Пару дней назад встретил старого друга. В ходе беседы спросил у него, читает ли он мои произведения? Товарищ ответил, что читает с интересом. И тут же сам задал мне вопрос. Вот ты писатель, ты пишешь книги. А нас еще в школе учили, что задача писателя - поиск в жизни новых героев, новых типажей. Тех персонажей, чья жизнь и история пример для подражания, чьи подвиги и нравственные идеалы нужны обществу для единения. И у каждого времени - собственные герои. Прежние герои уходят в прошлое. Так вот, интересно узнать, определил ли ты для себя нового героя, о котором, как писатель, расскажешь обществу. Готов ли ты дать видение того кого считаешь, «героем нашего времени» и почему о нем, об этом новом своем «герое», еще не написал произведение?
Я смутился и перевел разговор на другую тему, поскольку с одной стороны мне было лестно, что как писатель вроде бы способен дать народу нового героя, с другой стороны сам я вижу этот вопрос под иным углом. Разговор на том завершился. Но тема сама по себе, примечательная и о ней стоит поговорить отдельно. В первую очередь я согласен с тем, что без героя нам никак не обойтись, но при этом писатель не придумает героя из ничего, героя рождает время. Герой это история успеха. И у каждого времени своя история успеха героя. Герои эпоса «Джангр» и герои народных сказок и преданий с древних времен формировали национальный характер калмыцкого народа, который позволял выжить в условиях постоянных военных столкновений. Так приказало время. Герой - непобедимый воин. Затем, в первые годы советской власти, появился новый тип героя, уже заказ партийного руководства страны, – некий коллективный «мудрешкин сын», нищий и забитый степняк, который благодаря революции и героизму стал руководителем в новой стране. Позднее главным героем стал воин освободитель, а еще позднее стал превалировать в литературе по указаниям партии и правительства роман на производственную тему, главным героем которого в республике стал сельский труженик. На том собственно история литературного процесса в республике завершилась.
Как мы видим, писатель исполнял общественный заказ на героя, а не создавал сам заказ. Так что и сегодня сформировать заказ на «героя нашего времени» должно в первую очередь само республиканское общество, исходя из политических и экономических интересов центров власти. Этот заказ и определит ту историю успеха, что станет историей "героя нашего времени", послужит примером и ориентиром для народа. Станет главным вектором общественного развития. А историй успеха в республике предостаточно. Выбрать ту что соответствует интересам можно. Но об историях успеха в республике поговорим отдельно в другом материале.