Отец вернулся с фронта

Борис Гольдин
            ИЗ РУК В РУКИ

            Жди меня,и я вернусь,
            Всем смертям назло.
            Кто не ждал меня,тот пусть
            Скажет-Повезло.
            Не понять,не ждавшим им,
            Как среди огня
            Ожиданием своим
            Ты спасла меня.
            Как я выжил,будем знать
            Только мы с тобой,-
            Просто ты умела ждать,
            Как никто другой.
               Константин Симонов
 
     Мама надеялась и ждала.Она все время помнила,что сказал папа,прощаясь на Киевском вокзале:

   - Полечка,я обязательно вернусь,только жди.

     Я тоже терпеливо ждал.Правда,сотни раз в день смотрел на фотографию отца и все время спрашивал себя:

   - Когда закончится война?Когда я увижу папу?

     Ответа не было.

     И вот войне пришёл конец.Глава нашего семейства, наш папа,которого мы ждали всю войну, капитан Яков Гольдин после Великой Победы вернулся домой. Прибыл в Ташкент. Жив! Сколько радости!Сейчас же видел его таким,каким  тысячу раз себе представлял:cильным,смелым,и обязательно гимнастерке прeмного орденов и медалей.Но ... была одна деталь мне не понятна.Хорошо это подметила Агния Барто:

      Я майора обнимаю,
      Ничего не понимаю:
    — Вы на папу не похожи!
      Посмотрите — он моложе! —
      Вынул я портрет из шкапа —
      Посмотрите — вот мой папа!
      Он смеется надо мной:
    — Ах ты, Петька, мой родной!


      Папа был намного старше,чем на фотографии.Я еще не очень понимал, сколько ему пришлось пережить за годы войны. Он взял меня на руки. Я был худым и маленьким. Мама гордилась своим фронтовиком.Да и вся наша родня была счастлива! Думаю,что,были бы счастливы и мои будущие сестренки Маша и Гала!

     Вернулся с фронта и  наш Ангел-Хранитель дядя Петя.Его любящая жена Оля и маленькая Инночка всё обнимали и обнимали капитана-фронтовика.

    -Из рук в руки,-шутил дядя Петя,-передаю тебе,Поленька,твоего мужественного  и смелого Яшу.

Весть о Победе разнеслась мгновенно…
Среди улыбок, радости и слез
Оркестр Академии военной
Ее по шумным улицам пронес.

И мы, мальчишки, ринулись за ним –
Босое войско в одежонке драной.
Плыла труба на солнце, словно нимб,
Над головой седого оркестранта.
А. Д. Деменьтьев

     Все были просто счастливы поздравить с Великой Победой и дядю  Нону, капитана- фронтовика.Его семья,ласковая Бэба и чудесная малышка Софочка,как и все Рыбаки,в первые дни войны покинули,кровью истекающий,родной Киев.Они тоже ждали свого Нончика в Ташкенте.

     Но ужастная весть ждала  наших фронтовиков.Она омрачала всех.Речь шла о наших утратах.

   - Нет больше Ленечки.Долго боролись за его жизнь.Будь проклята эта война!- плакала мама.Папа стоял с опущенной головой, вытерая слезы платочком, крепко держа меня за руку.Фронтовик ждал и надеялся,что его встретят два сына.Но война распорядилась по иному.Его совсем маленький Ленечка, который еще и белого света толком не видел,лежал в этой маленькой могиле.

      Тринадцать миллионов детских жизней -
      Кровавый след коричневой чумы.
      Их мертвые глазёнки с укоризной
      Глядят нам в душу из могильной тьмы,
        А.Молчанов

  -  Родные  мои сыночки Петенька и Нончик,- на другом кладбище,через дорогу,рыдала  бабушка Бруха. - Папа не смог вас встретить и никогда уже больше не встретит:он умер от полного истощения. Пусть его смерь будет на совести тех, кто начал войну.

     Рядом плакали и два капитана фронтовика Петр Моисеевич и Азриэль Моисеевич Рыбаки. Их  отец не дождался, умер в 1943 году, так и не зная вернутся ли его сыновья с войны.

    И, если говорят «Победа!»,
    То никогда не забывай,
    Про ту войну, про кровь, про деда…
    Про самый долгожданный май!
    А.Панов

     Много лет спустя, в газетах появилось сообщение о закрытии  ташкентского старого еврейского кладбища.Пришлось обойти несметное количество кабинетов, собрать множество справок, прежде чем получил разрешение на перезахоронение останков моего дедушки Мойшэ Рыбака.

      ПОЩЕЧИНА

     Когда папе дали квартиру в большом жилом комплексе “Дом  коммуна”, все радовались  этому событию,кроме меня. Странно,но на это у меня имелись свои причины.С первых же дней в Ташкенте нас, беженцев, поселили в раздевалке спортивного зала  общества “Динамо”. Нет- нет ,не во всех раздевалках,а только в одной из ее маленьких кабинок.Там стояла  подготовленная для нас  кровать и столик. Я, маленький мальчик,  часто по вечерам бродил по гигантскому спортивному залу. К спортивным снарядам мне запрещали  близко подходить. Но были случаи ,когда я запрыгивал с большим удовольствием на гимнастического коня, висел на перекладине,подходил к шведской стенке.

      Кольца, лесенки, турник.
      Заниматься я привык.
      Подтянусь, отожмусь,
      По канату заберусь.

