-то воды Чермного моря или струи Иордана, а чисто конкретно сошёл, выбросил огонь из печной камеры и устроил там принудительную вентиляцию******.

--------------------------------------------------------
          *«А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные. [И ходили посреди
             пламени, воспевая Бога и благословляя Господа. И став Азария молился и, открыв уста свои среди огня,
             возгласил: "Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…»
             (Дан 3:23-26)
        **Сначала Азария с товарищами долго призывают Бога спасти их, затем ангел раздвигает огонь и спасенные
             возносят Богу благодарственную молитву [Дан 3:26-45, 49-50, 52-90]. Следовательно, ангел явился
             не сразу, а после обращения к Богу. Если бы, оказавшись в печи, отроки узрели ангела, купирующего
             огонь, они бы не стали молить его о спасении.
      ***Они должны были умереть еще до падения, у самого устья печи: ведь их палачи погибли, едва
             приблизившись к устью со своей ношей.
             «И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно,  то пламя огня
             убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго» (Дан 3:22)
      ****«И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа» Дан 3:24)
    *****Юноши отличают Бога от его воинства – ангелов и херувимов:
               «Благословен Ты, видящий бездны, восседающий на Херувимах, …
                Благословен Ты на престоле славы царства Твоего…» (Дан 3:54-55)
                Ангел не может восседать на херувимах и на престоле, значит, САМ обращаются не к своему ангелу-
                хранителю, а к Богу.
                «Благословите, Ангелы Господни, Господа…»  (Дан 3:58)
                САМ отличают ангелов от Бога и сейчас славят не своего ангела, а Бога. 
    ******В этой экстремальной ситуации «сходить», «выбрасывать» и что-то «делать» некогда: защищать
                отроков надо было еще на подходе к печи. Но если божественный покров оберегал их с самого
                начала (еще до ввержения в огонь), незачем было ангелу «сходить», «выбрасывать» и т.п.
--------------------------------------------------------


  «Четвертого» узрел и устроитель. Правда, о его божественности владыка судил очень осторожно: «Вижу четырех мужей несвязанных, …и вид четвертого подобен сыну Божию». Словом, не ангел, а муж, похожий на ангела! Причины такой осторожности ясны: язычнику Навуходоносору не пристало называть кого-либо «сыном Божьим», не указав имени конкретного бога-отца из обширного вавилонского пантеона. Да и отличить сына Божьего от сына человеческого халдею непросто - тут впору обознаться и более опытным сынам Бога Единого. Наверное, царю бросилось в глаза сияние белоснежных одежд незнакомца (таким серебристым сиянием отливают материи, сотканные из асбестовых волокон).
  Так может в печи действительно побывал ангелоподобный муж, а не светозарный посланник Небес?

  Перечисленные соображения (выбор места, поступки царя, строптивость САМ, процедура связывания, сгорающие путы и несгораемые одежды, отсутствие Даниила, моление в огне) наводят на мысль об инсценировке чуда с использованием одежд из асбеста. Такая гипотеза устраняет из сюжета сверхъестественное, но требует от трех (точнее – четырех) героев воистину нечеловеческой смелости, выдержки и веры в свои силы и знания. Только такие смельчаки способны выполнить смертельно опасный трюк, набросок которого завершит эту главу.



               
                ОБДУМАННОЕ БЕЗРАССУДСТВО
             


  Предыдущий аттракцион с забытым сном не достиг всех поставленных целей. В частности, царю не удалось провести задуманную религиозную реформу. Этой реформой он и занялся в тот памятный день на поле Деир.

  На праздник или день рождения Навуходоносор воздвиг себе монумент и привел к нему своих гостей (всю имперскую номенклатуру) для поклонения и принесения присяги*. Заодно он хотел ускорить карьеру трех молодых сановников-иудеев и приблизить введение монотеизма (для начала возвысив Саваофа над языческим пантеоном). Должно быть, создателя империи вдохновлял пример иудейского вождя Моисея, объединившего с помощью нового культа двенадцать племен в один народ. Что и говорить - в условиях вавилонского столпотворения консолидация общества была весьма и весьма актуальна.

