Кальвадос

Домна Токмина
               
Сначала в дверь протиснулись сумки, потом появилась сама хозяйка клади, объемная дама лет пятидесяти:
-И что? Тещу встретить не судьба?- с порога она накинулась на зятя.- Еле дотащила это добро, хоть бы кто встретить догадался!
-Так Вы же мне сами запретили,- стал оправдываться зять.
-А ты и обрадовался!- тут же нашлась теща.
Зять схватился за сумки, слегка оторвал от пола и, уронив себе на ногу,  заорал, вспомнив  маму.
-Ну, ничего-то не может сделать,- возмутилась теща и легко перенесла сумки в укромное место.
-У Вас что там, гантели?- стонал зять,- Вас надо в книгу рекордов записать, Вы побили личный рекорд Жаботинского.
Теща достала из сумки банку с яркой наклейкой:
-Тушенка это, из стратегических запасов, глава перед выборами раздавал, кто сколько унесет. Сказали, гостовская,- теща с обожанием смотрела на холявный продукт.- Сразу видно, качественная. Две свиньи обнялись.
 Зять покрутил в руках банку:
- Это, мама, сам глава с одной свиньёй обнимается, вот она, справа.
-А мне кажется, и слева тоже,- разглядывала стратегический запас теща.
-Но свиньи очки не носят,- пытался разуверить тещу зять.
-И то правда,- согласилась теща,- значит, свиной грипп он специально придумал, чтоб свиней в деревне никто не держал, а сам на своей ферме тушенку делает. Ну, ничего, с народом делится и ладно. Хороший мужик -наш мэр, сам ворует и с народом делится. За него пойду голосовать.
Теща открыла заветную баночку и принялась пробовать продукт. Комната наполнилась специфическим запахом.
-От этой тушенки неприятный запах, как будто из трупов ее делали,- принюхался зять.
-Ты сам-то понял, что сказал? А  из чего тушенку делают, живьем что ли в банку закатывают? У меня все равно нос заложен, я ничего не чувствую, так что ешь спокойно.
-Вы на срок годности посмотрите, пять лет назад он вышел,- зять сморщился, видя, как теща с удовольствием поглощает содержимое банки.
-Нормальная тушенка,- засмеялась теща,- я и хуже чего ела, так что не надейся, что концы отдам.
Чтобы разрядить обстановку зять решил порадовать тещу:
-А я Вам туфли купил в подарок.
-Надеюсь, не белые? Белые мне еще рано, пока никуда не собираюсь.
-Слышь, соседка,- в дом заглянул сосед Борис,- ты тушенку не получала в администрации?
-Нет,- тут же нашлась Валентина Васильевна, смахивая пустую банку под стол.
-У меня собаки нет, отдать некому, тушенка какая-то вонючая.
-Давай,- согласилась соседка,- только для собаки жирно сильно деликатесами питаться, я сама съем.
Валентина налила себе и гостю самогон, и вскоре принесенные соседом банки опустели.
-Нормальная тушенка,- одобрил после времени сосед,- зря я тебе ее отдал, сам бы съел, особенно под кальвадос.
Да, кальвадос у Валентины был отменный. Как-то родственница Вали, Нина, привезла из Франции две бутылки вина. Она взахлёб рассказывала о красоте замков, музеев, городов, потом торжественно выставила на стол бутылку сухого  вина.
-Что это за уксус?- поперхнулась Валентина,- ты как хочешь, а я это пить не буду!
Родственница не обиделась:
-Это вино на любителя, а вот это настоящий кальвадос!- воскликнула она. -Это вино мы дегустировали в одном подвальчике, его изготавливают из яблок. Какой букет! Какой вкус!
Валентина понюхала вино:
-Самогонка как самогонка.
Выпив рюмку, пожалела французов:
-Как они пьют эту гадость? Я из яблок гоню самогон, так он хотя бы вкусный. Убери эту дрянь, давай лучше моего попробуем.
Она достала бутылку своего напитка, и принялись дегустировать отечественный напиток. После второй бутылки, родственница заметила:
-А знаешь, Валя, твой кальвадос лучше!
