Учитесь, учителя!

Василий Евтушенко 5
               
Вот уже который пенсионный год я хаживаю в школу и читаю детям начальных классов литературные произведения различных жанров. Я избавляю учителей от «внеклассного чтения», а учеников от учителей.  Всем приятно: первые становятся приятными и некрикливыми по отношению ко вторым, а вторые – рады избавиться от дисциплины и повелительных наклонений.
 
Наша встреча начинается не с напряженного прослушивания чтеца-декламатора, а прежде всего с взаимоотношений товарищей по парте (толкнуть, дернуть, что-то «вякнуть»,  занять произвольную позу, вплоть до положения спящего). А я представляю себе, что мы расселись вокруг костра на лесной полянке, и начинаем с ребятами обмениваться впечатлениями о прошедшем вчерашнем дне. Они тоже забывают, что находятся в школьном «заточении». Тогда я объявляю заголовок первого произведения литературы, содержание которого не надо будет пересказывать по требованию "свыше".

Читать я стараюсь выразительно, театрально. Произнося фразы, я бдительно слежу за поведением слушателей – их реакцией на отдельные фразы и абзацы. Когда я не обнаруживаю эмоций у некоторых, стараюсь себе отметить: не слушал, не дошло, не интересно, отвлекается. Я накапливаю причины своих упущений, меняю приемы во время чтения, делаю паузы для снятия напряжения при прослушивании, акцентирую и усиливаю звучание отдельных мыслей. Если оперативно не достигаю полного прочувствования, делаю вывод о недоступности слушателям данного рассказа. В отдельных случаях я перехожу на доходчивый пересказ или сокращение текста, чтобы возбудить чувства детей. Трудная эта работа – пробуждать чувства и мысли у каждого, и не только ребенка.

Но труднее всего – подобрать произведения для детей нынешнего поколения, когда телевидение своими видеороликами отдаляет их от книг, когда они увлечены приключениями и фэнтези.  Детям сегодня недоступны коллизии жизни прежних веков, культуры предков. Сказки, былины, притчи, басни – все это наследие разных народов и государств –  сегодня не могут быть доступными детскому сознанию, в котором нет истории о царях, королях, попах, батраках. Рассказы-сказки детских писателей советского времени полны персонажей режима того времени, ни один Павлик или Тимур со своей командой не восхитят и не подвигнут к подвигам младое поколение. Сказки с медведями, волками и Колобком у ребят вызывают лишь смех – смех над взрослыми, предлагающими им такую «литературу».
Вот такова ситуация на пути решения проблемы привлечения молодежи к чтению книг. И я постоянно нахожусь в таком состоянии.

Моих маленьких друзей всегда привлекают природные явления в разные времена года, экологические подробности окружающего мира. Как жители деревеньки они с увлечением поглощают сказки и рассказы с сюжетами о животном мире и бытовые подробности, схожие с их жизнью. Здесь мне удается подобрать миниатюры знакомых мне и симпатичных авторов из интернет-сообщества «Проза Ру» (Людмила Москвич, Ялютик и др.). Будучи уже долгожителем сельской местности, я предлагаю детям рассказы из своих литературных сборников. Это всё – в совокупности с жемчужинами русских классиков.

Наши литературные занятия не обходятся без забав в шуточной форме – загадок, каламбуров, веселых стихов, басен, анекдотов (Хармс, Носов, Драгунский и пр.). Такой жанр позволяет развить у детей всестороннее осмысление литературных произведений. В этом направлении я употребил еще один прием. Из прочитанного рассказа я выбираю ключевые слова, затем  предлагаю каждому поочередно ответить на вопрос, что означает в его понимании то или иное слово. Происходит коллективное толкование понятий и взаимное обогащение понимания прослушанного произведения. После этого азартного процесса не потребуется банального указания избранному ученику – «перескажи что я прочла», «повтори то, что я сказала», «объясни, что ты понял» и прочие учительские приемы. Опыт показывает, что истолковывая то или иное слово, слушатель (читатель), опираясь на познанный текст, высказывает свои эмоции и чувства. А это означает, что произведение запало в душу и разум. Этот опыт приводит к навыкам таким образом читать любую книгу – художественную или научную, обращаясь к словарям или единомышленникам.

Вывод: желаю успешного опыта  учителям и учащимся!