--------------------------------------------------------
             *Известно, что в 595-594 гг. до н.э. в Вавилоне разразилось восстание, которое Навуходоносор
               подавил. После кризиса он, возможно, занялся консолидацией элиты. Для этого и вводится культ царя.
              В отличие от отца, который подчеркивал свое простое происхождение,  Навуходоносор объявил себя
              потомком легендарного царя Нарам-Суэна  (царя-бога!), правившего в III тыс. до н.э. Нарам-Суэн
             первым принял титул «бог Аккада» и ввел прижизненный официальный царский культ. Изображали его
             в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Население
             поклонялось Нарам- Суэну как богу, хотя до него никто из царей Месопотамии не претендовал на
              такую честь.
              Впоследствии другой месопотамец – Шульга (2093-2046 гг. до н.э.), сын Урнамму  – тоже добился
              своего обожествления. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы.
              Во втором акте знаменитой оперы Верди царь Навуходоносор, как известно, провозглашает себя
              богом. Нечто подобное, по мнению  Д.Арно, было в действительности. Правда, открыто заявить о своей
              божественности Навуходоносор не решился, но подумывал об этом.
             (Даниэль Арно. Навуходоносор II Издательство: Молодая гвардия, 2009)
--------------------------------------------------------
 


=================================
           Спасение из огня было
       тщательно подготовленным
                трюком
=================================


  Для достижения поставленной цели монарх, как и прежде, сымитировал чудо, продемонстрировав превосходство Саваофа над прочими богами: на глазах у множества зрителей иудейский бог спас из огня трех богопослушных иудеев. Никто из гостей не подозревал, что «чудотворцы» сами уберегли себя при помощи особой жаропрочной одежды. 

  Трюк этот придумали не они. За много веков до Навуходоносора в Индии и Китае обнаружили удивительный минерал – асбест, волокна которого напоминали лен*. Из этого волшебного «льна» в Индии, Китае, Египте (позднее – в Греции, Риме, Иудее) ткали одежду, не боявшуюся огня. Облачившись в такие одеяния, жрецы бесстрашно входили в пылающий огонь и выходили из него невредимы. Потрясенный народ трепетал и склонялся перед жрецами и их богами.
 
--------------------------------------------------------
              *Минерал так и называли – «горный лен» (другое название – «шерсть  саламандры»)
--------------------------------------------------------


  Думается, нечто подобное произошло и в окрестностях Вавилона на поле Деир. Там бездействовала огромная печь, в которой совсем недавно обжигали глиняную форму для золотого истукана. Её-то Навуходоносор и избрал лобным местом, точнее - ареной для очередного спектакля с чудесами.

  Должно быть, гости немало удивились, когда для торжественной церемонии их повели на какие-то окраины, за пределы столицы. Вскоре выяснилось, что важнейший ритуал поклонения будет проходить прямо на «стройплощадке» - там, где отливали истукана. Его не стали перевозить в город, который новое божество должно было защищать. Ему не выстроили персональное жилище – храм*. Организаторы церемонии не разобрали обжиговую печь и не переместили изваяние подальше от нее. Не потрудились даже убрать с площадки подручные материалы - нефть, смолу, паклю, хворост. Печь была подготовлена, снаряжена и ждала своего часа.

  Уже этот «рояль в кустах» недвусмысленно указывает на инсценировку: царь будто предвидел конфликт и наперед позаботился о плахе. И какой обременительной плахе! Она требует немало топлива и обслуживающего персонала. Ее надо долго разжигать и потом долго охлаждать. Сквозь густую пелену дыма трудно наблюдать за конвульсиями жертв. Перемещать огромную печь невозможно, поэтому придется всю торжественную церемонию поклонения проводить неподалеку от нее. И все это - вместо обычного обезглавливания, четвертования или скармливания львам!?

  В прологе юные «птенцы гнезда царева» провоцируют конфликт с хозяином, дерзко отвергая его повеление. Народ изумлен. Подумать только: вчерашние выдвиженцы публично игнорируют волю царя царей! Тем самым они безоговорочно подписывают свой смертный приговор. Решено казнить непокорных огнем, в назидание всем присутствующим. Беспрецедентная дерзость заслуживает беспрецедентного наказания, поэтому карающее пламя раздувают до неимоверия. В топку бросают нефть, смолу, паклю, хворост, и густой дым заволакивает печь. Пора начинать!

