Томас Брукс. Книга жизни

Инквизитор Эйзенхорн 2
КНИГА ЖИЗНИ
Томас Брукс (1665)
http://www.gracegems.org/Brooks2/paradise06.htm

Откр.20.11-15

Здесь Иоанн описывает суд, тех, кто будет судить (ст.11), приговор (ст.12) и, наконец, исполнение приговора: участь нечестивцев в огненном озере, а избранных в небесном Иерусалиме (ст.13-15). Таким образом, в этих пяти стихах у нас есть четкое и полное описание последнего великого суда, как видно из всего контекста и начала главы (Откр.20.1-3).
То, что часто называется Страшным Судом, апостол Иуда называет Судом великого дня (ст.6). Это вполне согласуется одно с другим и позволяет нам понять, кто и за что будет судим. И, действительно, эти выражения столь полны, и сущность и все обстоятельства событий изложены в них настолько убедительно, что они не оставляют места для страхов, сомнений или споров. Этот стих идет параллельно с Дан.12.1-3, и с несколькими другими местами Писания, где говорится о дне суда, и пусть тот, кто сможет, покажет мне какой-то другой суд, где все мертвые воскреснут и будут судимы, и все нечестивцы будут ввержены в ад, а все избранные войдут в Царство  небесное, и смерть и ад будут повержены в озеро огненное, и произойдут все остальные события, явно описанные здесь. И кто сможет отнести все эти вещи, которые описаны в этом месте, к какому-либо иному суду, кроме Последнего суда? Позвольте мне пролить немного света на это место Писания, прежде чем я смогу приложить его к тем целям, ради которых я привел его.
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем". Это живое описание Страшного суда и Великого белого престола. Это престол великий, ибо он предназначен для вселенского суда над всеми, над всем миром. Перед этим троном будут стоять все великие мира сего, множество  пап, императоров, королей, князей, дворян, судей, прелатов; митры, короны, скипетры, королевские одежды, золотые цепочки - все это не будет иметь значения, ибо здесь будут люди всех рангов. И Тот, Кто сидит на этом престоле, есть Великий Царь, и Бог великий над всеми богами, Он "Князь царей земных, Который есть Царь царей и Господь господствующих". Все троны царей земных, включая золотой трон Соломона, ничтожны по сравнению с этим троном, они всего лишь скамеечки для ног его, и потому он вполне может быть назван Великим престолом (Откр.1.5, 17.14, 19.16), как и благодаря Тому, Кто восседает на этом троне.
Он назван также белым престолом, в силу своего небесного блеска и величия, являющего честь и славу Судии. Белый цвет в Писании используется для обозначения чистоты и славы. Здесь он означает, что Христос, Судия, должен будет вершить наиболее справедливый и праведный суд, свободный от всякой пристрастности.
"От Чьего лица бежали земля и небо и т.д.". Величие и великолепие этого Судии таково, что ни небо, ни земля не могут его вынести; как же нечестивые смогут устоять перед Ним? Августин говорит: "Если бы этот суд продлился достаточно долго, то небо и земля перестали бы существовать. прежде чем были бы сотворены заново". Этот мир должен измениться, а не быть полностью уничтоженным. "Небо и земля убежит», то есть, эта форма земли и неба прейдет, ибо она должна быть изменена из нынешней суеты посредством огня, чтобы быть таким образом преображенной в состояние намного лучше и прекраснее прежнего.  Именно об этом апостол Петр пишет: "небеса прейдут с шумом, и разгоревшиеся стихии растают, но мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (1 Пет.3.12 KJV).