После дегустации Валентина повезла родственницу домой, ночевать та не осталась- на работу надо утром, а самостоятельно передвигаться не могла.
Валентина забросила родню к дому и пошла на автостанцию. На автостанции она была последний раз лет двадцать назад, обычно ее, то муж, то зять подвозили куда нужно. Встала на платформе, надеясь узнать, куда прибывает  её автобус.
В растерянности Валентина остановилась на одной из платформ, раздумывая, что можно делать дальше. 
-Это надо же, для них еще и спецтранспорт выделен,- послышался неподалеку голос раздраженной женщины.
 Рядом с Валентиной остановилась тетка, вся обвешенная пакетами и сумками. Видя, что Валентина не реагирует на ее реплику, та слегка пнула ее свободной конечностью:
-Я про автобус.
Валентина, наконец, обратила внимание на небольшой раздолбанный автобус с корявой вывеской «Б. Ляди».
-Пора завязывать с кальвадосом,- не поверила своим глазам Валентина.
-Не думала, что доживу до этого. Прости господи, поди, еще ветераны переднего фронта. Вон как лыбятся, думают, заслужили почет и уважение. Не удивлюсь, если имеют почетные грамоты.
В окне беззубо улыбались две старушки.
-Я вон со своим сколько маюсь, столько не живут. С базара еду, ему  продукты таскаю, вечно как ишак нагруженная, бесплатная поломойка, повариха и прачка. А что взамен- слова доброго не услышишь, как будто обязана  прислуживать. Он всю жизнь норовил к этим женщинам- праздникам сгонять. Правильно, они носки  не стирают на чужих мужиков, только радость изображают. Спасибо, что поговорили,- поблагодарила женщина Валентину и побежала к своему автобусу.
-В нашу деревню  не доберешься, а для них даже служебный транспорт ходит. - Валя вспомнила гневную речь недавней пассажирки. -Действительно, безобразие.
В автобус забрались еще две старухи, больше пассажиров не оказалось.
-Моложе, видно, не было,- мелькнуло в Валиной голове.
-Ты едешь, нет?- заорал водитель, глядя прямо на Валю.
Валентина стала оглядываться, может, рядом еще кто, неужели ее внешний вид дает водителю право судить о ней таким образом.
-Это Вы мне?- возмутилась Валентина .
-Кому еще, одна стоишь на платформе.
-А что, здесь только такие стоят?- растерялась Валентина.
-А какие еще?- рассердился шофер.
-Что Вы себе позволяете? За кого Вы меня принимаете?
-Да ни за кого я тебя не принимаю!- возмутился водитель.
-Не надо ко мне приставать, я Вам не какая-нибудь эта!
-Я пристаю? Да пошла ты, если приставать, я  помоложе найду!- ответил, судя по всему, её ровесник.
-Я и вижу, нашел уже молоденьких,- засмеялась Валя, показывая на пассажирок. - И куда ты их всех везешь?
       -На вывеску глянь. Все в одно место едут.
 Валя подняла глаза на расписание автобуса: пункт назначения Большие Ляди, а далее расписание. На Валю напал истеричный хохот, из глаз потекли слезы.
-Ты чего?- опешил водитель.- Смешного то чего нашла?- посмотрел водитель на Валю с недоумением.
-Надпись на автобусе рассмешила,- не сдержала улыбки Валя.
Водитель, несмотря на ворчание пассажирок, что пора бы уже отправляться, не поленился и вышел из автобуса.
-Вот гад!- выругался водитель.- Попросил напарника новую вывеску написать, а то старая выгорела. Сэкономил фломастер. А я думаю, чего это все смеются, как ни подъеду. Получит он у меня, шутник,- похоже,  с чувством юмора у водителя были проблемы,  и относился он ко всему серьезно.
Невинно обвиненные в смертном грехе, ни о чем не догадывались и всё также безмятежно улыбались в окне, отправившегося в путь, автобуса…
(к сведению, село Большие Ляди существует на карте, хотя немногие об этом знают, как и Валентина).