      Руки мои – цепкие!
      Ноги мои – быстрые!
      Тренируюсь каждый день.
      Лазать, прыгать мне не лень.
  Е.Мельникова

     Однажды какому-то гимнасту не понравилось,что я сижу на гимнастическом коне. Он дал мне подзатыльник и добавил:

   - Чтобы тебя я здесь,малой,больше не видел.Понял?

     Я заплакал и ушел в свою кабинку.

     Вскоре пришла мама.

   - Что случилось?

     Я все ей рассказал.

     Она пошла со мной в спортивный зал.

    -Покажи  этого парня.

     Мама подошла к нему и сказала:

   - У  него отец на фронте,а ты,герой, сражаешься с малышами.Не стыдно?

     И тут она неожиданно размахнулась и дала гимнасту по щеке.Я обалдел: такая тихая и застенчивая и вдруг - такой герой.

     Как-то мы пошли в Дом офицеров.Там шли интересные фильмы. Искали места на первом ряду. Как назло, все были заняты. Вдруг встает молодой офицер и  подходит к  нам.

   - Вы простите меня.Там, в спортзале, я повел себя просто позорно. Вот тут мои два места,пожалуйста,садитесь.

     Когда я подрос, каждый старался мне что-то показать или чему-нибудь научить.Мне это нравилось,и я все больше и больше влюблялся в наш спортзал.Теперь же мне предстояло с ним попрощаться раз и навсегда. Но что  я мог сделать?

     КАНДИДАТ В ПИРАТЫ?

   Я учился в первом классе, но домашних заданий  задавали прямо целую гору. Наш педагог, Полина Соломоновна Карчева, была необычная. Всю душу, как говорят, вкладывала в свое учительское  дело. Ходила она в гимнастерке с орденами. Время было послевоенное, и она гордилась боевыми заслугами . Всю войну  сражалась  в рядах белорусских партизан. Была строга, но справедлива. Находила время еще  учиться заочно  в Ташкентском педагогическом институте имени Низами.

   - Я немного во дворе погуляю, а потом закончу домашнее здание, -  сказал маме.

   - Только не очень долго. Сегодня воскресенье, скоро папа придет с работы и будем обедать.

     Но обед наш не состоялся.

     В Доме офицеров часто показывали американские фильмы.Я мог по сто раз смотреть фильмы про Тарзана и Читу (персонаж-шампанзе).Я старался им подражать.Лазил по деревьям и старался прыгать с ветки на ветку. Кстати,уже в Америке с внучками мы  видели,что персонаж Чита был удостоен Звезды славы на аллее Палм-Спрингс в Калифорнии.

     Итак, залез на высокое, густое и ветвистое дерево. И стал прыгать,как настоящий шампанзе, с ветки на ветку. И вдруг промахнулся и ...больше ничего не помню.

     Очнулся в хирургическом отделении городской больницы. Рядом с хирургами стояли  мои родители. Папа приехал прямо с работы в военной форме,уставший и взволнованный. Стоял молча и слушал. Я не понимал, о чем они говорили,только запомнил одно слово:

  -  Гангрена.

     Это потом  уже папа поведал,что врачи назвали мою проблему-нарушение кровоснабжения тканей. Такая гангрена называется ишемической.Это частая причина гангрены в мирное время. Хирурги сказали ,что есть только один выход спасти жизнь мальчика- ампутация ноги.

     Папа был военным и никакого отношения к медицине не имел,за исключением нахождения в госпитале после  тяжелого ранения на фронте. Но Ангел-Хранитель  есть Ангел- Хранитель. Древние мудрецы учат,что у каждого человека есть свой  Ангел-Хранитель. И не только у каждого человека,но даже у каждого растения есть ангел,охраняющий его.

   - Можно ли мне посоветоваться с главным хирургом Туркестанского военного округа? – спросил отец. Может быть есть еще какой -нибудь метод на вооружении у фронтовых хирургов.

Я люблю тебя, папа, так чисто,
Искренне,всею душой!
И молюсь каждый вечер, чтоб было
Самое лучшее только с тобой.

Для меня же мой папа — опора,
Защита от всяческих бед.
Его жизнь же мне служит примером —
Вот так должен жить человек!

Я люблю тебя, папочка, милый,
Для меня ты же лучший всегда.
Только будь со мною ты рядом
Долго, долго… На многие лета!
О.Петров
            
     Папа принял эстафетную палочку  Ангела-Хранителя  от отважного дяди Пети.

     Не знаю,что случилось дальше, но один из хирургов сказал:

  -  Вас понимаем, дорогой фронтовик.Мы тоже с медсанбатом прошли всю войну...

     Ногу не тронули,но долго лечили. Как маленький,заново учился ходить.Но в
школе на второй год не остался.

   - Молодец,догнал всех,- похвалила Полина Соломоновна.

 Он цветы, подарки
Дарит всем па праздник.
Мне читает книги.
Чтобы я был развит.
Выходные он проводит лишь с семьей,
Если кто еще не понял, это — папа мой.
Г.Силина

     Я  часто думаю,что было бы со мной,если дядя Петя не вырвал бы папу из лап смерти. Думаю, что был бы я,как пират Джон Сильвер из романа Роберта Стивенсона “Остров сокровищ”,с протезом вместо левой ноги и вечно носил бы на плече попугая по кличке “Капитан Флинт”.Правда,говорят,что и на одной ноге он двигался по палубе весьма проворно.