Размышления о творчестве Николая Деткова

Александр Оболенский
   Что это? Потаенная хроника истории земной и небесной? Когда деревья-эти символы жизни ткут гобелен событий образов явлений далеких времен или еще предстоящих. Деревья-эти туго свернутые манускрипты, хранящие у сердца тайну. Запечатанные письмена космоса. Они, как и человек-сосуд, соединяющий небо землю. Есть принципиальная разница между двумя схожими фразами, которые может произнести художник создающий или просто выявляющий в своей работе то, что не открыто и непонятно большинству. Первая звучит-Я так вижу! Вторая я. Это вижу. Одна фраза отрубает всяческое восприятие и желание понять, другая наоборот открывает простор сотворчеству, вектор постижения тайны, путь к разгадке самого себя.

   В документальной мозаике в непостижимом сплетении образов Детковских работ сам художник, да и просто зритель не находит детских ликов. Это лица старцев. Это лица, имеющие внушительный возраст. Но почему даже намеком не появляются дети? Не говорит ли это о том, что мы рождаемся уже прожив жизнь. И что все предопределено. Или наш взгляд настроен так что устремляется в глубь веков или будущее.

   Сколько бы не было годовых колец на них запечатлены события исторические факты и лики того периода времени, который отчисляется с тех божественных шести дней сотворения Мира. Это говорит о том, что только для человечества все кануло в вечность, но на самом деле это незримо сакрально присутствует. Всегда. То есть информационные потоки пронзают мир, сплетаются, завязываются в узлы, рвутся и вновь регенерируют. Они не испытывают гравитационных парадоксов и даже фотометрический парадокс является лишь доказательством иерархической системы Вселенной.

   Того, что мы представляем в своем сознании, как расстояние, перспектива и т. д. на самом деле нет. Все спрессовано в единый чип информации. Поэтому в годовых кольцах существует эффект когда как бы на один кадр материала сняты один за одним сотни если не мириады других, а соразмерность этого открывается пытливому зрению и интуиции. Конечно, можно сказать, что идея возникновения картин Николая Деткова случайна и жизнь, Мир на них принадлежит только ему и только им видим. Так одна женщина вспоминает, как в детстве часами могла рассматривать трофейный немецкий ковер, где в причудливом растительном орнаменте она видела среди лепестков и стеблей лица и сцены рыцарской охоты. Другой человек представлял, увидев старческую руку в пигментных пятнах, что это карта нетленных созвездий. А какой-нибудь турист на стенах венецианских дворцов угадает в разводах плесени и пятнах сырого мха как будто бы чьи-то фрески чье скорбное величие будоражит фантазию и желание что-то вспомнить. Можно вспомнить какого-нибудь индуса, который уставившись на трещину на стене древнего тибетского монастыря или на невидимую точку в пространстве медитирует и уходит в астрал. И так день за днем сидит и медитирует.

   Большинство усмехнется, что, мол, ему работать, строить космические корабли, когда в нем вся мудрость веков и знания человечества. Но в том то и дело, что одним дано простоять на камушке размером с куриное яйцо-неделю, другим нет. Одни способны пробудить свой ленивый мозг его потенциал и разглядеть разгадать в привычном красоту и глубину информации таящейся в окружающей природе, будь то хребты гор, скол камня, огонь, вода, березовая кора или доски старых деревенских заборов, потемневшие от дождей и времени.

   Так, муж месяцами не целует жену, думая, это можно сделать завтра ну, в крайнем случае, послезавтра, так жизнь и проходит. Завтра. Вот и наше сознание его взгляд без каждодневной тренировки утрачивает первозданность, способность обогащать себя чувствами, знаниями, вкусом. Работы Деткова, не имеющие нарочно конкретных названий, лишь повод остановить и заставить вглядываться и радоваться своим вашим находкам. И вот в самом цвете этих работ кто-то уже видит, как рождались старинные иконы, другой-дымку и очарование первых дагерротипов.

   Когда в старину пользовались берестой что бы написать письмо или начиркать хозяйственные расходы, то это случалось не только потому, что материал бесплатный и доступный, а от того, что приятен и нежен, словно живая плоть упругая податливая, словно кожа возлюбленной. А эти ассоциации уже рождают музыку. Задают ритм воспевают гармонию самого прекрасного божеского творения-человеческого тела. Мы видим, что Земля - зеркало миропорядка горнего. Чувствуем, как человеческое дыханье согревает космическое пространство.

   Размышления и образы, найденные Николаем Детковым на бересте или досках это словно поцелуй пробуждающий спящею царевну, которая и есть наша фантазия художественная интуиция. Открытый им творческий принцип Природы и способ виденья распознавания сокрытой красоты помогает нам впитать неоправданную Вечность и информацию до того недоступную. Но этот способ виденья эта школа визуального прозрения так же несет в себе и опасность для не подготовленного рассудка, поскольку погружение в эту систему образного мира может предполагать полный уход в ирреальность и как следствие - безумие.

    Инстинкт самосохранения оберегает наш мозг от излишней информации, которую может послать любой одушевленный или неодушевленный предмет стихия или просто цвет. Известно, что почти в каждой стране - своя официально утвержденная цветовая шкала, носящая имя своего составителя. Но хочется вспомнить такого умного художника как Филонов. Его творческая манера и создание своих полотен, как ни какая может быть другая схожа с тем, что делает Детков. У Филонова тот же замес образов кинематографическое наплывание объектов, которые находятся в движении то один выходит на первый план, то третий сменяет его. Но Филонова тревожил спектральный анализ света и, отвергая конкретные цветовые шкалы, он искал новый подход живописных решений. Детков же довольствуется тем, что предлагает сама Природа, он влюблен в документальную архивную достоверность цвета. Так и мы, разглядывая фотографии в старинных альбомах заворожены не только красотой лиц другой эпохи, но и видим в этих черно-белых снимках глубину и тайну цвета его многообразную палитру перетекания и живописные замешивания и градации. Николая Деткова можно назвать бережным ретушером, который лишь выявляет, подчеркивает главные моменты уже созданной до него картины. Так что будьте внимательным прозорливым зрителем и тогда, может быть, вам повезет возрадоваться вместе с автором познанию мира и открытиям, которые могут быть в каждой картине каждый день новые.