А Вы любите покупать?

Рина Кае
 
                Часть 1.
    - Алло... что-что Вы спросили, девушка? А, любим ли мы покупать - ну да, любим, конечно; Вы мне хотите что-нибудь предложить - А... да, пожалуйста... До свидания... Спасибо, и Вас с Празником! - социологический опрос... - я положила трубку.
     А действительно, любим? Ну, конечно же, в большинстве своём - "Да", просто некоторые стесняются в этом признаться. Тем более, что кроме "классического" способа (поход по магазинам или на рынок), сейчас придумано много других, для облегчения нам, покупателям, этого, иногда не такого уж и простого, действия.
     Вот об этих новых способах (иногда они только на первый взгляд кажутся такими), я и хочу немного поговорить.

     Первое, что приходит в голову - конечно же, торговля через Всемирную Паутину. За одно-два десятилетия этот вид бизнеса крепко встал на ноги, разросся, обрёл свои правила и традиции. Интернет-магазины существуют в огромном количестве и на любой вкус - от "интернет-бутиков" до "интернет-палаток-на-базаре". Очень удачно в эту схему вписалась торговля (и обмен) подержанными вещами из рук в руки. Было ли что-нибудь подобное раньше, в докомпьютерные времена? Было. Помните слово "Посылторг"? А ещё в начале девяностых существовала "Продажа со склада" - мы с мамой тогда диван купили именно этим способом: процентов на пятнадцать дешевле получилось. Ну, и последнюю страницу "Вечёрки" не забываем.
     Конечно, масштабы и качество обслуживания несопоставимы. Сейчас всё просто, наглядно, удобно. Часто, ещё и выгодно. Сидишь дома, в спокойной обстановке, и выбираешь товар, модель, изучив уйму отзывов, сравнительных тестов, советов. Далее находишь магазин с минимальной ценой, оформляешь заказ и ждёшь звонка с подтверждением. Красота! Можно съэкономить на доставке, заказав несколько предметов. Ну а если не лень прогуляться (как правило, на другой конец города) -  забираешь заказ самостоятельно, тогда и за доставку платить не нужно.

     Но не обходится и без курьёзов. Однажды решила заказать мультиварку в довольно именитом магазине. Открываю страничку, нажимаю "корзину", ввожу контактный телефон, и... - о чудо: ниже строки с ценой появляются ещё три: "За вежливое обслуживание - 350 руб.", "За обслуживание без очереди - 200 руб.", "За хорошее настроение - 100 руб." Улыбнулась изобретательности маркетологов, ищу кнопку отмены заказа - а её нет! Чтож, нет - так нет, просто закрываю страничку магазина.
     Заказываю в другом, на целых 40 руб. дороже. На следующее утро перезванивает менеджер (из второго магазина), уточняем условия получения. У меня выходной, погода прекрасная - еду. Почти у дверей пункта доставки звонит телефон: номер первого магазина (!?). Отвечаю. Любезный мужской голос:
    - Вчера Вы заказали в нашем магазине...
Вежливо прерываю собеседника:
    - Молодой человек, вообще-то я кнопку подтверждения заказа не нажимала, а кнопки отмены на страничке Вашего магазина нет!
    - А что Вас не устраивает?
    - Меня не устраивает, что к цене - вроде бы окончательной, т. е. обозначенной в списке товаров, чудесным образом вдруг прибавляется довольно ощутимый довесок, причём уже после того, как я ввела свой номер телефона; Закон о защите прав потребителей такое "волшебство" тоже не одобряет...
     В ответ вежливый менеджер без запинки выдаёт:
    - Тогда мы предлагаем Вам выиграть скидку от 20 до 30 процентов на срок две недели, для этого Вам необходимо в течение трёх дней приобрести в нашем магазине...
    Не дослушав, какая ещё манна небесная готова меня осыпать, отвечаю:
    - Извините, я уже купила то, что мне было нужно, у Ваших конкурентов; а на продолжение беседы сейчас не имею времени... - и нажимаю на  телефоне кнопку "Отбой".
Не успела я убрать его в сумку - снова звонок. Номер тот же. На этот раз - девушка:
    - Я хочу предложить Вам...
Ничего не ответив, на всякий случай выключаю телефон, и иду получать свой заказ.
     Вспомнила я о нём уже дома, после того, как вдоволь налюбовавшись новым приобретением, запустила приготовление шарлотки. Включённый телефон начал пищать; дождавшись, когда он умолкнет, прочитала на экране: "У вас 18 новых сообщений". Все они были, естесственно, с того же, ставшего уже знакомым, номера. Открыв ради интереса одно из них, поняла, что напрасно трачу время, и все остальные удалила, не читая.

     Месяц или чуть более после всего этого, в разговорах со знакомыми, я не упускала случая поделиться своим опытом общения с изобретательными коммерсантами, не забывая давать совет: по возможности, не обращаться в их "фирму". Потом обида забылась; и если история и всплывала в памяти, то вызывала лишь улыбку. Между прочим, звучное имя этого магазина и сейчас, нет-нет, да и промелькнёт в верхних строчках разных поисковиков.
    До сих пор для меня осталось загадкой - на кого нацелены усилия таких горе-маркетологов - на покупателей-мазохистов? Или это мне одной так не повезло?

              (Продолжение следует.)