О том, как именно произойдет эта гибель прежнего неба и земли, есть разные мнения ученых мужей. Некоторые думают, что вещество или сущность самого мира должны полностью погибнуть и будут уничтожены. Другие придерживаются мнения, что только тленные качества их погибнут и будут изменены, а вещество или сущность останутся. Как правило, признается, что должно быть обновление всех вещей, и что только образ мира, то есть его внешняя форма и тленное качество, должны быть уничтожены, и таким образом земли уже не будет больше в прежнем виде, но она станет самой прекрасной и славной, и будет возведена, насколько это возможно для нее, "в свободу славы детей Божиих" (Рим.8.19-22), и освобождена от рабства и тления; с этим я полностью согласен. Ст.21 ясно говорит, что тварь не может навсегда покориться  суете, но будет иметь освобождение от рабства, и это спасение подразумевает три вещи: во-первых, это спасение твари, то есть мира; во-вторых, это спасение от тления, которое является рабством, и, в-третьих, это спасение к высокому состоянию, в "свободу славы сынов Божиих".
Некоторые отмечают здесь время избавления твари, а именно, когда дети Божьи должны быть полностью освобождены, ибо, хотя они имеют здесь свободу к праведности, от рабства греха, но они не имеют еще свободы славы, которая избавит их от оков смертной нищеты. Но другие говорят, что речь идет здесь о самом состоянии, которое должно быть славным, но не одинаковым для всех детей Божьих, а пропорциональным их возрастанию, ибо это является наиболее подходящим для свободы верующих, которые должны быть обновлены, как и мир, в котором они будут обитать. И как при оплакивании дворянина все его слуги одеты в черное, так  для большей славы человека все существа, которые служат ему и ныне в скорби, должны в некотором роде стать причастными его будущей славе. И в то время как некоторые говорят, что это избавление достаточно для всех существ, и что они не могут перестать служить человеку, ибо это означало бы для них лишь суету, то я утверждаю, что этого недостаточно, потому что ст.21 говорит не только об этом освобождении, но также о дальнейшем состоянии, которое вся тварь должна иметь после такого освобождения, а именно, она будет общаться в некоторой степени с детьми Бога во славе.
Конечно же, все существа, в своем роде и порядке, должны быть сделаны участниками состояния гораздо лучшего, чем то, что они пережили в этом падшем мире, ибо Бог решил полностью восстановить этот мир, впавший в тление через преступление и грех человечества. И это станет еще яснее, если мы обратим внимание на то, что апостол противопоставляет бывшему рабству всего творения не просто свободу, но свободу славы, как  в греческом тексте, подразумевая при этом, согласно построению этой же фразы на иврите, высшую свободу, ту свободу, которая приносит славу; понятие же славы здесь означает то высокое состояние, которое должна получить тварь, будучи избавлена от всей  своей прежней низости и рабства.
Что же касается тех "сынов Божиих", к которым мы должны относить славную свободу, упомянутые выше, то это должно быть поняты таким образом, что в тот великий день, и не раньше, дети Божьи должны быть милостиво освобождены от всех опасностей и бедствий  этой жизни, в теле и душе, а с другой стороны, соделаны причастниками вечного блаженства. И точно так же вся тварь тогда, и не раньше, освобождена будет от суеты человека, и своего собственного тления, и приобретет состояние гораздо лучшее, чем то, которым она пользуется в настоящее время, и именно это имеет в виду апостол, противопоставляя освобождение и свободу славы рабству и неволе. Златоуст говорит, что свобода славы сынов Божиих есть цель и конечная причина не просто их освобождения, но творения, ибо если  Бог сотворил мир для человека, а за грехи человека этот мир покорился суете, то он должен быть избавлен вместе с восстановлением человека, ибо это лишь увеличит славу детей Божиих. Я мог бы привести еще многие аргументы, чтобы показать, что это избавление всего творения, о котором говорит апостол, есть не его гибель, но преображение в лучшее состояние. Если же кто-либо спросит, какими должны быть свойства и состояние всего творения после Страшного суда, я отвечу: 1) Об этих вещах Слово молчит, и не безопасно мудрствовать сверх того, что написано; 2) Это место для того, что Тертуллиан называет "ученым незнанием".
Ст. 12.  "И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом". Судия, перед Которым все они должны явиться, есть  наш дорогой Господь Иисус ", который имеет в Своих руках ключи ада и смерти (Откр.1.18, Деян.17.30-31), и Которому дано Богом Отцом судить живых и мертвых. Он имеет власть и поручение от Отца Своего воссесть на престол в качестве Судии. Здесь вы видите, что Иоанн называет Судией Бога, но Христос судит, поэтому Христос есть Бог в полном смысле слова, и Он будет Богом в нашей природе в этот судный день.
