Чур меня, не бери!

Милла Синиярви
Их много было, этих чертей и чертовок. Язык помнит. Когда дети, играя, кричат: ”Чур меня!”, они бессознательно взывают к тем самым духам, которые где-то рядом или наоборот очень далеко.

Высокие души водят хоровод вокруг доброго и всемогущего создателя, старичка в белом балахоне. А низкие душонки тщетно пытаются спастись от уже настигшего их черта. Вот он, с сачком для ловли бабочек, изготовился, сейчас поймает!

Когда говорят ”Дух испустил”, не все признаются, но в душе верят, что тень или призрак усопшего все же придет, навестит еще живущих. Славянский Щур, мордовский Чампас, европейский Люцифер, азиатский Шайтан, - имена одного и того же персонажа. Вот и меня он искушает, очень я люблю яблоки! Грызу одно за другим, читаю старые книжки.

Как же не поверить во всех этих чуров, когда в руки ко мне попал научный труд финского исследователя Уно Харва о древних верованиях мордовского народа со странным автографом. Книгу я приобрела на антикварном аукционе. Она стояла на полке, ждала своего часа.

Вот сегодня, в понедельник, когда у меня выходной, я открыла первую страницу и прочла надпись, сделанную чернилами. Удалось разобрать размашистый почерк: ”А. Хирсъярви. 22.6.42” Написано по-фински, и я без труда перевела фамилию владельца книги. Фамилия состоит из двух корней - ”бревно” и ”озеро”. Вспомнилась детская игра под названием ”хирсипуу”, что означает ”виселица”. С помощью Интернета определила, что был такой исследователь финского языка A. Hirsj;rvi, его статьи об этимологии финно-угорских слов можно найти. Понятно, почему человек приобрел или получил в дар монографию Уно Харва.

В понедельник я не стала все же читать эту книгу. Виляющий хвостом господин Люцифер уже подсел ко мне и сообщил, что в Швеции именно по понедельникам народ собирался у этих самых виселиц, когда шведские власти усмиряли подданных. Вешали за самую малую провинность. Не заплатил налог на стекло, получай! Не отдал коней в королевскую армию, виси на площади. Спрятался в ущелье, уведя туда целый хутор, расплачивайся жизнью на глазах всей деревни.

В четверг, день Тора, скандинавского божества, покровителя торговли и международных связей, я уселась за монографию. И правильно сделала, что в четверг. Наверное, у хвостатого в этот день был выходной, и ангелы мне протрубили, что мир не такой уж темный, и если существуют шайтаны, привидения и прочая нечисть, все зависит от того, под каким углом на них смотреть. Смех ведь никто не отменял! И в раю, и в аду смеяться не грешно, так сказали ангелы. Например, смеется Бог над кумирами, которым поклоняются живущие. Сегодня это идолы, а завтра болваны или чурбаны. С улыбкой наблюдает старичок, как девушки бегают по лугу и кричат: ”Чур меня возьми!” Удивляется Бог, куда девицы красные торопятся?

P.S. Этнографическое пояснение. У древних финнов (к ним относим представителей финно-угорских племен) каждому предмету в природе был присущ ”халтия” - гений-покровитель. Домовые, водяные, лешие и другие входили в сонм духов-покровителей. После крещения все они были объявлены нечистью. У славян также пантеон языческих богов с принятием христианства вошел в историю. Люди перестали верить в идолов, которых изготавливали из бревен. Деревянные статуи стали напоминать простые поленья. Слова ”болван” и ”чурбан” можно считать однокоренными. Призрак покойного в мордовских верованиях называется ”Шопача”. На Севере привидение называли словом ”Ваймучень”, он же ”Кащей”. Сейчас этими персонажами пугают маленьких детей, а когда-то божествам поклонялись, с ними советовались, считались, приносили жертвоприношения. С богами дружили, многие были как члены рода. Поэтому я позволила панибратское отношение к божествам в этом этюде. Верховный Бог и его противник Черт, вытеснившие всю языческую братию, так же не являются для меня чем-то застывшим. Они живут и борятся за наши души. Наш язык все время напоминает об этом.


На фото бог Пеко, которому поклоняется народ сету (псковская чудь). Он явный родственник финского лесного чертика Пейкко.

P.S. Добавление от 14.2.21
В Википедии появилась добавочка, что нонче теория, выше изложенная, уже не актуальна. Н.И.Толстой связывает междометие "Чур меня!" с фаллической символикой... Ну что ж, у кого что болит:)