Суета сует с кидаловом и кошмарами в конце

Вячеслав Абрамов
«В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна – это когда не получаешь того, что хочешь, другая – когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия» - сказал Оскар Уайльд.

Почему он так сказал? Потому что наслаждение, удовлетворяя желание, аннулирует его.

Более того, по-английски покидая желание, наслаждение вызывает, продуцирует новое стремление, превышающее предыдущее. То, что вчера доставляло удовлетворение, теперь покажется совершенно недостаточным. И я захочу большего. Или более яркого, особенного. И выходит, что удовлетворение желаний увеличивает их и заставляет прилагать ещё больше усилий, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту. Я – потребитель, мне это всегда «в жилу».

А если я не хочу достичь чего-либо, ощущение жизни притупляется и затухает. Обществу, которое мы создали, нужен потребитель. Потому общество неустанно обеспечивает каждого своего члена новыми желаниями, которые создают в нём ощущение жизни. После чего снова и снова недолгое наполнение сменяется опустошением. У того, кто это понимает, появляется отчаяние. Появляется и растёт.

Сегодня потребительское общество побуждает приобретать всё больше и больше товаров, нет денег – вот тебе кредиты. Агрессивный маркетинг, продуцированное желание соответствовать социальным стандартам, плюс облегчённые условия кредита стимулируют к покупкам, намного превышающим реальные финансовые возможности. Спустя непродолжительный срок приятное возбуждение от очередного обретения рассеивается как дым, зато платежи заставляют вкалывать ещё годы. В таких случаях разочарование от покупки не забывается со временем, а накапливается.

Богатство не ведет к счастью, – такое удивительное открытие сделал профессор Дэниэл Канеман, Нобелевский лауреат по экономике. Он наверное не смотрел сериал «Богатые тоже плачут», а добросовестно собирал статистику. И выяснил, что влияние на настрой человека таких факторов, как богатство и здоровье, весьма неоднозначно. Статистика, собранная на основе ежедневных данных о настроении людей, не обнаруживает различий между богатыми и бедными слоями населения. А такие отрицательные эмоции, как гнев и враждебность, чаще испытывают люди обеспеченные, чем бедные.

Наш мир провоцирует необходимость бессмысленной суеты ради достижения желаемого.  Оставаться без обретений и благ невозможно, и люди вынужденно выбирают страдать под гнётом многочисленных усилий, чтобы достичь желаемого. Но, удовлетворяя всё новые запросы, обнаруживают, что это их не наполняет. Обычный современный человек всю жизнь вращает руками-ногами беличье колесо, пока его не переносят на кладбище.

Из всего вышесказанного вообще-то следует, что наша природа ставит нас в совершенно невыносимые условия, а мы тупо свыкаемся с существующим порядком вещей. С одной стороны, желания и запросы неуклонно растут, а с другой стороны, наполнение, достигающееся посредством многочисленных действий и усилий, ощущается лишь мимолётное время, а затем исчезает, оставляя нас вдвойне опустошенными. Вообще-то в просторечии это имеет названия «разводка», «кидалово» и почти безобидное «дурилово», то бишь – мошенничество.

А человечество тысячелетия всё изобретает и внедряет различные методики, чтобы справиться с извечной проблемой и отыскать подлинное удовлетворение желанию наслаждений. Но вместо подлинности получается эрзац, а потом – очередная иллюзия. В большинстве своем методики эти основываются на двух ключевых принципах, позволяющих «обмануть» желание: выработка привычек, дающих чувство удовлетворения, или ослабление, нивелирование самого желания.

Первый принцип использует приучение к шаблонам поведения. Вначале человека учат тому, что определенное действие ведёт к вознаграждению. Напоминает дрессировку животных, только содержание наград и удовольствий немного другое. Выполнив «правильное» действие, человек удостаивается похвалы педагогов и одобрения окружения в целом.

