ХР Первобытная азбука Звук и буква Ш

Александр Суворый
ХР. 2.7.79.27. Первобытная азбука. Звук-буква «Ш, ш».

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 79.27. Первобытная азбука. Звук-буква «Ш, ш».


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

База данных главы:

Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия», Институт языкознания АН СССР, Лингвистический энциклопедический словарь, Главный редактор В.Н. Ярцева, Москва, «Советская энциклопедия», 1990.

Википедия, энциклопедии, толковые словари, научные монографии, школьные материалы учителей словесности.

База данных о количестве русских слов (более 40 000), слов, которые начинаются на конкретную букву русского алфавита и в которых есть конкретная звук-буква русского алфавита, на сайте http://www.crossworder.ru.

Егорова О. В.  Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.



Африка. Ближний Восток. Саудовская Аравия. Южная Азия. Пакистан. Индия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Первобытные традиции речи. Первобытная азбука. Звук-буква «Ш, ш». 47 000 до н.э.




«Ш, ш»


Самый обычный, привычный и традиционный образ-структура звука «ш» - это шум. Любой шум, но прежде всего, шум ветра…

Поэтому изначально общечеловеческий звук «ш» - это источник звукового шума и структура-образ-знак-сигнал шума, любого шума.

Звук «ш» относится к группе шипящих звуков («ш», «ж», «ч», «щ»).

Звук «ш» согласный, глухой и твёрдый, несмотря на то, что он больше шумящий-шипящий, чем действительно твёрдо-звонкий, как другие согласные звуки.

Звук «ш» потому считается твёрдым в русском языке, потому что ему нет парного мягкого звука «ш» или «шь». «Звук «ш» в устной русской речи всегда звучит как чёткое «ш» или «ша», как его называют…

При произнесении звука «ш» губы немного подаются вперёд, между языком и нёбом образуется щель, на языке образуется продольный желобок, а края языка примыкают к нёбу.

Голосовые связки в произнесении звука «ш» не участвуют, а свободно пропускают воздух по желобку языка и эта сильная, широкая, свободная и, кстати, тёплая струя выдыхаемого воздуха производит характерный звук-шум «ш».

Звук «ж» произносится точно так же, как звук «ш», но при этом добавляется резонирующее воздействие голосового аппарата, голоса. При произнесении звука «ш» резонанса глотки нет.

Звук «ч» отличается от звука «ш» взрывной краткостью и кратким движением кончика языка, который и производит характерный «включающий» звук «ч».


Таким образом, артикуляция или механизм действия голосового аппарата при звукопроизводстве шипящих звуков «ш», «ж», «щ» и «ч» практически одинаковый, но с некоторыми отличиями, порождающими конкретные отличительные звуки.

При этом артикуляция голосового аппарата при производстве звука «ш» является базовой, изначальной, первичной, то есть наиболее древней, первобытной.

Как установили учёные-логопеды, если человек не может произносить звук «ш» (не овладел артикуляцией голосового аппарата для производства звука «ш»), то он не сможет произносить звуки «ж», «щ» и «ч».

Таким образом, звук «ш» является самым древним среди шипящих звуков, поэтому фонемы-лексемы, слова-понятия и звуковые структуры-образы со звуком «ш» также являются очень древними, первобытными, изначальными.

Так ли это?

Исследуем?..


Если произносить звук «ш-ш-ш-ш» правильно, а потом отпустить зажатую гортань и добавить резонатор голосовых связок, то «автоматически» (сам собой) из звука «ш» получится вибрирующий звук «ж-ж-ж».

Если при произнесении звука «ш» выгнуть язык дугой и приблизить желобок к твёрдому нёбу, то звук «ш» сменится на звук «щ-щ-щ».

Если при произнесении звука «ш» внезапно сомкнуть плоскость языка с твёрдым нёбом, образовать смычку кончика языка с передними зубами, а потом резко вытолкнуть через эту смычку воздух, то звук «ш» сменится на краткий звук «ч».

Эти простые ведические естествоиспытания позволяют реально, действительно и фактически убедиться в достоверности древней первобытности изначальности звукопроизводства звука «ш».