Кто будет стоять перед Его престолом? Все мертвые в целом, все, кто умер от Адама до последнего дня. Они названы мертвыми согласно закону природы, но затем поднятыми от смерти к жизни силой Божьей (Еф.2.5. Кол.2.13). Апостол говорит здесь не о людях, мертвых по преступлениям  и грехам, но о тех, кто умер телесно и теперь будет воскрешен на суд. Но будут ли судимы живые? Да, ибо  всем нам должно явиться пред судилище Христово, так что Он есть Судия живых и мертвых, и будет владычествовать  над мертвыми и живыми" (2 Кор.5.10, Рим.14.9-10). В соответствии с этим, если о мертвых мы сказали, то под живыми следует понимать всех, кто тогда будет найден живым. Иначе, если мертвые предстанут перед судом, то о каких живых может идти речь? Конечно, число умерших от Адама до последнего дня, должно быть гораздо больше, чем тех, которые будут найдены живыми в этот день, а не потому, что те, кто останется в живых, должны будут считаться мертвыми, потому что "они должны быть изменены в мгновение ока" (1 Кор.15.52 KJV).
Далее апостол говорит об их состоянии, ибо слова "великие и малые" должны пониматься как всякого рода люди, тираны, императоры, короли, принцы, герцоги, лорды, и т.д., а также множество подвластных, вассалов, рабов, нищих, бедных и богатых, сильных и слабых, пленных и свободных, старых и молодых. Все они без исключения должны быть судимы, ибо этот суд будет универсальным. Никто не будет настолько велик, чтобы уклониться от него, никто не настолько мал, чтобы его избежать, но правосудие должно будет свершиться над всеми, не взирая на лица,  как об этом великий апостол Павел говорит нам: "Мы все должны предстать перед судилищем Христовым, так что каждый получит за содеянное в своем теле, в соответствии с тем, что он сделал, будь то хорошее или плохое" (2 Кор.5.10 KJV). Я не являюсь поклонником понятия схоластов, которые полагают, что все будут воскрешены в одинаковом возрасте 33 лет, который есть возраст Христа, но может идти речь о том совершенстве, которое заключается в соответствии их  славному телу Христа, причем другого рода, нежели возраст, рост и тому подобное. Они предстанут пред Богом, то есть будут преданы суду; виновные будут готовы к осуждению, и святые, войдя в присутствие Христа, будут готовы наследовать свободу и получить благословение (Иоан.3.18).
"И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими". Итак, Христос как Судия воссядет на престоле Своем, весь мир будет пред Ним, и будут "открыты книги".
1. Эти книги названы открытыми.
2. Речь идет об особой книге об избранных: это книга жизни.
3. Приговор будет объявлен согласно тому, что было написано в этих книгах, сообразно с делами тех, кто придет на суд. Этот суд сходен с человеческим судом, при котором весь процесс происходит в присутствии судьи, который решает за или против конкретных лиц в соответствии с делами и доказательствами, которые лежат открытыми перед ним. Беспристрастность, справедливость и праведность Судии Христа, Который сидит на Своем белом престоле, есть великий образ земного суда,  где судья выносит приговор в соответствии с писаным правом, а также с делами и доказательствами. "Все обнажено и открыто перед Ним, Чьи глаза как пламень огненный" (Евр.4.13, Откр.1.14 KJV). И чтобы показать, что решение должно быть максимально точным, а суд - справедливым, праведным и беспристрастным, нам говорится о том, что здесь не будет никаких ошибок или неясных обстоятельств, никаких сомнений и споров, но все будет точно зафиксировано и открыто, ибо здесь мы видим простой намек на слова Даниила:   "сели судьи, и книги раскрыты были" (Дан.7.10).
Мы находим шесть различных книг, упомянутых в Писании.
