Картография Месопотамии в позднем палеолите

Мара Рушева
Рис. 1, 2. Планы двух  «бараков» на стоянке Костёнки.  Рис. 3. Карта Месопотамского Двуречья. Рис. 4. Схема Дуата из саркофага Эль-Берше Среднего царства Верхнего Египта. Рис.5. Схема эвенкской родовой реки (по В.Я. Петрухину, 1998). Рис.6, 7.  Костяная пластина с сибирской  стоянки Мальта. Рис .8. Галька из пещеры Мас-д’Азиль, Франция.
------------------------------------

Картография Месопотамии в позднем палеолите.

М.А. Рушева

Аннотация: впервые установлено присутствие карт Месопотамии в известном материале палеолитических артефактов. «Бараки» позднепалеолитических стоянок Костёнки-Боршево у Воронежа имеют, в основном, в плане стручковидную форму, напоминающую географическую карту Месопотамского Двуречья. «Нижняя земля» в схеме эвенкской родовой реки имеет овальную бобовидную  форму, весьма близкую к овальному плану одного из «бараков» Костёнок. Та же карта изображена в иных творческих манерах на костяной пластине сибирской позднепалеолитической стоянки Мальта и азильской гальке пещеры Мас-д’Азиль  эпипалеолита Франции, причем карта на азильской гальке сходна со схемой Дуата в саркофагах Эль-Берше Среднего царства Верхнего Египта. Текст предназначен для историков, археологов, мифологов и широкого круга читателей, интересующихся историей человечества.


Костенковская культура позднего палеолита  (средние-верхние слои разреза). 


Костенковская археологическая культура (Костёнки-Боршево, Воронежская область) принадлежит позднему палеолиту Русской равнины. Характерной особенностью разреза является присутствие в захоронениях слоёв с «бараками» и «венерами»-берегинями. «Бараками» названы вытянутые сооружения длиной в первые десятки метров, где основная жилая площадка была окаймлена по контуру землянками с каркасом из костей мамонта.


По оси «барака» расположена цепочка из девяти очажных ям с десятым терминальным очагом несколько изолированного положения, а сбоку, примерно на средней поперечной линии «барака», обнаружен одиннадцатый очаг. Очаги, как считается, были предназначены для обогрева жилища и приготовления пищи, но один из очагов служил для обжига бурого железняка и сферосидерита с получением кровавика, красной охряной краски. Исследователями костенковской культуры сделаны планы «бараков», имеются реконструкции сооружений (Всемирная история. Первобытное общество. Государства Древнего Востока и Азии. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2002). Существует версия, тем не менее, что общего перекрытия у контурных землянок верхнего слоя не было, и они строились на открытых площадках субовальных очертаний (возможна, по-видимому, определённая разновозрастность сооружений).

Анализ планов костенковских длинных многоочажных жилищных комплексов (рис 1,2), проведенный автором этих строк, показывает, что контуры двух длинных «бараков» имели в своей основе единый план, сходный с картой Месопотамского Двуречья (рис. 3). Контур верхнего полуовала соответствовал р. Тигр, нижнего полуовала -- р. Евфрат, при этом  локус одиннадцатого очага (он обозначен как I на рис.2, там же II - головная часть "барака") приходился на междуречье Большого Заба, Малого Заба и Диялы, трех северных притоков р. Тигр.


Цепочка из очагов находит соответствие в срединном «огненном пути», известном из карт Дуата в саркофагах Эль-Берше Среднего царства Верхнего Египта (рис.4), время строительства которых определено в интервале 2010 – 1797 г.г. до н.э. Этот «огненный путь» был известен ранее как «огненное озеро» Дуата, располагавшееся прямой лентой между двумя извилистыми сухопутными тропами (И.В. Рак. Мифы Древнего Египта. СПб: Петро-РИФ, 1993). По всей вероятности, однако, прямая красная полоса представляла собой срединную дорогу Междуречья Тигра и Евфрата, часть будущего Великого шелкового пути (цепочка очагов могла изображать на карте прибежища, расположенные вдоль дороги), а реки Тигр и Евфрат располагались двумя извилистыми линиями по обе стороны от «огненного пути» (см. эссе: М.А.Рушева. Дуат в «Книге двух путей из Эль-Берше». М.: Проза, Св. №216021002112, 2016*).