Несомненно, первое применение звука «ш» было продиктовано необходимостью подать знак «не шуметь»…

Лексема-слово «тише» возникло и изобретено (сконструировано из звуков-фонем) позже первичного звука «Шш-ш!» с тем же смыслом и содержанием – «Тише!», «Потише!».

Естественно, что наиболее простым составным звукосочетанием-фонемой-лексемой структуры-образа-слова-понятия «Тише», только в более активной, знаково-сигнальной и командной форме, было или могло быть звукосочетание «Ша!».

Фонема-лексема «ша» - это уже смысловое слово, выражающее «категорическое требование прекратить что-либо как действие, событие или процесс.

Говорящий «Ша!» как бы требует: «Хватит!», «Пора кончать!», «Стоп!», «Довольно!», «Прекрати!», «Замолчи!», «Заткнись!» и т.д.


Возможно, фонема-лексема-слово-команда «Ша!» была одной из первых звуковых команд в структуре-системе отношений доминирования в семье, в группе, общине, (в любом относительно небольшом коллективе).

Звукосочетание, фонема-лексема «Ша!» в смысле призыва к тишине – это универсальное общечеловеческое слово-понятие и может применяться практически во всех структурах-системах устной речи почти всех языков человеческого общения.

Либо сразу, либо очень быстро любой и каждый человек инстинктивно или интуитивно поймёт значение этой короткой властной команды – «Ша!».


В структуре-системе мировых языков и языковых семей звук «ш» используется очень широко и разнообразно.

Звук «ш» образует парные звуки практически со всеми гласными звуками: «аш», «еш», «ёш», «иш», «ыш», «ош», «уш», «юш», «яш», «ша», «ше», «шё», «ши», «шо», «шу», причём как в твёрдой, так и в мягкой форме: «еш» - «ешь», «иш» - «ишь».

Звук «ш» сочетается с согласными звуками: «шв», «шк», «шл», «шм», «шн», «шп», «шр», «шт», «шх».


Первобытные лексемы-слова из двух звуков-фонем, у которых на первом места звук «ш»: ша, шо, шу.

Первобытные лексемы-слова из двух букв, у которых звук «ш» на втором месте: кш.

Первобытные лексемы-слова из трёх звуков-фонем, у которых на первом места звук «ш»: шшш, шаг, шар, шах, шев, шек, шен, шеф, шец, шея, шид, шик, шин, шип, шиу, шиш, шни, шня, шов, шок, шор, шоу, шти, шуг, шум, шуп, шут, шуя.
 
Первобытные лексемы-слова из трёх букв, у которых звук «ш» на втором месте: вша, ишь, кши, мша, шшш, юша, яша.

Первобытные лексемы-слова из трёх букв, у которых звук «ш» на третьем месте: баш, ваш, душ, ёрш, кош, куш, наш, ниш, раш, реш, рюш, туш, шшш, шиш.


Вероятно всем «бросается в глаза» визуальные и звуковые структуры-образы из первоначальной инстинктивной врождённой первобытной памяти-сознания при взгляде и произнесении внутренним голосом некоторых фонем-лексем со звуком «ш», например:

«Ша!» – призыв к тишине;
«Шо?» - возглас-вопрос «Что?»;
«Шу!» - краткий запретительный возглас-шиканье;
«Кш!» - краткий прогоняющий или разгоняющий возглас-шиканье;
«Шшш!» - требование тишины.

Остальные фонемы-лексемы со звуком «ш» также хорошо с раннего детства известны практически всем людям, говорящим на русском (и не только на русском) языке.


Так звук-буква «Ш, ш» (современное название «ша») – это буква
всех славянских кириллических алфавитов. В болгарском языке звук-буква «ш» 25-я, в русском - 26-я, в белорусском - 27-я, в украинском - 29-я, в сербском - 30-я и последняя буква в македонском алфавите.

Звук-буква «Ш, ш» используется в письменностях других народов, а в языках на основе латиницы имеет составную форму, составленную из нескольких букв, например – «sh», «ch», «sch».

Современное название звука-буквы «Ш, ш» («ша») сохранилось со времён возникновения старославянского и церковнославянского алфавитов, причём современная наука пока не может однозначно и доказательно установить первоисточник и смысл этого названия – «ша». «Ша» и всё…

Возможно, название «ша» настолько древнее, обычное, привычное и потому малозаметное, что прочно вошло в традицию, понятную и близкую всем. Возможно, «ша» наиболее простое и первое соединение-объединение двух звуков первобытного алфавита.