1. Во-первых, есть книга природы. О ней говорит Давид: "Ты видел меня до моего рождения; каждый день моей жизни был записан в книге, когда ни одного из них еще не было" (Пс.139.16 KJV). Мир, говорит Климент Александрийский, "является первой книгой , что Бог дал для обучения человека". Эта метафора означает точную работу, целиком выполняемую по книге или по предоставленному образцу, с которого ничто не может быть сделано недостаточно или неправильно. "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь". Псалмопевец говорит, что земля и небо - это великая книга, в которую золотыми буквами вписаны печати и символы славы Божьей. В этой книге природы, в которой есть великие страницы - небо, земля и море, Бог сделал Себя видимым, и Его "вечная сила и Божество" (Рим.1.20) отчетливо явлены в ней. Все люди остаются без оправдания невежеством. Из этой книги природы даже бедный слепой язычник может извлечь немало уроков, а именно:
1) Что есть Творец, Который все сотворил;
2) Что Он существует прежде всех вещей, вечен и не имеет ни начала, ни конца;
3) Что Тот, Кто   сотворил все из ничего и поддерживает в бытии столько существ и вещей, должен быть всемогущим;
4) Что порядок, многообразие и различие тварей возвещают о Его чудесной мудрости;
5) В этой книге можно увидеть и найти великую благость и дивную доброту Бога к сынам человеческим, ибо Он сотворил всех существ для их блага, обслуживания и пользы;
6) Наконец, в этой книге можно увидеть и прочесть, что этот трансцендентный Бог является самым прекрасным и достойным восхищения. Что есть небеса, земля и море, если не Его царственная книга, целиком написанная мудростью и силой Божьей?
Теперь скажем, что в великий день Суда эта книга должна быть раскрыта, чтобы произведены свидетельствовать против языческого мира, потому что он отверг свет и знание, данные ему, и подменил их ложными поклонениями и злыми практиками, о которых говорит апостол начиная с Рим.1.21.
2. Во-вторых, существует книга провидения, в которой фиксируется все обо всем сущем, и даже такие вещи, которые мы можем считать тривиальными и незначительными. "У вас же и волосы на голове все сочтены" (Мтф.10.30). Где сочтено их число? В книге провидения. Трое достойных еврейских юношей были вынуты из огненной печи, и ни один их волос не обгорел (Дан.3.27). Павел, успокаивая пассажиров, которые были в страхе и опасности смерти, говорит им, что "волос не упадет с головы любого из них" (Деян.27.34 KJV). И когда Саул приговорил Ионатана к смерти, люди говорили, что "волос не упадет с головы его на землю" (1 Цар.14.45). Христос говорит, что сочтены волосы на голове, где их больше всего. И хотя это не самая значительная часть человека, каждый волос его отмечен в книгах Божьих, и ни один не будет потерян. И Бог учитывает все наши волосы, чтобы показать нам ту особую заботу, которая есть у Него о самых малых Его избранных. Он раскроет эту книгу провидения в великий день, чтобы опровергнуть и осудить всех безбожников, которые отрицают Его провидения, тех, чьи сердца "утучнели" от того, что они поступали по своему произволу.
3. В-третьих, есть книга скорбей человеческих. О ней говорится в Пс.55.9: "У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, - не в книге ли они Твоей?". Бог отсчитал все  усталые шаги, которые сделал Давид по горам и лесам, когда он бежал от Саула. Хотя за Давидом охотились как за куропаткой,  и преследовали из-за каждого куста, и он не имел определенного жилища, но бежал из одной части страны в другую, Бог все это время был с ним и исчислял его скорби, и, действительно, положил его слезы в Свой сосуд. Ни одна слеза его не была потеряна, но все они сохранены в сосуде Божьем, как чистейшая вода. В другом месте говорится, что у Бога есть "свиток беззакония" нашего (Иов 14.17). О, если бы мы наполнили сосуд Божий слезами покаяния так же, как уже наполнили Его свиток - беззаконием!