Приходится признавать, что контуры «бараков» в Костёнках являются, по сути, одной из первых известных карт Месопотамского Двуречья, составленной жителями этой древней страны перед последним Великим оледенением. Оно датируется в интервале 24 -18 тыс. лет назад, затем в интервале 17-15 тыс. лет назад последовала дегляциация с морскими и речными затоплениями (А.Л.Чепалыга. Эпоха экстремальных затоплений (ЭЭЗ) как проявление «Всемирного потопа» в Понто-Каспийском бассейне /  Фундаментальные проблемы квартера: итоги изучения и основные направления дальнейших исследований. M.: ГЕОС, 2007). Один из овальных планов «бараков» Костёнок относительно близок к реальным географическим контурам Месопотамского Двуречья и имеет стручковидную форму(рис.2, 3), другой более сглажен и имеет бобовидную форму (рис.1). Известное изображение Дуата в саркофагах Эль-берше отличается существенным образом от овального плана костенковских «бараков» более рассеченными волнисто-зизагообразными линиями рек Тигра и Евфрата, прямой лентой «огненного пути» (рис. 4) вместо прерывисто-точечной цепочки очагов и более детальной прорисовкой северных притоков р. Тигр.

 
В статье В.Я. Петрухина «Загробный мир» (Мифы народов мира. М.: БРЭ Олимп, 1998) приводится рисунок, полученный от старого эвенка Василия Шаршикталя и иллюстрировавший: «Проводы шаманом умершего сородича в мир мертвых: покинутый чум умершего, шаманский чум для совершения обрядов проводов, мифическая родовая река, телесная душа умершего, залив в устье родовой реки, за которым начинается «нижняя земля»: место поселения мертвецов-сородичей». За «нижней землей» нарисованы девять островов, соответствующих девяти матушкам-шаманкам (рис. 5).


Следует отметить, что контуры «нижней земли» весьма напоминают бобовидный овал одного из «бараков» Костёнок. При сравнении этих двух планов обращает внимание, что на месте одиннадцатого очага нарисован полуантропоморфный кит (известный тотем североевразийских племен), а десять мелких неправильных точек, аналогичных цепочке костёнковских «барачных» очагов и полосе «огненного пути» Дуата в Мас-д’Азиль и Эль-Берше, обозначены правее кита, в эвенкийском чуме/"бараке", имеющим один боковой придел (мелкие строения по контуру большого чума отсутствуют).
   

Мальтийско-буретская культура (24 - 14,75 тыс. лет назад)


Мальтийско-буретская археологическая культура Прибайкалья содержит слои с жилищами, вытянутыми вдоль реки. В центре поселения находилось сооружение длиной 14 м и шириной 4-5 м. Характерны находки «венер»-берегинь  двух антропологических типов. С точки зрения темы данного текста интерес вызывает весьма известная пластина мамонтовой кости с нанесенными на ней узорами в виде трех змей, на обороте которой находятся девять малых точечно-спиральных клубков вокруг одного большого (рис. 6, 7). Что касается трех змей, то в древней символике змеями могли условно обозначаться не только природные потоки разного генезиса, но, видимо, и людские тропы, дороги, пути, имевшие в реальности извилистые очертания.

 
Головы трех змей направлены в одну сторону, и, как представляется, на пластине нанесено то же изображение Месопотамского Двуречья, но представленное в иной творческой манере, где срединная змея обозначает извилистую сухопутную тропу,  заканчивающуюся «головой змеи» у берегов Персидского залива. «Голова» срединной змеи соответствует, видимо, некому поселению между двумя дельтами. Две крайние змеи представляют, соответственно, реки Тигр и Евфрат, причем реки не имеют на мальтийской пластине общей дельты.


Азильская культура эпипалеолита (около 8 тыс. лет назад)


Близкое к картам Дуата из Эль-Берше*, но гораздо более древнее изображение трех путей в виде прямой полосы «огненного пути» и двух зигзагообразных линий рек, присутствует на одной из галек азильской культуры пещеры Мас-д’Азиль (рис.8). Азильские гальки эпипалеолита Франции сравниваются исследователями с современными чурингами (тюрингами) аборигенов Австралии, в которых заключена некая информация, аналогичная «душе» и оберегу каждого члена племени (Всемирная история. Первобытное общество. Государства Древнего Востока и Азии. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2002).

 
2011-2016

--------------------------------------------------
• -  http://proza.ru/2016/02/10/2112