  Законы драматургии требуют завязки действия, и она наступает в прямом и переносном смысле. Чтобы лишить преступников малейшего шанса на спасение, Навуходоносор велит крепко-накрепко связать их. Самые могучие воины окружают осужденных, в дыму за их широкими спинами ничего не разглядеть. Кажется, они тщательно обматывают все части тела несчастных полосами какой-то белой материи, похожей на лен, потом одевают, с головой заворачивают в погребальный саван из той же материи**  и перевязывают толстой веревкой. Теперь юные иудеи лежат неподвижно, а их фигуры напоминают египетские мумии или коконы бабочки.

--------------------------------------------------------
             *Тяжеленую статую Бела-Мардука в праздничные дни Нового года возили из города в город, она плавала
               на корабле, шествовала по главной улице, пока не прибывала в свой личный храм.
          **Фраза «Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих
            одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем» (Даниил 3 21) могла означать, что САМ вязали
            (чем-то обматывали) несколько раз: сначала - поверх исподнего, потом – по верхнему платью, по прочим
            одеждам. Замотали даже головы.
--------------------------------------------------------


  Действие стремительно развивается, приближаясь к своей кульминации. По знаку владыки «коконы» подымают, и они один за другим исчезают в огнедышащем зеве гигантской печи. Вечная память! Даже палачи, совершившие это жертвоприношение, не выдержали нестерпимого жара и погибли на месте. (За пеленой дыма никто не рассмотрел того, что происходило у устья печи, но позднее тела стражников обнаружили и приписали их смерть тепловому удару. Чему же еще? )

  Гости украдкой поглядывают на хозяина, ожидая торжественно-назидательного финала, но Навуходоносор все медлит. Он знает, что сейчас в раскаленном горниле три смельчака отчаянно и продуманно борются со смертью. Время не терпит: асбестовые одеяния пока что защищают их от огня, но долго им не выдержать, да и ядовитые газы накапливаются понизу. Прежде всего надо подняться на ноги, поскольку веревки уже сгорели, и выбраться из эпицентра огня. Теперь вся надежда на Даниила, который проник в печь, когда ее заволокло дымом (тех, кто в этот момент находился около ее устья, предусмотрительно «вывели из строя»). Его снаряжение гораздо основательней, есть чем разгрести и выкинуть из печи горящее топливо. Этот «десант» необходим для того, чтобы подготовить плацдарм, на котором вся компания сможет продержаться до освобождения из печного плена. Их главные противники – высокая температура в печи и нехватка воздуха в «коконе». Даже удалив из топки горючие материалы, невозможно быстро охладить раскаленную обжиговую камеру. Поэтому Даниил пускает в ход свой главный резерв – мехи для охлаждения формы. Прохладный влажный воздух начинает поступать в камеру и под его защитой смельчаки освобождаются от спасительных саванов. Дым уже не препятствует наблюдению, мизансцена готова, актеры занимают свои места. Пора открывать занавес, то бишь заслонку печи.

  Вот и развязка. Изумленные зрители слышат, как три страстотерпца дружно заводят благодарственную песнь во славу Божию, настойчиво повторяя одно и то же сигнальное слово - «Благословите». Час пробил! Услышав, что; они поют, Навуходоносор поспешно приступает к эвакуации певцов.

  Прежде всего, царь, подобно фокуснику, срывает покров и предлагает публике заглянуть в чудодейственную камеру-обскуру. Вспомните, с чего все начиналось, и оцените результат. Невероятно, не правда ли?

  Чтобы никто не задумался о подоплеке чуда, царь дает официальное разъяснение. Секрет чудесного спасения прост: иудейский бог Саваоф (ну кто же еще?) опять вмешался и защитил своих адептов. Вот и спаситель - посланник божий - в белоснежных сияющих одеждах стоит меж спасенных иудеев и принимает их благодарность.    

  Остается вывести из печи спасенных и отвлечь внимание от спасителя. С этой целью Навуходоносор предлагает всем осмотреть и ощупать юношей, убедиться в их полной целости и сохранности. Общество послушно окружает триумфаторов, трогает, нюхает, удивляется. В суете, шуме и гаме из печи незамеченным выбирается «ангел» Даниил и, сбросив асбестовые одеяния, присоединяется к свите.

  Напоследок заметим, что реконструированный сюжет обходится без участия высших сил и все же не теряет цельности, напротив – многие противоречия традиционной версии он благополучно устраняет.
 


(Из книги "И АЗ ВОЗДАМ". Полную версию см. tomastwin.wix.com/history)