Чековый магазин на Чоколовке

Зоя Агаева Десницкая
     А доехать до чекового магазина совсем не трудно. Можно на троллейбусе, который останавливается у самого дома и доехать до  остановки "Бабий Яр" , а там дворами, мимо школы, к последнему дому, где на первом этаже-  магазин без всякой вывески.
     Когда- то , переступив порог магазина, можно было удивиться: ничего в нем особенного, в этом, чековом! Серый фасад, обычные полки торгового зала и вещи, совсем не привлекательные и  не дефицитные. Правда, продавцы уверяли, что здесь есть все,  только нужно прийти тогда,  когда завозят новый  товар.
     Мы с мужем были в отпуске. У нас были чеки. Сейчас  думается, что  они чем -то были похожи на евро, но тогда ведь мы и в глаза эти евро не видели. Такие вот голубые и зеленые фантики. Ну да, фантики, а как иначе, если на них можно  было что- то купить в Киеве только в этом магазине, на Чоколовке, в глухом  переулке. Найти  этот магазин можно только по  адресу: названию улицы и номера дома.
     Зима тогда  была лютая. Холодно было в Киеве , неуютно. А у нас с мужем  отпуск и    мы приехали с  Дальнего Востока  домой. С чеками, которые  нужно было как- то отоварить. 
    Через день мы ездили в магазин, чтобы  попасть на раскладку нового товара, но ничего такого, что  бы нас заинтересовало,  не было. Нет, нельзя сказать, что ничего в этом магазине  дефицитного не было, потому что  у входа сразу бросались в глаза,  висящие на плечиках,  японские  куртки "Аляска,"  только вошедшие в моду и продававшиеся на Востоке в специальных магазинах для моряков, а также,  в торговом зале,  висело огромное количество кофт из ангорской шерсти. "Ангорка" тоже только -только становилась новым трендом. Не помню, чтобы  в магазине было много  посетителей.  Помню, кто -то мерил перчатки,  а кто -то выбирал  складной японский зонт и кожаный ремень. Скучающие лица продавцов  отпугивали нас и мы,  собственно, долго  не задерживались  в этом магазине.  Нет, потом мы  таки кое -что подобрали себе :  черное  мохеровое  платье с вышитыми золотыми узорами на груди, по- моему  французское и   очень стильную  легкую  зимнюю  мужскую  куртку с какой то эмблемой на груди и рукаве.
     Сегодня,  холодным зимним днем, с порывистым  сильным ветром за окном, вспоминаю  те далекие дни.  Наш отпуск . Чековый на Чоколовке. И наши поездки в магазин  как за чем- то  удивительным, потрясающим, что  должно было обязательно случиться. Не случилось.  Только дорога  хорошо запомнилась и наши ощущения от нее. Там, во дворе школы,  всегда продавали любимое молоко в  треугольных пакетах с васильками.   Самое вкусное из десятка разных молочных компаний. В магазине такое молоко сразу раскупалось,  а вот здесь, во дворе школы, среди старых домов- пятиэтажек, можно было  купить его  сколько хочешь .
    В троллейбусе было относительно тепло,  мы согревались, тесно прижавшись к друг другу. За окном,  по  замерзшим ледяным дорожкам,  спешили с работы и на работу   люди.    Парк "Бабий Яр" стоял в снегу. Дорожки к памятнику еще не убрали от толстого слоя снега. Каждый раз, проезжая мимо,  мы смотрели туда и вспоминали  страшную трагическую историю , случившуюся  с киевлянами во время  войны. А еще муж показывал  в сторону Куреневки и рассказывал про свое детство.  Там  произошла трагедия, с сошедшей  на город  селью, которая внезапно затопила людей,  дома,  дороги, улицы и принесла  столько горя. Только чудом можно считать то, что  грязные  потоки воды и грязи, с тонущими людьми, техникой, деревьями не дошли до его улицы и дома.  Так, глядя в окно троллейбуса, мы   возвращались домой из чекового магазина.
      За полгода до отпуска, мне пришлось побывать  дома, у мамы,  в южном  военном городке, где тогда только  разгоралась Афганская война.  На границе слышны были разрывы.  Больницы были  переполнены  ранеными, а "черные тюльпаны" уже регулярно летали над городом. Проблемы возникали везде, и с топливом -тоже.  Выехать из города было сложно. Только вмешательство   военного  командира помогло мне выехать  из города и достать  авиабилет домой через его подчиненных "вертолетчиков".
    В аэропорт  меня привезла жена  вертолетчика. Таня. Тогда впервые я услышала про чеки. Нет ли у меня их?  Чеки здесь очень нужны. Вещи, аппаратура, да просто перепродать можно. Вот ей лично чеки для перепродажи. Они  с мужем хотят после войны переехать  куда- нибудь  поближе к Черному  морю и  очень нужны деньги на дом. Тогда чеков у меня не было , да и нужды такой в них  тоже не было.  Моряки тогда уже заходили в иностранные порты и могли что- то привезти домой. Да и дома всегда  после рейса команду отоваривали  дефицитом в спецмагазине. Но  та встреча с Таней и разговор о чеках до сих почему -то не забывается. Как они? Все ли хорошо у них? И  неважно, где они сейчас живут : у моря или у границы, лишь бы рядом и вместе.
    Давно уже в Киеве нет чекового магазина. И дефицита никакого нет. А вот скучаешь по этой местности, хотя сто раз проезжаешь мимо и можешь, в конце концов, выйти на нужной остановке и свернуть в нужную сторону. Только ведь дело не в чеках и  тряпках, а в человеке, с которым  надежно,  уютно  и интересно, будь -то  поход в  чековый магазин или за молоком, что  в синеньких пакетах с васильками.