И, конечно же, если слезы святых собраны Богом в сосуд, Он не забудет ни каплю их крови. Если слезы их для Него сокровище, то гораздо больше Он помнит их кровь, чтобы отомстить за нее! И хотя бы тираны сжигали кости святых, они не сотрут их слезы и кровь из памяти Божьей. Разве они не в Его книге, где их никогда не смоют ни время, ни тираны?  Да, конечно, они там, и Бог никогда не забудет ничего из этого. Пусть беснуются все угнетатели начиная с Нимрода: Бог помнит все скорби, страдания и гонения Своих слуг, и в великий день Он раскроет Свои книги во свидетельство о них.
Ах, грешник, грешник! Наблюдай за собою: в великий день Бог вспомнит не только все милости, оказанные тебе, но и каждый удар, нанесенный тебе, каждый крест, который Он на тебя возложил, не только все сладости, но и горечи и бедствия. В Его книге скорбей есть также все проявления Его милости и благости к тебе среди всех твоих страданий, болезней, крестов, скорбей и потерь. И разве  раскрытие этой книги скорбей и страданий святых в великий день не будет для грешников письменами на пиру Валтасара? Конечно, будет, ибо если им нечего будет ответить на любое из тысяч благословений, то нечего будет сказать и на любое из таких обвинений.
4.  В-четвертых, существует книга совести. Совесть, говорит Филон, есть малый суд души, который выдвигает тысячи свидетельств за или против человека. "Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)" (Рим.2.14-15).
Совесть - проповедник Бога в сердце. Кто-то сказал: "У совести хорошая память". Управляющий дворца забыл обещание, данное Иосифу, но совесть напомнила ему об этом (Быт.41.9). "Доброе имя оправдает нас перед людьми, но только чистая совесть оправдает пред Богом", говорит Августин. В этот великий день книга совести каждого человека будет открыта, чтобы судить его, и он ясно прочтет свою вину, ибо эти записи он оставил сам. И хотя сейчас эта книга может быть закрыта для грешника и он ни в коем случае не захочет заглянуть в нее, и хотя многие вещи, о которых написано в этой книге, кажутся сильно стертыми и уничтоженными, так что они вряд ли могут быть прочитаны - но в великий день Бог освежит и восстановит в прежнем виде эти письмена, и грешники убедятся, что у совести хорошая память!
В последний день Бог извлечет книгу совести из мусора, как была извлечена книга закона во времена Иосии, и раскрытие ее приведет грешников в ужас  и наполнит их невыразимым страхом, который станет для них адом еще до ада. В этой книге они найдут точное упоминание всякой тщетной мысли, что они имели, всякого праздного слова, что они произнесли, всякого злого поступка, который они совершили, и каким изумлением и удивлением это наполнит их! 
Под книгами в Откр.20.12 Ориген понимает книгу совести, которая в настоящее время сокрыта, хотя и не от Бога, но от большинства людей, ибо скрытое в сердце сейчас неизвестно, но тогда она должна быть открыта и явиться совести каждого грешника, чтобы у него не осталось больше места для своих поводов или предлогов.   Амвросий говорит, что книги, о которых здесь идет речь - это человеческая совесть и всеведение Бога. О, какие ужасные обвинения найдет любой грешник, будучи вынужден прочесть книгу совести в великий день! Как велико будет в этот день желание всех нечестивых забыть слова, произнесенные одним языческим мудрецом: "Человек никогда не сможет выйти из-под власти своей совести"! Книга всеведения Божия также охватывает все  прошлое, настоящее и будущее, как если бы Он вел дневник мыслей, слов и дел каждого человека.
5. В-пятых, есть книги Священного Писания. И из всех книг, эта книга является самой драгоценной. Книги людей есть лишь описание сущего; книги Библии есть доказательства и уверенность во всех благах, относимых к нам. Писание есть книга законов и распоряжений Царя Небесного, которые должны быть открыты для нашего ума, и по которым все должно оцениваться в великий день. "Так говорите и так поступайте, как те, кто должны быть судимы по закону свободы" (Иак.2.12), то есть, по Евангелию Иисуса Христа. Все Слово Божие в благословенном Писании названо законом свободы, ибо через него мы рождены свыше, к новой духовной жизни, и  освобождены от рабства греху и сатане. "Пусть Слово будет править во всех собраниях и судах", говорит Беза. На Никейском соборе Константин приказал поставить на столе Библию как источник суда по всем спорам. Слово должно судить все людские начинания; каждый человек должен устоять или упасть, будучи взвешен на его весах. 
