Тезисы о рев. переходе к постформатному обществу

Андрей Козлов Кослоп
ТЕЗИСЫ О РЕВОЛЮЦИОННОМ ПЕРЕХОДЕ К ПОСТФОРМАТНОМУ ОБЩЕСТВУ

Маркс, если вспомнить, говорил  что коммунизм это начало истории, а всё остальное это "пред".

Здесь нужен термин, синонимичный понятию "коммунизм", так иначе у читателя выстраиваются ассоциации с поздним советским ширпотребом, который мы пытаемся снять. Так как  именно  искажение , усыхание, вульгаризация  коммунистических идей и явились причиной  кризиса в который впал СССР  в конце 90-х, и из которого не вышел до сих пор. "Сверхобщество" А. Зиновьева имеет иное применение, нежели коммунизм Маркса. В качестве рабочего "синонима" мы предложим "постформатное общество", называя "форматными" антагонистические (несовершенные в смысле социальной справедливости) формации. 
Мы постараемся коротко изложить важнейшие пункты, из которых составится  идеология полного исторического, избавившегося от антагонистических трендов "постформатного общества".


1. Устройство общества определяется господством, весом того или иного ДИСКУРСА   (носитель типа мышления, ментальности) , распространенного в обществе.  В первую очередь условием существование человека является ЯЗЫК (1). Но позже развивается ТРАДИЦИЯ (2), то есть, институт сохранения, консервации полезного знания, включая при этом и сам язык. Потом появляется принцип иерархизации, поскольку это процесс спонтанный, то таковым принципом является эстетически (выразительный) принцип. Эстетическое и определяет  ментальность. Появляется монарх со своей армией-дружиной, которые утверждая свою власть-влияние на соседние племена, образуют этнос и ГОСУДАРСТВО (другие названия: предгосударство, урстаат)  (3). Такое государство очень зыбкое, так возникает потребность в универсальной традиции, которая содержала бы этическую философию-метафизику (4) и в прочих моментах была бы универсальной, привлекательной для всех или многих, часто институт такой этической универсальной метафизики называют монотеистической РЕЛИГИЕЙ.  Поскольку в религиозной философии неизбежно уж присутствует логика (а не традиция), то  она не может не породить роста знаний и потребности в таковых  со сторону государство, которое становится  сильнее и больше. Институт, отвечающий за рост, количественный и качественный, знаний - это НАУКА (5).  Наука сразу же порождает технологии, со временем технологии становятся в социальном отношении много большим, чем наука, нечто  более могущественное, чем библиотека, университет или лаборатория. Технологии становятся "высокими технологиями", так что ТЕХНОКРАТИЗМ (6) порождает новую ментальность.  Технократизм  завершает эволюцию форматных формаций. Рост каждой из формации приводит её неизбежно к кризису, из которого она выходит путём развития нового формата, нового типа мышления (дискурса) .  После каждой инновации со временем происходит кризис. Причиной тому недоразвитость институт ЛИЧНОСТИ (7).  Все дискурсы присутствуют вместе. Но один господствует, другие, включая институт личности в то или иной мере отчуждаются, угнетаются. Технократизм сулит тотальную стагнацию, распад общества, фашизм, "апокалипсис с армагеддоном", катастрофу. Весь конгломерат проблем, порождаемый экспансией технократизма, может преодолеть лишь персонализм в качестве господствующего, а не остаточного тренда.   

2. Сборка, непротиворечивое, действительно разумное устройство  общества произойдёт, когда в качества  ведущего тренда, играющего роль сборки, преодолевающего форматный дискурссы (типы менталитета), докоммунистических, то есть, эксплуататорских социально несправедливых, больных "формаций", будет играть персонализм (институт личности, который сознательно и определено следит за его приматом в устройстве ментальности, управляющей обществом) .   

3. Обратной стороной персонализма является психопатия (несколько шире: социопатия). То есть, можно говорить о двух классах:  коммунисты-персоналисты и психопаты, склонные к эксплуатации,  насилию, захвату власти, эгоистическому доминированию. Между этими двумя главными классами находятся рецессивные классы прагматиков и суггестируемых.

4. Социалистическое устройство (коммунистом можно стать только тогда) - это доминирование персонализма.

5. Важно при этом учесть, что антагонизм между личностью и коллективизмом вульгарный предрассудок. Личность - это интериорация коллективизма. Личность - это максимум коллективизма, а не оппозиция коллективизму. Общности недоразвитых эгоистичных индивидов нередко ведут агрессивно и антагонистично к представителям  высокоразвитых коллективистов. И когда "коллективисты" наезжают на "индивидуума" , очень часто как раз всё как раз наоборот: эгоистические подонки набросились на хорошего человека.

