Крот и Червяк

Петр Лобузнов
 Весна в этом году выдалась странная. Кое-где по оврагам небольшими кучками еще лежал снег, покрытый черным налетом выпавшей за долгую зиму всевозможной грязью, которой так стало много в последнее время. Вылезшая на южных склонах и прогревшаяся на солнце трава с каждым днем поднималась все выше и выше, и,  прихваченная легкими морозцами по утрам, покрывалась серебристым инеем , который ближе к полудню яркими самоцветами опадал на землю..
 Не поднявшаяся от обильных вливаний река, казалось, грустила о прежних мощных половодьях, вспоминая о былых своих годах, и лениво несла вниз по течению остатки серых и тоскливых льдин, этих последних могикан некогда большой воды.
 Неподалеку от реки вверх по склону устремлялась небольшая улочка со старенькими домишками, которые чудом избежали сноса и стояли уныло , ожидая своей участи. Возле одного из  заброшенных домов, на земельном участке рос старый вишневый сад, переживший своих хозяев и доживающий долгий век. Внизу, на земле, можно было заметить буйство сиреневого первоцвета и голубых подснежников, которые, казалось, абсолютно не унывали и радовались жизни, как в лучшие свои годы.
 Здесь-то и произошла наша замечательная   сказочная  история среди ветхого жилья  и новых, построенных богатыми владельцами домов.
 -Ты посмотри на крышу этого дома,- обратилась серая пожилая мышь к вылезшему из земли кроту,- заходящее солнце так освещает его  красную черепицу, что , кажется, лава  извергается по крыше и стекает вниз! Очень замечательное зрелище!
 Крот потянул носом воздух, принюхиваясь и безразлично махнув правой лапкой проговорил:
 -А мне абсолютно все равно, какая у этого дома черепица, и куда она  там стекает. Я гораздо более заинтересован в том, чтобы поскорее убрали строительный мусор, оставшийся после стройки, тогда появится много дождевых червей под завалами и не придется с таким трудом пробивать себе дорогу на поверхность.
 Он учуял совершенно непонятный запах, который не походил ни на один  из запахов, встречающихся ему в его подземных лабиринтах." Что за чушь?- подумал он про себя, напрягаясь, и пытаясь уловить в этом новом для него, необычном сочетании непривычных ароматов, нечто похожее на его прежние, знакомые ему запахи.
 Крот втягивал воздух вновь и вновь, и чем больше он принюхивался, тем ему становилось беспокойнее:
 -нет, нет, все не то, все далеко не то, что я до сего  времени  испытывал..
Это не похоже ни на один из знакомых мне  запахов.., но ведь я.. Я же только вчера был здесь и ничего подобного не испытывал.. где я нахожусь? -впервые возникла у него крамольная мысль , которой он ранее,просто не допускал. Где-то в глубине сознания, уносящего его  в глубокую древность проснулась совершенно нелепая мысль: он пожалел, что... не видит.
 -Не схожу ли я с ума?- ужаснулся он внутри себя,- о чем я думаю, о глазах? и что такое эти глаза? Бабушка говорила, что все беды от них.. Зачем они мне здесь под землей?! Зачем!?- воскликнул несчастный зверек и почувствовал как по его лицу прокатились горячие капли, которых он никогда в своей жизни не видел..
 -Что это?!- вопросил крот и проведя лапкой по лицу, сунул ее в рот.
 -Странно.. пробормотал крот, - очень странно, - эти капли - соленые!Но ведь я никогда в своей жизни не ел соленого! Как же противно! Как это невкусно!
-Ты считаешь, что соленое невкусно?- вдруг услышал крот  позади себя знакомый голос.
 Он повернулся на звук голоса и почувствовал большого , аппетитного выползка, который совершенно не боялся его, а , напротив, уставился в него своей толстой мордочкой.
 Крот сглотнул слюну, но совершенно не отреагировал на свою будущую потенциальную жертву, с которой в другое время расправился бы по всем писанным и , главное, неписанным правилам подземного мира. Он подавил в себе очень слабое желание немедленно проглотить червяка и удивился:
-я совершенно не ощущаю голода, хотя должен есть постоянно..
 -Настало время Большого Скачка!- послышался голос червя, -и я,- представь себе совершенно тебя не боюсь!
 -Но что со мной!- возопил крот,- что будет со мной!?
 -А ничего особенного, - проговорил червяк, -ты просто увидишь новый мир!
 -Как ты сказал!? - в недоумении воскликнул крот,- что ты сказал: я - увижу!?
Но ведь это совершенно невозможно!
 -А вот тут ты ошибаешься, милейший!- проговорил червяк,- еще как возможно, и ты скоро в этом убедишься.
 -Что ты там говорил про какой-то прыжок, я прослушал?
 -Не прыжок , а скачок,- откликнулся червяк,- вы же кроты там, под землей ничего не видите, что происходит на поверхности!
 -Можно подумать ты видишь!- недовольно проворчал крот.
 -Представьте себе, что мы находимся в курсе всех событий на земле, потому что чаще вас бываем наверху, в дождь, во влажную погоду, но сейчас не об этом. Наше Солнце начало остывать и светит все слабее и слабее.
 -Но нам-то, кротам, что с того, что происходит с Солнцем?
Червяк оставил его вопрос без ответа и задумчиво произнес:
 -я оказался невольным свидетелем вашего разговора с мышью и подумал...
 -О чем это ты мог подумать!? - ухмыльнулся крот,- а, главное,- чем!?