Однако, уже немного приоткрыв тайну и скрытый сакральный смысл звуков-букв, фонем-лексем первобытного языка и алфавита, можно предположить, что звукосочетание «ша» имеет содержательное значение, смысл, заключённый в структурах-образах двух звуков «ш» и «а»…

Звук «шшш» - это требование тишины, звуковой символ тишины, призыв к тишине, к спокойствию, успокоению и сдержанности, к молчанию, которое, как известно, - золото…

Звук «а» (смотри главу «ХР. 2.7.79.2. Первобытная азбука. Звук-буква «А, а») – это структура-образ совершенного человека (ас), единого и одного человека (Аз), начала всему сущему (существующему).

Действительно, по библейской легенде сотворения богом мира, началом всего сущего было молчание, тишина, шшш – неясный шум метущегося Духа Божьего:
Библия, Ветхий Завет, Бытие (стих первый).

1:1. В начале сотворил Бог небо и землю.
1:2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над
бездною, и Дух Божий носился над водою.
1:3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Таким образом, получается, что звукосочетание «ша» означает тишину перед началом всего сущего, молчание совершенного человека-бога, затишье перед «бурей» словотворения, то есть миротворения…

Вероятно, так оно и есть и кто-то первый, властно сказал: «Ша! Этот звук и эта буква будет называться «ша». Я сказал, значит, сделал…».

Звук «ш» настолько обычен, понятен и приемлем всеми, что, например, в структурах-системах старославянского и церковнославянского алфавитов и в глаголице выглядит (имеет вид и форму) одинаково. Причём начертание буквы «Ш, ш» одинаково почти во всех известных древнейших письменностях – в эфиопском письме ; (саут), в еврейском ; (шин), в коптском ; (шай), в финикийском  (шин), а также в ряде других евразийских древних письменностях.

Возможно истоки формы буквы «ша» в древнеегипетском иероглифе с таким же названием «ша», обозначающим затопленное поле (А.М. Кондратов, Википедия).

Затопленное половодьем поле или земля (например, Великий Потоп, арктическая или антарктическая пустыня) выглядят как «великое безмолвие», «объёмное распространение тишины», «умножение тишины и безмолвия», «пустота, наполненная тишиной или неясным шумом» (веянием).

В физике есть такое понятие «белый шум», «стационарный шум»…

Стационарный шум – это постоянный по своим параметрам шум (интенсивность, мощность, спектральная плотность, автокорреляционная функция, тональность, тембр и т.д.). Множество источников шума порождают так называемый стационарный шум или характерный, привычный, типичный шум.

Например, стационарными или постоянными шумами являются шум толпы, шум моря, шум леса, заводской шум, шум улицы, шум какого-либо потока (водопад, река, ручей, дождь), а также «тепловой шум» тропической или полярной пустыни и так называемый «белый шум».

«Белый шум» - это стационарный (постоянный) шум, спектральные составляющие которого равномерно распределены по всему диапазону задействованных частот (Википедия).

«Белый шум» - это модель «белого света», то есть совокупности электромагнитных волн частот всего видимого (человеком) диапазона электромагнитного излучения.

Практически «белый шум» - это те разновидности стационарных или постоянных шумов, которые человек почти не ощущает, то есть настолько адаптировался к ним, что эти шумы ему не мешают (он их просто «не слышит», не замечает).

При этом отсутствие «белого шума», то есть попадание в непривычную шумовую среду вызывает у человека инстинктивную (рефлекторную) тревогу и беспокойство. Так, например, дети спокойно спят под привычный «белый шум» звуков домашней среды обитания и мира родителей, под храп или шум от дыхания родителей, под привычную музыку и т.д.

В музыке есть такой инструмент – камертон (нем. Kammerton) – инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука (Википедия). Камертон используется для настройки голоса и музыкальных инструментов.

Так вот, звук «ш», кем бы он ни произносился, чисто механически звучит практически однотонно, одинаково, с эталонной высотой и тембром. Поэтому звук «ш» в любом алфавите и в любом языке человеческого общения практически одинаковый.

