Загадка озера Хеппо-Ярви

Михаил Окунь
Озеро Хеппо-Ярви под Токсово широко известно среди ленинградцев своими живописными берегами. Водоем имеет большую  протяженность и достаточную глубину. Есть также сведения о том, что он сообщается с разветвленной сетью подземных озер.
Летом прошлого года на озере были зафиксированы два загадочных случая.
Н. Баныкин, старший кочегар сауны спортбазы «Спартак», расположенной неподалеку от озера, шел ранним утром по берегу домой. Накануне базу инспектировала комиссия спорткомитета, и кочегару пришлось остаться на ночную смену. Утомившись, Баныкин прилег у воды и задремал. Проснувшись, он увидел перед собой голову змеиного типа на длинной шее, злобными желтыми глазами глядевшую ему в лицо. Кочегар резко высказался по поводу увиденного, и голова, отпрянув, исчезла в камышах. Попытка немедленно изловить животное не увенчалось успехом. Баныкин вернулся на базу и сделал обстоятельный доклад комиссии. Однако и дальнейшее тщательное прочесывание прибрежных вод с помощью бредня оказалось безрезультатным.
Второй случай был не столь вопиющим, но зато он имеет множество свидетелей – дачников, загоравших на озере.
Около двух часов дня метрах в двадцати от берега вскипел небольшой бурун, и в нем исчез надувной крокодил серо-зеленого цвета размером 25 сантиметров. Маленький владелец его, по счастью, играл в это время в прибрежном песке и не заметил, как местные мальчишки забросили игрушку в воду подальше от берега. Через несколько дней изжеванный крокодил был найден у мостков дачницей, стиравшей белье (фамилию она просила не называть).
Этих двух случаев достаточно, считает младший научный сотрудник Института палеозоологии В.Зозулин, чтобы сделать вывод об озере как о среде обитания плезиозавра, представителя подотряда пресмыкающихся, достигшего расцвета в юрский период и ныне считающегося полностью вымершим. Даже то, что плезиозавр набросился именно на игрушечного крокодила и растерзал его, свидетельствует о многом. Крокодил – древнее  животное, его предки были современниками плезиозавров, их излюбленной добычей. Таким образом, в нашем случае сработала генная память Хеппи (как ласково окрестили чудовище сотрудники Института), никогда прежде живого крокодила не видевшего.
Известно, что для того, чтобы популяция животных могла автономно существовать в своей экологической нише, ее численность должна составлять не менее пятидесяти особей. Не будем торопить события, но поле для работы по обнаружению других «хеппи» немалое. Этим летом на озере Хеппо-Ярви начинает свою деятельность научная экспедиция Института палеозоологии.

Опубликовано: газета «ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА» №10 (13), 1990.