Господь наш Иисус Христос на Своем суде в великий день будет судить о нас по Писанию, и вынесет приговор к вечным мукам согласно Писанию. Он будет опираться на Слово Божие и вынесет Свое решение обо всех людях по Слову. "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Иоан.12.48). Неверующие во Христа и не принявшие Его будут рассматриваться в великий день как отвергшие Его учение; у них есть судья им.
Те, кто отверг Христа и возвел на Него напраслину, могут избежать суда на время, но они никогда не смогут избежать суда в последний день; они несомненно и неизбежно будут судимы. Обвинявшие Христа не смогли найти ни одного свидетеля против Него, но слово Господне и тысячи Его свидетелей будут судить их в последний день. Слово Господа столь твердо и непогрешимо, что слова Христа останутся и тогда, когда прейдут небеса и земля (2 Пет.3.7-12), и они будут свидетельством и основанием для приговора.  «Ибо слово, которое Я говорил будет судить его в последний день". Христос подтвердит то, что Он говорит и сейчас, в пользу верующих и против неверующих. Он есть Судия живых и мертвых (Деян.17.31), так что слова и учения, которые Он провозгласил, будут основанием Его суда, который оправдает праведных и осудит нечестивых.
Под книгами в Откр.20.12 Августин понимает книги Ветхого и Нового Завета, которые должны быть открыты, потому что по ним Судия вынесет приговор, "когда Бог будет судить тайны людей через Иисуса Христа, по благовествованию моему" (Рим.2.16); и  также потому, что в этих книгах даны обетования неба и счастья для всех верующих. Суд последнего дня означает также, что у Господа язычники должны быть судимы по закону природы, те, кто не соблюл закон - по закону, и те, кто услышал Евангелие - по Евангелию, которое говорит: кто будет верить, спасен будет; верующий в Сына имеет жизнь вечную, и он на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь (Мк.16.16, Иоан.3.15-16, 5.24). Христос в великий день будет судить в соответствии с учением Евангелия, которое говорит: человек будет судим согласно тому, что ему дано, а не тому, чего он не имеет. Если мы доверяем Слову Божию, и искренне каемся ко спасению,  все наши грехи должны быть уничтожены, и наша книга будет представлена Судии чистой.
6. Наконец, есть Книга жизни. "И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни" (Откр.20.12). Книга жизни есть книга всех тех, кто был избран и искуплен к жизни во Христе Иисусе. Бог не нуждается в том, чтобы записать их, но Он говорит так ради людей. Эта книга содержит список конкретных лиц, чье спасение Бог определил от века во славу Своей милости, тех, для кого Христос заслужил веру, покаяние и стойкость, так  что они должны покаяться, верить, и, наконец, быть спасены. Книга жизни должна быть открыта, то есть станут известны установления Божии, которые сокрыты ныне.  Тогда станет известно, кто был предназначен к вечной жизни во славу свободной, богатой и суверенной Божией благодати, и те, кого Он намеревался оставить в их грехах, чтобы им погибнуть навеки, для возвеличивания Его справедливости. Книга жизни не подразумевает, что Бог нуждается в некой книге, но что Он обладает уверенностью в предопределении, то есть Он знает всех и каждого из избранных и помнит о них, как если бы это было написано Им. Эта книга жизни должна быть открыта в великий день, потому что тогда станет ясно, кто был избран, а кто отвержен, кто действительно верил в Христа, а кто нет, кто поклонялся Богу в духе и истине, а кто нет, кто ходил с Богом, как Ной, а кто нет, кто действительно почитал Бога, а кто нет; кто следовал Агнцем, куда бы Он ни пошел, а кто нет, кто был искренен, а кто не был, кто были овцы, а кто козлы, кто суть сыны Божии, и кто рабы сатаны, кто оплакивал свои грехи, а кто коснел в них и гордился ими, кто предпочел Христа тысячам миров, а кто нет, кто предпочел Спасителя и Искупителя, а кто свои земли, дома и похоти.