При этом давно подмечено – если что-то люди воспринимают одинаково (ощущают, чувствуют, понимают), то это неизбежно, естественно, фактически, реально, действительно и закономерно одинаково выражается. Например, все люди одинаково смеются, когда им смешно, плачут, когда грустно, «ахают», «охают», «ойкают» и «хекают», когда что-то происходит неожиданно и энергично.

Воздействие «белого шума» на человека является инстинктивным, «белый шум» всего и вся заложен в первобытной памяти-сознании человека, передаётся из поколения в поколение, вероятно, генетическим путём, вместе с «живыми кодами кровного родства».

Вот почему устойчиво во времени и пространстве сохраняются акценты, с которыми говорят иностранцы на чужих языках. Даже их дети, внуки, потомки, всё равно помнят «белый шум» (камертон) пра- предковой речи, первобытного языка человеческого общения.

Вот почему при реконструкции учёными-лингвистами лексем-слов предковых праязыков, современные читатели и слушатели воспринимают смутно знакомые фонемы и звукосочетания, особенно односложные слова-крики, слова-клики, слова-наименования, слова-возгласы, слова-команды.

Более того, существует набор основных звуков первобытной речи, которыми пользовались ещё самые первые гоминиды, архантропы, палеоантропы, питекантропы и неандертальцы (смотри предыдущие главы «Хронологии).

Казалось бы, «белый шум» или всякий естественный шум безликий, бессмысленный, бессодержательный, но это не так…

Например, звук работающего фена или пылесоса успокаивает мужчину – женщина при деле, и наоборот, гудение «мужниной» дрели и стуки его молотка успокаивают женщину – мужик в деле…
Мягкий спокойный тембр разговором мамы и папы успокаивает даже самого «юного» младенца, точно так же, как спокойный тон-шум общения хозяина с окружающими людьми не возбуждает, а успокаивает собаку хозяина.

Однако если параметры «белого шума» окуржающей среды и мира меняются (усиливаются, ослабевают, меняют характер и характеристики), то инстинктивно любое живое существо настораживается – «что-то произошло», «что-то не так», «что-то случилось».

По закону подобия (всё подобно всему) человек инстинктивно и рефлекторно реагирует и может реагировать на любые изменения любых видов «белого шума» (звуковых полей, света и цвета, электромагнитных колебаний, атмосферных и климатических феноменов, солнечного и космического излучения, гравитационных волн).

Вероятно, пытливые ведуны-исследователи-естествоиспытатели заметили, что древние для общения с духами-божествами-богами обязательно уединяются либо физически, то есть уходят-отделяются от людской суеты и шумов, впадают в забытьё, в кому, в состояние сомати, либо виртуально, то есть погружаются в транс, в изменённое состояние, отключают своё сознание извне вовнутрь.

В результате в монотонном «белом шуме» фона мыслительной деятельности (практически это шум движения крови по кровеносным сосудам мозга, шум химических процессов метаболизма клеток, шум физико-энергетических процессов в нейронах и нервных узлах) человек начинает видеть и слышать структуры-образы своей памяти, вернее всех видов своей памяти-сознания.

Так из многоголосого и многообразного «белого шума» (белого света) памяти-сознания возникают голоса и образы духов, предков, божеств, богов, родственников, а также структуры-образы реальных, действительных, фактических персонажей реального окружающей среды и мира.

Вот почему человек порой якобы ничего «не помнит» из увиденного, прочитанного или услышанного, но стоит только произойти какому-либо «созвучному» событию, как возникает ощущение «дежавю», человек «вспоминает», вдруг осознаёт, видит, отвечает.

Вот почему, даже нерадивые ученики и студенты, если им дать правильный звуковой или видовой настрой (намёк, подсказку, толчок), практически мгновенно (озарением) вспоминают самые сложные понятия. Вот почему существует теория и методика сверхпамяти, сверхсознания, ясновидения, тайноведения, ведовства…

Ярче всего резонансное воздействие специального фонового шума («белого шума») на человека проявляется во время массового камлания под бой барабанов, шаманского бубна или тамтамов. Многие современные люди могли это сами испытать и почувствовать на концертах рок-групп (иногда даже кишки в животе резонируют в такт мощных ударных и ритмичным звукам из динамиков).