6. Творчество индивида при всех воспитательных мероприятиях происходит само. Демографический рост неизбежно увеличивает количество коммуникациий, и одновременно разрушает сложившиеся устои, так что творчество, инициатива, поисковая активность индивида оказывается востребованной. 

7. То или иное социальное, политическое устройство, общность любого уровня и масштаба естественным образом приходит к кризису (просто математически: изначальная норма - кризис- пост-кризис), потому что обстоятельства меняются, само понимание сути своего устройства тоже утрачивается или ослабевает. Так что как бы мы не уповали на святость и замечательность наших принципов и институтов, возникает ситуация, когда всё зависит от воли, широты кругозора, характера и прочего содержания Личности, ибо всё остальное закончилось.  Кризис возникает в силу "устройства" системы. И это происходит даже с закономерной цикличностью. Сам кризис ничего не создаёт, но он позволяет Личности реализоваться быстрее, легче.

8. Личность генерируется поэтическим дискурсом (в смысле литературно художественным). Поэзия функционально существует, чтоб создавать и сохранять Личность. Слово "поэзис" переводится с греческого как "созидание, творчество".  При этом надо учесть, что расхожее представлении о литературе-поэзии как разновидности искусства, или такого же институт как наука только  при помощи, образности, вымысла и эстетического  неверно, в лучшем случае описательно и очень неопределенно. 
 
9. Поэзия не есть мышление образами, иллюстрирующее или дополняющее рационально-логическое мышление, не есть некая реалистическая визуализация рационально-теоретических знаний. Для поэзии реализм и подражание расхожей общественной мысли необходимы, чтобы их показательно сбросить, перевернуть таким образом устоявшиеся представления и способы мышления, раскрывая их конечность и бесперспективность, чтобы в результате вывести мышление явочным образом за пределы форматных дискурсов.

10. Суть и эффективность  поэтического в природе так называемого "лирического героя", своего рода творческого амплуа. В чистом виде это скоморох, рассказчик-юморист, юродивый, мистик-авадухута, не от мира сего чудак. Субъекту, чтобы полноценно себя проявлять, важно быть независимым относительно форматов и даже форматов, устоявшихся в самом институте поэзии-литературы. Главный параметр бытия личности - отличность её от всего прочего и способность быть субъектом, инициативным агентом, творческим деятелем, лицом, берущим на себя ответственность.

11. Технически (практически) индивид-поэт относительно всех форматных принципов следует принципу "сфумато". Он смягчает, пригашает, недорисовывает картинку, делает её на всех уровнях приблизительной.  Несмотря на то, что юмор, фантастика, экзотичность являются самым яркими способами поэтического сбрасывания,   важнейшим и сущностным способом поэтического мышления является приблизительность-неточность на всех уровнях, создаваемой поэтом картины-сообщения. Таким образом, поэтическое совпадает во многом с идеологией практики дзен, с новым научным мышлением Фритьофа Капры, с гештальт-психологией. Образ возникает как некое пригашенное и укороченное форматное сообщение, неточность, полузакономерность...

12. Мышление - это мышление образами.  "Образ" лучше не "определять" (образ не есть нечто рациональное, это правополушарное образование-феномен), а непосредственно брать из контекста  бытующей поэтической культуры (поэзия, проза, драматургия, фольклор, эстрада, концептуальная, жанровая живопись и т.д.). Примат такого образного (целостного, поэтического) мышления (последовательность и радикальность такового) есть коммунистическое мышление, просветление-сатори,  эвристическая  инновационная ментальность, озарение-вдохновение, мышление реализованной личности,  развернутый реализованный персонализм, ментальность "постформатного общества".  Образное, персоналистско-поэтическое  мышление не отвергает форматные дискурсы (это в общем-то и не возможно), оно призвано их возглавить, чтобы вывести человечество из стадии форматной (то есть, ещё получеловеческой)  эволюции. 

--
В общем-то всё. Если что не понятно, не напрягайтесь. Написано, видимо,  всё-таки для рационалов. Гораздо важнее совершить переход  к образно-ментальной гегемонии. Философствование, теоретизирование не способны в полной мере решить  задачу этого перехода. Тут нужно просто от имени нарицательно перейти в режим имени собственного  (Дубровский, Капитан Немо, Менделеев,  Есенин, Град Китеж, Эпоха Тан,  Залп Авроры, Эрмитаж, Басни Крылова, Шапка Мономаха), из абстрактно-терминологического в мир ситуаций и ... образов.
   
                10-11 февраля 2016 года Екатеринбург