Из дневника 18 М. Монтень

Елена Пацкина
Сегодня мысли М. Монтеня

"Я таков, что, кроме здоровья и жизни, нет ни одной вещи на свете, ради которой я стал бы грызть себе ногти и которую готов был бы купить ценою душевных мук и насилия над собой.

До крайности ленивый, до крайности любящий свободу и по своему характеру и по убеждению, я охотнее отдам свою кровь, чем лишний раз ударю пальцем о палец. Душа моя жаждет свободы и принадлежит лишь себе и никому больше; она привыкла распоряжаться собой по собственному усмотрению. Не зная над собой до этого часа ни начальства, ни навязанного мне господина, я беспрепятственно шел по избранному мной пути, и притом тем шагом, который мне нравился. Это меня изнежило и сделало непригодным к службе другому.

У меня не было никакой нужды насиловать мой характер – мою тяжеловесность, любовь к праздности и безделью, – ибо, оказавшись со дня рождения на такой ступени благополучия, что я счел возможным остановиться на ней, и на такой ступени здравомыслия, что это оказалось возможным, я ничего не искал и ничего не обрел".

М. Монтень

Вот кому можно по-настоящему позавидовать и у кого стоит учиться! Иногда я задаю себе вопрос: что именно вызывает у меня такое восхищение в этих рассказах и размышлениях, казалось бы, простых и непритязательных, о себе самом  и обо всем на свете? И отвечаю: абсолютная внутренняя свобода автора. Я не знаю человека, более свободного от любых догм и предрассудков. Притом он жил в эпоху, когда «ведьм» сжигали на кострах инквизиции, в эпоху гражданских и религиозных войн, длившихся десятилетиями, а эпидемии страшных болезней опустошали целые города. Тем не менее, он умел оставаться собой, не впадать в отчаяние и своими «Опытами» спасать от отчаяния всех своих читателей на протяжении уже почти пятисот лет.

Еще мысль  моего Учителя:

"Я завидую счастью тех, кто умеет радоваться делам рук своих и испытывать от этого приятное удовлетворение. Ведь это весьма легкий способ доставлять себе удовольствие, ибо его извлекаешь из себя самого, в особенности, если обладаешь известным упорством в своих оценках".

А потому надо любить все, что удастся написать, и после каждой мысли, стишка или любого законченного текста потирать руки и повторять про себя «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

Радостей с возрастом становится все меньше, а внешних причин для подобных ощущений не остается вовсе. Так что пиши, радуйся, и не жди читателя. Бог с ним.