Беседа с Константином Мишуровским

Кохэйри Эрай
Копия беседы о бронзе после прекрасной лекции звонаря Московского Кремля Константина Мишуровского о колоколах и колокольном звоне.

Я: Спасибо, Михаил! Интересно и познавательно еще раз переслушать лекцию, и прикоснуться к восприятию колокольного звона изнутри звонарской души. П. С. Мой комментарий в восстановление справедливости не включили в видео, а я все же повторюсь - жихаревская "поющая звонница" не является деревяшкой (не удачное сравнение с деревом по причине того, что древесина также звучит и из нее творят музыкальные инструменты).... У Александра Ивановича получился самобытный инструмент с прекрасным звучанием и на мой взгляд проблемы нет - есть колокола для колоколен и сохранения традиции церковных ритуалов, есть инструмент для музицирования, окраски музыкальной ткани. Одно другому не мешает. Много раз беседуя на эту тему с А.И. ему удалось донести до меня, что он не ставил своей целью подорвать церковно-колокольную традицию, он изобретатель, открыватель тайн звука, и работа колоколитейщиком и звонарем на колокольне Ивана Великого - это лишь помощь в воплощении его прекрасной идеи. От себя добавлю. Если "поющая бронза", названная для колоколен как "плоские колокола" включается в колокольный ансамбль некоторых колоколен, в этом нет ничего плохого. А заменять традиционные колокола т. н. "плоскими" считаю недопустимым! Еще раз благодарю вас за лекцию и желаю вдохновения!

Константин Мишуровский: Спасибо за Ваш ответ как превосходную иллюстрацию к моему докладу. Читающий да разумеет. P.S. Александр Иванович в те годы, о которых Вы говорите, вовсе не был звонарем, поскольку трезвонить не умел и звонарскую традицию не знал. Он некоторое время был "подзвонком" (термин от С.Н.Дурылина), то есть помощником, нажимавшим педали и качавшим языки, механически, чтобы звонари могли звонить в колокола.

Я: Михаил, хорошо, пусть подзвонком, суть от этого не изменилась. Я предельно ясно написала о сути. И мой комментарий скорее не иллюстрация, а дополнение. Я бы не хотела, чтобы души людей, любящие звучание жихаревской бронзы и прослушивающие музыкальные композиции, записанные музыкантами смутились бы, что мол "деревяшки - что-то не то". Вас я не убеждаю в обратном, все мы имеем свое мнение. К тому же я держусь слов Христа, который предупредил людей "Не судите, да не судимы будете. Каким судом меряете, таким и вам будет отмеряно". Я не вижу греховного дела в том, чем занимается А. И. и чему посвятил свою жизнь, его вера видна (имеется ввиду "по вере вашей да будет вам") , ведь каждый занимается своим делом на этой земле во временном странствовании и каждый даст отчет Богу))) и вообще я не о А. И. , а о бронзе, как звучащем инструменте. Я например, слышала с детства внутри себя эти звуки и сначала думала, что это колокола, но послушав колокола, я поняла, что нет, не то звучание... А когда услышала бронзу, то нашла то, что искала. И в моей душе уживается звучание как колоколов, так и плоской бронзы, скрипки, гуслей, арфы, поющих чаш, хангов и др. инструментов. То есть я про мир звуков, который создал Бог) Получается, мы с вами о разных явлениях говорим, и спора нет)

Константин Мишуровский:  Уважамая Екатерина (кстати, позвольте представиться, меня зовут вовсе не Михаилом), Вы искренне верите, что bell plate изобрел Жихарев и он же принес нам акустические свойства высокооловянистой бронзы? - не смею возражать. Хотя ссылку, все-таки, приведу: https://en.wikipedia.org/wiki/Bell_plate  Боюсь Вас разочаровать, но прямоугольные идиофоны, пришедшие из стран Юго-Восточной Азии, стали популярны в оркестрах Европы и Америки еще в начале XX века, а сейчас их делают несколько мировых компаний, таких, как Зинджян, Пайсти, Мэтт Нолан. Можете полюбоваться, кстати, например: https://youtu.be/XBexc5s2pEE Об экспериментах со звучащей бронзой вообще промолчу, ведь уже несколько тысяч лет этим занимается все прогрессивное человечество, от Древнего Китая и Вавилона до наших дней. С другой стороны, колокола ВИЛС сохранились на многих колокольнях, возрожденных в начале 1990-х, и если бы Жихарев, Моргузов и остальные не переругались между собой, а продолжили свою созидательную деятельность, они бы много пользы принесли всем, но увы...

Я: Простите, Константин, перепутала имя. Я сказала только то, что сказала. К тому же я вас услышала и на самом деле понимаю между строк. Бог судья нам всем. И спасибо за дополнительную информацию, не знаю этого человека и не знаю как давно он начал заниматься пластинами, знаю точно, что в Коломенском было огромное количество иностранцев, которые с восхищением слушали бронзу, задавали свои вопросы.... что касается вопросов древности (создание колоколов аж еще в Азии), то у меня дома китайские колокола 7 шт, подвешенные на перекладину, с молоточком в комплекте (сувенир такой), настроены: ****оль, Е, Вбемоль 2октавы,Ебемоль, Вбемоль 3октавы, Ебемоль, Е 4октавы. Кстати на бронзе А.И. играют в разных странах. Например, https://www.youtube.com/watch?v=5x6_zS3EWwk.  или https://www.youtube.com/watch?v=ldLHngyqLkM (жихаревские ни с какими не перепутаешь) и согласитесь, разница на уши звучания бронзы Жихарева и великобританской бронзы (или из чего делает свои пластины Мэтт). Как дочь скрипичного мастера я могу оценить личность и труд А. И., но не говорю о нем, как о первооткрывателе.... И опять таки... Мне интереснее не о нем, а о звуках) Поэтому я и пришла на вашу лекцию. С добром)

Константин Мишуровский: Уважаемая Екатерина, если у Вас такой отец, то Вы прекрасно знаете, сколько споров и жарких дискуссий (не сказать жестче) "в цехе" вокруг звуков, музыкальных инструментов и прочих малоуловимых для обывателей вещах. Поэтому и я Вас понимаю, разумеется. И Жихарева помню по-своему (двадцать пять лет его знаю, как-никак), и искренне сокрушаюсь, что ВИЛС остановил производство - это были прекрасные колокола для своего времени. В своей лекции я говорил о наследии, его охране и очерчивании границ. Без этого любое явление теряет форму и становится ассимилированным. Поэтому, при всей широте восприятия, позвольте и мне сохранить то, что считаю ценным: на русских церковных колокольнях могут и должны звонить прекрасные колокола, и именно колокола. Так сложилось, и не нам менять. Точка. Спасибо Вам за комментарии.

Я: Да, Константин, в этом мы с вами единомышленники и я сразу об этом и сказала " заменять традиционные колокола т. н. "плоскими" считаю недопустимым! Еще раз благодарю вас за лекцию и желаю вдохновения!"

Лекция https://www.youtube.com/watch?t=428&v=M3zsHQFT6Y8

28 января 2016г