Затем постепенно вознаграждение сводят на нет, однако данное действие уже зафиксировано как фактор удовлетворения, оно внесено в поведенческую схему, это уже благоприобретённый рефлекс. Теперь само действие доставляет человеку удовлетворение. Он тщательно будет выполнять то, к чему приучен, и будет испытывать огромное удовольствие, когда удаётся сделать это ещё лучше, чем раньше. Причём будущие вознаграждения могут объявляться посмертными. Пример, актуальный для современности: шахида после гибели ждут уже готовые его наслаждать фурии.

Второй принцип строится на уменьшении желания наслаждаться. Базируется на том, что состояние человека с неудовлетворенным желанием намного печальнее того, кто этого желания просто не имеет: первый страдает, а второй радуется своей доле и удовлетворяется тем, что есть. Есть физические и «духовные» техники, которые понижают степень желания, и одновременно повышают внутренний аскетический «рейтинг».

Над такими «разводками» можно многозначительно хихикать, но положение всех остальных ничем не лучше: до тех пор, пока они озабочены погоней за очередным наслаждением, сохраняется привычный образ жизни с надеждами на будущее. Отсутствие наполнения вызывает чувство дискомфорта и неудовлетворённости, однако периодически возобновляющаяся гонка временно подменяет наполнение как таковое. В такой гонке человек ощущает приток жизненных сил благодаря свежим желаниям и в надежде на то, что на этот раз его удовлетворит их достижение.

До сих пор подобные методы исправно работали, однако из-за бурного роста новых «цивилизованных» соблазнов, ведущих в последствии к ещё более страдательным «обломам»,  все эти решения становятся менее эффективными. Разрастающийся эгоизм не позволяет замалчивать и подавлять свои потребности, он побуждает к безответственности и безнравственности.

Яркий пример, иллюстрирующий рост эгоизма, – крушение института семьи. Семейные узы, нормальные взаимоотношения мужчины и женщины первыми сминаются под ударом возросшего эгоизма, поскольку эта сфера наиболее близка человеку. Ожесточившееся себялюбие препятствует принадлежать друг другу, сохранять семейный союз.

В прошлом семейная модель была незыблемой, вроде оплота стабильности. Если в мире возникали конфликты, люди отправлялись на войну, из-за неурядиц и катаклизмов могли поменять место жительства, но семья всегда служила пристанищем и системой продолжения рода-племени. Даже когда человек переставал испытывать необходимость в прежних семейных отношениях, он продолжал поддерживать их ради детей или престарелых родителей, нуждающихся в уходе. Однако сегодня эгоизм достиг небывалых размеров, и человек не останавливается ни перед чем.

В глобальном масштабе последствия роста эгоизма ставят гомо сапиенсов в особую ситуацию, не имеющую аналогов во всей истории. С одной стороны, глобализация демонстрирует, насколько все взаимосвязаны во всех областях, включая экономику, культуру, науку и образование, а с другой - эгоизм развился до такой степени, что люди не в силах выносить рядом с собой чужое присутствие.

В действительности, мы всегда являлись частями единой системы, однако до сих пор не осознаём своей общности. Вернее – не хотим осознавать. Кто хочет  тому природа раскрывает этот факт путём одновременного воздействия двух противоположных сил. Одна из них объединяет в единое целое, а другая отвращает друг от друга и замыкает каждого в свой «кокон».

Сегодня влияние этих сил проявляется в крайних формах, которые становятся всё более жёсткими день ото дня. Явно действует и сжимается сеть глобальной взаимозависимости, а эгоизм уводит в сторону от признания очевидного. С другой стороны, если взаимная нетерпимость, отчуждённость и ненависть не прекратятся, мы неминуемо уничтожим друг друга.

Несомненно одно: если эгоистический путь развития человечества не претерпит радикальных изменений, оно окажется вовлечённым в следующую мировую войну, в результате чего бОльшая часть населения мира может быть истреблена. А оставшиеся прозреют и осознают, что жить лучше в согласии и любви. А если не прозреют – будут верными сценарии некоторых голливудских фильмов-ужасов о продолжении конца. Реальность преисподней, где «тоска и плач и скрежет зубовный».