Специальный фоновый шум также используется в современном психотропном оружии, при гипнозе и нейролингвистическом программировании. Все эти методы использовались и используются шаманами, ведунами, ведуньями, магами, волхвами, астрологами, жрецами, священниками и мошенниками при камлании, в заговорах, молитвах, проповедях, пророчествах, предсказаниях и уговорах.

Кстати, вот почему члены секты «Международное общество сознания Кришны» для установления «прочного любовного союза» с богом Кришна монотонно произносят мантры, древние магические формулы из сочетаний слов «Харе», «Кришна» и «Рама».

«Многочасовое повторение одних и тех же  слов  («Харе Кришна, Харе Рама») вводит  человека  в  особое гипнотическое состояние, когда он легко поддаётся воздействию «духовного учителя», послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине кришнаитов».
При этом культивируется аскетизм, потому что инстинктивно «голодный человек – покладистый человек» (согласный на всё).

Вот почему все мамы всех рас, народов и весей Ойкумены говорят своим малышам «ш-ш-ш», чтобы успокоить и уложить их спать. При этом есть один секрет – шипеть надо чуть-чуть сильнее, чем плачет ребёнок и чуть-чуть дольше, чем он плачет…

Самое древнее успокоительное «ш-ш-ш» нужно иногда и взрослым, потому что это универсальный инстинктивный метод применения естественного «белого шума» жизнедеятельности кровеносной системы, дыхания, сердцебиения, процессов в пищеварительной системе, а также физико-химических реакций в центральной нервной системе материнского организма.

Именно эти звуки «белого шума материнского организма» слышит плод, находясь в утробе матери.

В последующих главах «Хронологии» или в отдельном произведении автор поведает о теории, системе и методах внутриутробного воспитания плода, будущего рождённого человека…

Кстати, шумы теплового и иного излучения места и местности проживания или преимущественного пребывания, шумы теплового излучения Земли и «световой шум» излучения Луны, шумы излучений планет Солнечной системы, Солнца, звёзд, межзвёздной среды, галактик и иных образований космоса, то есть «шумы космоса», а также шум реликтового излучения Вселенной – всё это «белый шум», то есть «шумовая среда обитания» людей, человека, всего живого на Земле.

О первобытных шумах и их роли в развитии человека и человечества будет поведано в последующих главах «Хронологии»…


Таким образом, первобытный общечеловеческий звук «ш» или «ша»:

прямо связан с шумом,
относится к шуму,
происходит из шума, вернее из «белого шума», то есть из фонового шума окружающей среды и мира,
является естественной и органичной шумовой составляющей жизнедеятельности человеческого организма.

Поэтому звук «ш» («ша») является символом-синонимом структур-образов-понятий и имеет значение:

тишины,
объёмного распространения,
умножения эффектов существования и жизнедеятельности всего и вся.


Характерно, что значение и значимость звука-буквы «Ш, ш» определяется в русском языке её формой в скорописи – «ш» - это перевёрнутое «т» («m»). Для усиления их разночтения иногда «ш» подчёркивают снизу, а «n» («m») надчёркивают сверху…

Кстати, в древнеславянском языке звук «ш» в словах-лексемах произносили как современный звук «щ», а соответственно звук «щ» - как сдвоенное смягчённое звукосочетание «шт».


Наиболее древними, первобытными или традиционными звукосочетаниями со звуком «ш» были – «ша», «шу», «ши», «ше», «шё». Все иные звукосочетания с звуком «ш» - это новообразования исторического времени – «шя», «шю», «шы», «шэ».


Чтобы ведическим, то есть опытным путём доказательно убедиться в истинно первобытном значении звука «ш», попробуйте иным словом без звука-буквы «ш» выразить структуру-образ тишины, шёпота, шороха, шелеста, шума…

Убедились?

Тогда остаётся только сообщить, что в русском языке более 40 000 корневых русских слов-лексем, 6191 слов в русском языке начинаются на букву «ш» и 28 914 слов, в которых есть звук-буква «ш».


P.S.

Кстати, когда мы подносим к уху морскую раковину, то мы не слушаем так называемый «шум моря», а слышим себя, собственный «белый шум» своего организма, свои «внутренние голоса»…

Это то же самое, что всматриваться в отображение двух противоположных зеркал, находясь между ними…

Это уже магия.

Магия звука и магия изображения.

Первобытная магия…