1.Исторические знания в 11-15 веках.
В середине 11 века киевский митрополит Илларион написал патриотизм свое
"Слово о законе и благодати ...", обращенное к Ярославу Мудрому. В "Слове"
развивается теория о равноправии народов, а всемирная история рассматривается
как постепенное приобщение их к христианству . В 11 веке ,наиболее
распространенной формой исторических сочинений на Руси ,стали летописи.
В летописях материал расположен в хронологическом порядке по годам ("летам").
Основное внимание в летописях уделялось личности государей, войнам, событиям
государственной жизни, то есть фактам политической истории.Успехи и бедствия
Руси, в соответствии с религиозным мировоззрением , в летописях объяснялось
"божественным промыслом", и рассматривалось с точки зрения провиденциализма ,
то есть представления о непосредственной зависимости судьбы человечества от
божественной воли. Летописи составлялись при дворах князей,в монастырях, и
отражали по преимуществу политические интересы заказчика."Рукой летописца,-
отмечал академик А А Шахматов ,-управляли политические страсти и морские
интересы". Летописцы часто соединяли предшествующие летописи в сборники-
"своды", перерабатывали их, дополнили и сокращали .Из дошедших до нас
летописных сводов старейшим является "Повесть временных лет", составленная
в начале 12 века в Киеве.Исследователи полагают, что "Повести временных лет"
предшествовало несколько летописных сводов 11 века.Около 1110-1113 гГ.
древнерусское летописание было систематизировано в большом общерусском
летописном своде, составителем которого считается монах Киево-Печерского
монастыря Нестор.Он же , видимо, и уточнил хронологическую сетку летописания,
вычислив данные о правлении русских князей. Летописный свод Нестора был
дважды переработан в 1116-1118 годах игуменом Сильвестром .Таким образом,
"Повесть временных лет " создавалась в течении длительного времени в нескольких
литературных центрах."Повесть временных лет "проникнута идеей единства Руси и
зашиты ее самостоятельности . В этой идее заключалась главная политическая
тенденция летописи.Отсюда идет и прославление деятельности Владимира Мономаха ,
возродившего традицию подчинения всех князей власти киевского князя. В центре
исторического рассказа "Повести временных лет"-Киев и киевские князья.Но
"Повесть "включает в свой состав известия, относящиеся и к другим древнерусским
землям. В летописи постоянно встречаются цитаты из Библии и сведения из
церковной истории. Все это служит летописцу для подтверждения определенных
политических идей и тенденций. При составлении общерусских летописных сводов
использовались византийские исторические сочинения , церковная литература,
официальные документы, местные предания , пословицы и поговорки.Летописи
являлись своеобразной энциклопедией средневековых знаний.Благодаря
политической целеустремленности ,вдумчивому отбору исторических источников
и литературной одаренности составителей было создано монументальное
историческое произведение. "Повесть временных лет"-один из самых выдающихся
памятников русской и мировой средневековой культуры."Повесть", написанная на
русском языке, способствовала дальнейшему развитию отечественной культуры.
Летописание продолжалось и в период феодальной раздраженности .В 12 веке,
судя по словам церковного писателя Кирилла Туровского, различали историков
двух типов :летописцев (то есть собственно историков) и ораторов (витий ), или
песнотворцев . С 12 века на смену общерусским летописным сводам приходят своды,
связанные с отдельными русскими княжествами .Летописание Владимиро-Суздальской
земли было связано со все более усиливающейся великокняжеской властью.Это
летописание старалось приобрести общерусский характер, и велось под наблюдением
таких крупных государственных деятелей как Андрей Боголюбский и Всеволод
Большое Гнездо.Летопись проникнута одной политической тенденцией -стремлением
доказать необходимость единой власти владимирского князя, которая
представляется преемницей власти киевских князей.Во Владимире в 13 веке был
составлен первый лицевой ,то есть иллюстрированный летописный свод.На рубеже
11-15 веков предпринимаются попытки возродить традиции общерусского летописания
в основу которого кладется "Повесть временных лет". Проводниками этой идеи
выступали московские летописцы, работавшие при дворе московских великих князей.
Первый московский летописный свод-"Летописец великий русский"-был составлен
в конце 14 века. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод-
"Троицкая летопись ".В летописи проводится мысль о единстве Руси, о
первенствующем положении Москвы среди русских земель. В этом своде,
составленном под руководством митрополита Киприана ,заметен церковно-
учительский момент по отношению к московским великим князьям. В летописных
сводах обосновывается схема преемственности власти киевских князей
владимирскими ,прямыми наследниками которых выступают московские великие
князья. Эта историческая схема станет к 16 веку составной частью официальной
идеологии московского "самодержавства". С ростом внешних связей Руси
увеличивается интерес к событиям истории зарубежных стран , к определению
места Руси во всемирной истории.Это вызвало появление первых хронографов-
сводных обзоров всеобщей истории от "сотворения мира". Древнейшие хронографы
были составлены в Византии в 10 веке на основании Библии, античных и
византийских источников. В середине 15 века создаются хронографы, включающие
изложение событий отечественной истории.