Однако червяк нисколько не обиделся и продолжил:
 -я подумал о том, какая же ты странная личность, не обращающая никакого внимания ни на красоту вокруг тебя, ни на то, что она скоро может погибнуть!
 -А зачем мне твоя красота , если я все равно ничего не вижу? -рассмеялся крот.
 И вдруг ему показалось, что он ...видит червяка. Нет-нет,  конечно же он не видел, но его закрытые веки чуточку дрогнули и в образовавшуюся узенькую-узенькую щелочку попало совсем немного света, которого, однако было достаточно, чтобы заметить впереди себя какое-то розовое туманное марево..
 -Что это!? - невольно вырвалось у крота. Он хотел сказать что-то еще, но гордыня ему помешала, и он замолчал. " А то еще подумает, что он прав.." Розовый цвет червяка не выходил у него из головы, и он  с волнением вспомнил слова бабушки: "помни, нам, кротам, ни к коем случае нельзя волноваться, это для нас губительно!" Тогда молодой крот не обратил на ее слова никакого внимания...
 -Где? - откликнулся червяк.
 -Нигде,- безразлично ответил крот,- наверное мне просто показалось!
 -Это бывает,- согласился червяк,-мне последнее время часто кажется, что идет дождь, однако, выгляну наружу, там по-прежнему сухо. Он вздохнул и продолжил:
 -вот и река совсем обмелела..
 -Скажи мне, пожалуйста, -обратился крот к червяку,- каким ты меня ..видишь?
 -Что значит "каким"? Большим, конечно, гладким и  черным..
 -Ну, большой,- понятно, гладкий -тоже, это все можно пощупать, а вот что такое "черный"?
 Червяк задумался на некоторое время: "как же все-таки это ему объяснить, ведь он же не сможет меня понять!?" Ему вдруг стало так жалко крота, который совершенно не различает цвета, что он пришел в ужас: "выходит, крот ориентируется по запаху, и совсем-совсем не видит даже то, что он ест! Какой кошмар! Не представляю, как можно что-то есть, не видя !"
 Крот устал ждать ответа и спросил:
 -ты не забыл, что я жду ответа?
 Червяк прервал свои размышления и простодушно ответил:
 -ты , знаешь, я совсем не могу сообразить, как тебе объяснить про черный цвет, ведь ты же не поймешь!
 -Ты хочешь сказать, что я такой уж бестолковый и глупый, что ничего не понимаю!? -стал выходить из себя крот.
 -Что ты!  что ты! я совсем не хотел тебя обидеть, просто я не знаю, с чем мне сопоставить "черный", чтобы ты понял.
 -А может  быть,- откликнулся несколько мягче крот, -может быть ты  его сопоставишь со своим цветом, то есть сравнишь с собой?
 -Ну, я не знаю,- недоуменно промолвил червяк, -но, ведь, ты и меня не видел..
 -Это не совсем  так,- начал крот.
 !?
 -Все дело в том, что я скрыл от тебя, что я .. что я ..увидел тебя, самую малость, капельку, так, какое-то марево..
 -Ну, тогда это уже значительно легче! - воодушевился  червяк, -этот цвет -розовый, то есть я - розовый, а  ты - намного-намного  темнее, как.. как темный цвет внутри твоей головы, ну, то есть, внутри твоих глаз, когда их сильно зажмурить.. ой, я совсем запутался!
 -Кажется я понял,- проговорил крот,- а вот, интересно, какого цвета Солнце?
 -Вообще-то на него смотреть нельзя, оно очень яркое, и можно потерять зрение,- откликнулся собеседник, -но уже вечер, и если ты хочешь, мы сейчас можем посмотреть на него...
 -Конечно, хочу! -неожиданно быстро ответил крот, который сам удивился такой своей прыти.
 Когда они выбрались на поверхность, солнечный диск уже начинал опускаться над  лесом.
 -Смотри!  смотри! - кричал  червяк,- какая красота!
 Крот повел носом из стороны в сторону:
 -где!?
 -Ну, что же ты!?- досадливо поморщился его собеседник, пытаясь повернуть его мордочку к солнцу. Наконец ему это удалось и крот  ахнул:
 -какое  оно  круглое и большое!
 Двое приятелей сидели на вершине холма и смотрели на заходящее  солнце. Когда оно совсем скрылось за деревьями, крот тяжело вздохнул и проговорил:
 -жалко! жалко, что оно стало остывать... а долго еще ждать этого твоего  прыжка?
 -Сколько раз тебе говорить:  не прыжка, а Скачка! -смеясь откликнулся червяк.Он на  минутку задумался и  продолжил:
 -А когда он наступит,-никто не  знает, можно только указать на знаки..
 -Какие еще  знаки!? - перебил его крот.
 -Ну вот например: все чаще случаются засухи, потом ты говорил, что почуял совершенно странные запахи, наконец, ты прозрел и стал немножко видеть.. и еще..
 -Что  "еще"? - нетерпеливо спросил крот.
 -Еще - я  понял . что не боюсь тебя..
 -И  сейчас - не боишься!?
 -И  сейчас -  тем  более! - ответил червяк.
 На землю опустились  сумерки и стало холодать. Червяк неуютно себя почувствовал:
 -Становится  прохладно, пора спускаться под землю. Спокойной ночи!
 -Спокойной ночи! - откликнулся крот.
 Приятели разошлись по своим теплым подземным гнездышкам и  договорились встретиться завтра утром.