Смерть Сталина

Мира Папкова
  В  нашем  классе  на стене, как раз над доской, висел   большой   портрет  Сталина - отца  всех народов,  вождя мирового пролетариата, друга детей, самого умного, доброго и справедливого.

  Бабушка  моей  школьной  подружки  Гали советскую власть ненавидела, заодно и Сталина - во времена коллективизации и обобществления у   них  в  колхоз забрали корову и лошадь... При других бабушка помалкивала, а меня не боялась, только учила нас:

- Не  рассказывайте  во  дворе о том, что в семье слышите. Есть пословица - хочешь знать, о чем думают  родители,  послушай,  о чем говорят их дети.

  Политика  нас не интересовала, молчать труда не составляло - бабушкино недовольство в одно ухо   влетало,   в   другое   вылетало,   но...   "зубы дракона" она сеяла - потом взойдут.

  Моя семья, пострадавшая от репрессий (двое сидели, одного расстреляли), очевидно, культ личности тоже отвергала. Но молча.

  Источником информации (считай, пропаганды) тогда служили газеты - в каждой всенепременно портрет Сталина - и радио - в виде черной тарелки на стене.

  Когда передавали речи Сталина или пели ему дифирамбы,  мой  отец,  высокий  сильный человек с  крепкими  руками, выключал радио таким жестом, будто шею кому-то  сворачивал.

  К 1953 году шикарный ламповый приемник, "Мир",   облицованный   карельской  березой,  заменил радиоточку.

  Мы учились со  второй  смены.  Мне  нравилось  жить с включенным приемником. В тот день все шла классическая музыка, ничего не говорили, и я уловила,  что что-то не так. Наконец, объявили, что Сталин умер.

  Сам   факт   его  смерти  меня  не  опечалил,  но
я  представила,  как  все в школе станут плакать
и убиваться, а я не смогу, как они - и все поймут
сразу,  что  моя семья "враги народа".  Подумала:

- Останусь лучше дома!

  Но за мной зашла Галя и уговорила пойти:

- Если  не  придем,  только  обратим на себя внимание!

  В   школе   пионервожатая   упала  в  обморок. Учительницы  рыдали  и  сморкались. Многие считали,  что  нас, осиротевших, впереди ждут всевозможные  ужасы,  что на нас немедленно пойдет войной капиталистическое окружение...

  Уроки отменили.
 
  Все  классы  выстроили  в физкультурном зале
на   траурную  линейку.  Ученики,   привыкшие слушая,  не  слышать,  стояли  смирно  и  ждали,  когда  все  кончится.  До меня дошло, что теперь  всем надо еще теснее сплотиться вокруг родной партии  и  продолжать  дело  Ленина-Сталина.

  Прошло немного времени, культ личности развенчали,  портрет  Сталина сняли, на его
месте на выгоревшей стене осталось темное пятно.

  Когда  я  впервые  увидела  "Черный  квадрат" Малевича, из  кладовой  памяти выскочил тот темный  прямоугольник  на  стене класса, там,
где раньше висел портрет Сталина.