9-4 Сельские дети войны

Павел Краснощеков
9-4 Сельские дети войны П.Краснощеков

                НАЧАЛО ВОЙНЫ

  Осенью 1939 года председатель сельсовета предложил Тонечкиной маме сдавать свой дом специалистам райкома партии, а семье жить в колхозной конторе, где работала она уборщицей и истопницей. Мама с Костиком и маленьким Геной жили в небольшой комнатке при конторе, а Тонечка по договору должна жить в доме с квартирантами. У молодой пары квартирантов была маленькая дочка Валечка, за которой и должна присматривать Тонечка, утром отводить в садик, а вечером её забирать, помогать по дому, носить воду. Родители Валечки работали в райкоме партии, дядя Коля Ключников был инструктором, а его жена тётя Мария была заведующей партийного кабинета. Это были хорошие люди, помогали Натальиной семье, чем могли. Все их старые вещи под искусными мамиными руками обретали новый желанный вид для всей семьи. Летом Тонечка работала на прополке арбузов в Учхозе или на плантации с мамой и Костиком. 

  Очень запомнился день 22 июня 1941 года. Тонечка с Валечкой оставались одни, дядя Коля дежурил в райкоме, тётя Мария булла в командировке в Сталинграде. Дядя Коля прибежал рано утром  очень взволнованным и стал быстро собираться в дорогу. Он поднял сонную Валечку, прижал её к себе и быстро ходил по комнате, Тонечка тоже встала и удивленно смотрела на них.
- Тонечка, началась война. Это очень плохо. Я должен уехать на фронт. Я сейчас напишу письмо Марийке (так он звал свою жену), а ты отдашь его жене и Валечке. – Он сел за стол и стал быстро писать. – Не забудь, пожалуйста, вот тут оно над окном будет. Всё, я побежал на пароход, в шесть часов отправка. – Он взял вещмешок, расцеловал девчонок и ушёл.

  Потом тётя Маруся рассказывала много раз, что они повстречались на Волге, когда пароходы плыли мимо друг друга. Они махали руками, что-то кричали друг другу и… плакали. Горькие слезы текли по их таким ещё молодым, не тронутым пока ещё войной лицам. Морщины от военного лихолетья появятся совсем скоро.

  Дядя Коля знал, что оставляет Марию с Валечкой не одних, Мария ждала ребёнка. Перезимовав в Быково, она с двумя детьми уехала в Чернышки. Наталья как могла, отговаривала её.
- Куда ты поедешь, опасно, немец ещё наступает?
Но она только плакала, жаловалась, что нет писем от дяди Коли. Собралась и уехала к родителям в Чернышки. Скоро там уже будут фашисты.

  В Быково стали приезжать беженцы. В доме Натальи Матвеевой жили две семьи, одна из Выборга, молодая женщина по имени Вера, она ждала ребёнка и всё время рассказывала какой хороший у неё муж, как они любили друг друга. Рассказывала, как в спешке при бомбёжке военнослужащие эвакуировали свои семьи, бросая всё, лишь бы спасти детей и жён. Другая женщина Галя была из Львова, она приехала с сыном Витей, Тонечкиным ровесником. Чуть попозже приехала и поселилась ещё одна Галина с двумя детьми. Все они работали в детском саду, все жёны кадровых военных, жили в постоянном ожидании писем с фронта. Письма от мужей читали все вместе, вслух. По вечерам вспоминали о мирной жизни, как они хорошо жили в своих обжитых местах, мечтали о будущей послевоенной жизни.

  Тонечка с Витей в один и тот же 6 «а» класс, Витина мать относилась к Тоне, как к родной дочери. Тоня носила Витины ботинки, Витины рубашки. В школе уже учили эвакуированные учителя. Очень полюбили ученики своего учителя географии Василия Георгиевича Бахмутова, с ним они путешествовали по рекам России, изучали низменности и равнины, лазали по горам  Советского Союза. Это было интересно и увлекательно.

  Затем ученики с учителями провожали его на фронт, все плакали, даже учителя. Он присылал письма в школу, писал то он письма Шурочке Вишневецкой – учителю физики, но она читала их всему классу, за исключением отдельных выдержек. Тонечке нравились все учителя школы, и предметы для неё все были  любимыми, одинаково любимыми были и химия, и физика, и немецкий язык.

  Классным руководителем у Тонечки в 6 и 7 классах была молодая красавица Розантина Михайловна Шмакова. Учительница литературы и русского языка, она действительно была УЧИТЕЛЕМ. На своих уроках она словно завораживала учеников своей обаятельностью, когда рассказывала о Пушкине, о Лермонтове, о Некрасове. А как она читала их стихи, особенно Есенинские стихи о сельской природе. Да и сама она была очень красивой, статной, обаятельной. А ещё она была для учеников старшим добрым товарищем. Некоторых учеников она приглашала домой послушать пластинки с записями стихов, её мама угощала их чаем с пирогами.

  Надо сказать, что дети и во время войны были окружены добрыми и умными заботливыми людьми. Ученики не болтались по улицам, а занимались полезными делами, ловили рыбу, пасли скотину, заготавливали траву на зиму, а старшие дети работали уже на колхозных полях. Ведь все взрослые мужчины защищали Родину от ненавистных фашистов.

  Сентябрь, октябрь были месячниками по заготовке дров для школы. Каждую субботу и воскресенье,  а иногда и в будние дни они с учителями ехали в лес и заготавливали сушняк.  В стране было военное положение для всех, для взрослых и для детей.
                *            *           *

Продолжение следует.