Об этой книге мы часто читаем в Писании. "Прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни" (Фил.4.3). Ворситус полагает, что эти слова указывают на порядок городов и армий, где в особых свитках учитывались граждане и солдаты. Эта книга названа книгой жизни, ибо в ней написаны избранные, определенные к вечной жизни. "Тот, кто побеждает, облечется в белые одежды, и Я не изглажу имени его из книги жизни" (Откр.3.5). В эту книгу записаны все, кто живет по вере. Избранные к  вечной жизни,  не погибнут вовек, и никто никогда не может похитить их из руки Отца и из руки Христа (Иоан.10.28-31). Опять же, эта книга упоминается метафорически как антропоморфизм; Бог не нуждается в книгах ради Своей памяти, и хотя люди записывают все, что они замышляют, ради помощи своей памяти, Он обходится без всякой помощи и все совершает по Своей бесконечной мудрости, вечному предвидению, совету, правлению и суду. И если Он не изгладит наши имена из книги жизни, значит, Он решил, чтобы мы навсегда остались с Ним и наслаждались вечной славой, и чего душа может пожелать еще?   
Имена избранных написаны в книге жизни. Они не получают спасение случайно, а были избраны Богом к вечной жизни и счастью до сотворения мира. И если их имена записаны в этой книге, они никогда не будут изглажены из нее. В предопределении Божием нет ни одного пятна; спасение избранных является наиболее надежным и несомненным.  "Все живущие на земле будут поклоняться зверю - все, чьи имена не написаны в книге жизни, не принадлежащие Агнцу, закланному от создания мира" (Откр.13.8 KJV). Мы часто записываем имена тех, кто нам дорог, чтобы мы могли постоянно помнить о них. И эта метафора означает лишь, что Бог в Своем вечном совете избрал некоторых ко спасению и написал их имена  в книгу жизни, как наш Спаситель говорит нам: "Радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах" (Лк.10.20). Некоторые понимают под этой метафорой сыновство избранных, так что запись в книге жизни показывает, что они являются наследниками славы, ибо мы знаем, что имена наследников должны быть написаны в завещании.
О книге жизни вы можете прочесть в Откр. 17.8, 20.15, 21.27 и 22.19. Есть по крайней мере десять мест Писания, упоминающих о великом дне суда таким образом, что это подразумевает книгу жизни и другие книги, которые откроются в этот день: Еккл.11.9, 12.14, Мтф.12.14, 18.23, Лк.16.2, Рим.14.10, 2 Кор.5.10, Евр.9.27, 13.17, 1 Пет.4.5, Дан.9.24, Кол.2.14).
Святой и благословенный Господь, воззри на Свою книгу избрания, и найди мое имя, написанное в ней. Если оно есть в этой книге, я избавлен от суда и свободен от всякого осуждения, ибо имею спасительный интерес к великому спасению (Иоан.5.14, Откр.21.27).  Иисус Христос, Который написал мое имя в книгу жизни, избавил меня от вины, Он удовлетворил Твою справедливость и умилостивил гнев Твой, Господи, понес мое проклятие и приобрел для меня прощение, и принес мне правду вечную. Он стер письмена моих грехов Своей алой кровью, и Он отменил все рукописания, обязывавшие меня перед Божией справедливостью. Кроме того, я умоляю, о благословенный Господь, пусть твоя неизменная запись в книге жизни позволит мне получить жизнь вечную, ибо если нет связи между тем и другим, то зачем было бы раскрывать эту книгу в судный день? Книга жизни - это книга суверенной благодати, от которой зависит мое спасение, мое счастье, все для меня. И, следовательно, согласно этой книге я хочу стоять или падать". Я не могу не согласиться с этой просьбой, скажет Господь, святой, честный, справедливый и праведный, и поэтому войди в радость Господа твоего, наследуйте Царство, уготованное тебе!
На этом конец и Богу слава.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn