Таланты и поклонница. Выпуск 20 о сайте

Майя Уздина
Раиса Бронштейн.http://www.proza.ru/avtor/taurusjewelry

Узнала её совсем недавно. Но с тех пор каждый вечер я долго не могу заснуть. Десятки героев её новелл мелькают передо мною. Улыбаюсь, грущу, вспоминаю. Жалею, что я не художник.

 Герои, её современники, так  ярко выглядели бы на полотне: трогательными, смешными, обижающими и обиженными. Это очень разные люди, написанные с юмором,  иронично,  любовно, и с  небольшой грустинкой. Раиса наблюдательна, наделена редким даром – она писатель с удивительно богатым художественным воображением. Такое впечатление, что, взглянув на человека, она понимает его, чувствует психологически и создаёт образ, а затем и рассказ. Безусловно, это впечатление обманчиво, много труда уходит на создание короткого шедевра. Но я могу сидеть год, а такого не придумаю.

Дар даётся редким людям.
Кто из писателей писал такие новеллы? Не припомню. Ну, может, у  Дины Рубиной в её многотомных романах есть такие блестящие кусочки.

Итак, картина, которую я вижу:
В центре  была бы изображена сама  автор. А вокруг десятки её героев.

Писатель   Эрнест Марципанов, ( каково имя?) притаился, тайком от жены, посадившей его на диету, раздирает вожделенный чебурек. Сейчас у него творческий застой, но вообще он — гений, потомки оценят его по достоинству. Он внимательно наблюдает в подзорную трубу за соседями, вылавливает  сюжет будущего детективного, с элементами эротики, романа: в соседнем доме  живёт ночная бабочка, еженощно меняющая партнёров. Марципанов пишет свой новый бестселлер "с натуры". О том как безобидный писатель превращается в преступника, вы узнаете в рассказе «Палп фикшн».

По соседству с ним герой другого рассказа «Большой шлем» — Артурчик Беленький. Долгожданный ребёнок. Сколько папа ни пытался сделать из сына мужчину, ничего не получалось. Каждая попытка заинтересовать его спортом могла окончиться трагично.  Ни бассейн, ни теннис, ни каток, ни фехтование, ни йога ребёнком не воспринимались. Артурчик стал великолепным вязальщиком. Даже фирму открыл «Всё в ажуре». Но как написан этот короткий рассказ! Могу лишь согласиться с одной рецензией:

«РааааааааааааааааааааааааЯ!!!!!!!!!!!!! Ну, как Вы это пишете? КАК???????? Лексика офигительная)))))))) это же просто неприлично так суперски писать!!!!!!!!!!!
СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!
Наталия Воропай   05.02.2016 18:53
 
Вот две купчихи 90-х годов Танечка и Лидка. Тогда многие пытались выжить с помощью торговли. Девушки из этой армии.
Танечка — барышня общительная, отзывчивая, не очень практичная. За моря Танечка ездила в компании угрюмой Лидки, обладающей  богатырской силой.
Танечка щебетала, очаровывала, заводила нужные связи, а Лидка, молча, таскала поклажу и одним взглядом отпугивала покушающуюся на их богатства шушеру. И столько знакомств и приключений. Вокруг этих купчих десятки экзотических знакомых, просто фейерверк образов.
Бизнес процветал. Ну, как процветал — в обороте неизменно крутились вложенные общими усилиями пятьсот долларов. Зато сколько движения, впечатлений, какие знакомства!
Из поездок Танечка привозила не только товар, но и экзотических  друзей.
«На радость доброжелательным соседям в её доме частенько гостили поляки, румыны, болгары и турки. И даже один настоящий негр с вежливой улыбкой наёмного убийцы». Ну, какова ироничность? Стоило Лидке куда-то деться, как Танечку обманули, выманили  500 долларов. В финале рассказа «Марко Поло»  звучит: “А людям надо верить, вот что я вам скажу”.

Любовью к миру дышат короткие рассказы автора о среде, духе времени и пути.

Вот рынок в небольшой турецкой деревне “Бабаэски!” И опять купчихи. Три русские женщины 90-х годов, голодные, с огромными сумками попали сюда случайно, ехали они в Стамбул, но из-за экономии оказались здесь. Тут и решились их судьбы. Рассказ так и называется «Бабаэски».

Ещё один герой — Лёва из рассказа «Лёва и богиня». Лёва женат шесть лет. Жена его –  скромница, стесняющаяся своей фигуры, неуклюжая, даже раздевается при нём в темноте. Он только что увидел на балконе противоположного дома обнаженную женщину. Свободную в движениях, раскрепощённую. С этой минуты она превратилась в его богиню. К чему привело это случайное знакомство, узнаете из этого рассказа.

И ещё, и ещё судьбы, происшествия… Я не выбираю лучшие рассказы. Они все лучшие. Прочла всё. Весёлые, озорные, грустные и печальные, трогательные и смешные рассказы, населённые колоритными сочными образами и в каждом судьбы разных людей, в каждом  её любовь.

Инструменты Раисы Бронштейн: ирония, самоирония, сочувствие и сострадание. Язык ёмкий, сюжет отточенный.

А вот рассказ «Хупа».
На картине возникает счастливый жених. Марк сегодня женится. А по тропинке, уводящей со свадьбы, уходят постаревшие сразу родители Марка. Они не могут смириться с тем, что их единственный сын женится на мужчине. И сострадание автора, провожающего взглядом  родителей, покидающих свадьбу.

Или герой «Хосе» из одноимённого рассказа, который ведётся от первого лица. Хосе звонит из американской тюрьмы, куда он попал случайно, уже в третий раз. В магазине Онлайн « Религиозная утварь и другие причиндалы» он хочет купить елей  и просит помолиться за него, ведь Израиль ближе к богу. Очень яркий рассказ, и,  что я больше всего люблю – самоироничен. Недаром автор в финале мысленно восклицает: «Помолитесь за меня».

Чувствую, что затягиваю рассказ, но как не вспомнить полюбившихся героев.
Эти герои для меня живые люди. Сегодня, выходя из дома, увидела на балконе мужчину с подзорной трубой. Мысленно даже поздоровалась с ним: «Привет, Марципанов!»

Чего стоит Боря Спичкин из рассказа «Тайская серенада». Его изображу на картине  с жабой из Таиланда. Из-за любви к игре на жабе, Боря переезжает в Таиланд. Прочтите, посмеётесь!

А как не изобразить  Мириам из рассказа «Одиночество Мириам». О себе она говорит:  «Работа моя — искусство настоящее, да-да. В бровях ведь вся красота лица, уж вы поверьте. Бывает, придет такая страхолюдина: бровищи на глаза свисают, усы во все стороны топорщатся. А уходит от меня красоткой с бровями вразлёт и искрой озорной в глазах помолодевших. И без усов, разумеется. Усы я бесплатно удаляю — бонус такой. Я ведь могу любое лицо и умным, и загадочным, и каким угодно сделать. Не зря ко мне из соседних городов ездят, заранее записываются. Да, все хотят супер - брови от Мириам.  Быстро и недорого притом».  Рассказ о невезучей женщине, которая имеет всё: машину, квартиру, даже японский чёрный унитаз с подогревом. Да вот не везёт. Если так пойдёт дальше, не станет ли утеплённый унитаз последним любовником Мириам?
Но и автор, и читатель просто жалеют, сочувствуют этой женщине.

А как живописна героиня рассказа «Донна Грация». Да вот, прочитайте: «Если вам нужен портрет Грации, то пожалуйста — это ворона размером с человека с неизменной сигаретой в руке. Неестественно чёрные блестящие волосы до пояса, длинная чёлка над гротескно накрашенными глазами. Вытянутое лицо в глубоких морщинах, крючковатый нос, щедро намазанные яркой помадой губы. Самое большое сходство с вороной — в голосе Грации. Он напоминает густой хрип старых дверных петель. Или карканье».

Женщина заговаривает с каждым прохожим. Рассказывает о сыне, дизайнере, который должен скоро приехать. Это неправда. Дело куда хуже.

Но всего не расскажешь. Да и не нужно. Читатели прочтут всё сами. С настоящей литературой встречаешься редко.

Наконец, в центре картины сама автор, замечательная создательница этого богатства. Приехала в Израиль в 1996 году вместе с мужем  из Херсона, города с неблагозвучным названием, но знаменитого своими помидорами и арбузами. Живет в Тверии.

«Родители — учителя литературы, а я по образованию недоучка-филолог. В Израиле все годы работаю в туристическом бизнесе. Слава Богу, нашла применение знанию английского». Раиса Бронштейн
«Самое большое увлечение  жизни — чтение. А прошлым летом поддалась на уговоры папы (он последние десять лет пишет публицистику и печатается в Украине) и начала писать небольшие заметки. Выставляла их в фейсбуке. Получила неожиданную поддержку. В октябре прошлого года зарегистрировалась в "прозе"». ( Р. Б.)

В письме ко мне она пишет, что главное для неё — доставить читателям радость. Я думаю, это не совсем точно. Она вызывает не только радость и восхищение блистательным юмором, она останавливает внимание читателя  и вместе с ней мы сочувствуем и сострадаем, любим и жалеем.

Я совсем не пророк. Но уверена, что Раисе Бронштейн предстоит долгий и сложный путь в литературе.
Пожелаем ей счастья, успехов и удач!

А читателей приглашаю на страницу Раисы Бронштейн.Уверена, вы не пожалеете.