Болото на Болотной

Александр Цыганков фон Клейст
http://trudoros.narod.ru/gazeta/141/09.htm

Болото на Болотной
 
   Такого Москва не видела уже больше 10 лет. На митинг протеста против подтасовок на выборах вышло рекордное количество участников — рекордное не только для подобных митингов, не привязанных к памятным датам, но и рекордное вообще за последние 10 и более лет (по сравнению с 1 и 9 мая, 7 ноября, 23 февраля и т.д.). По данным милиции — участников порядка 20 тыс; по данным организаторов — от 40 до 85 тыс; в любом случае — очень много. Было очень много молодежи (присутствие такого количества молодых — бальзам на душу политиков-зазывал); были представители практически всех политических направлений — националисты, коммунисты-сталинцы, либералы, коммунисты-троцкисты, белые, оранжевые — кого только не было. Что характерно, выступления против фальсификаций готовились еще ДО оглашения результатов выборов — оппозиция немногому, но научилась.
   На самом деле любой политический сходняк подобного типа описывается тремя сторочками — одной певца Митяева, и двумя другими — баснописца Крылова.
   Строка первая, описывающая начальную стадию процесса:
   «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
   Строка вторая, описывающая собственно рабочий процесс:
   «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду»
   Строка третья и последняя, описывающая завершающую стадию:
   «А вы, друзья, как ни садитесь — все в музыканты не годитесь»
   Эта последняя стадия особенно хорошо видна рядовым участникам; эта сцена является лучшей агитацией в пользу партии власти, как бы она ни называлась — ОВР или ЕР.
   На Болотной выкрикивалось огромное количество лозунгов; не буду их перечислять, отмечу лишь, что не было НИ ОДНОГО лозунга, котороый был бы поддержан всеми без исключения, или хотя бы квалифицированным большинством участников, или хотя бы просто большинством. Когда один скандирует «Перевыборы!», другой - «Против всех!», третий — Правительство в отставку!» - это значит, что о цели митинга их представления не имеют никакого сходства. Когда все эти лозунги по очереди выкрикивает один человек — значит, он пришел просто покричать. А когда он держит в руках плакат с доисторической надписью «Банду Ельцина — под суд!» - все становится вообще смешно.
   Нельзя не отметить, что среди лозунгов, написанных на плакатах, были лозунги на английском языке. Это — очень плохая примета: в странах, в которых заводятся люди с плакатами на английском — вскоре заводятся солдаты, для которых этот язык является родным.
   Не буду обсуждать организацию мероприятия: если бы не было такого бардака в головах участников, если бы участники знали, зачем пришли, и если бы речи ораторов были немного менее бессвязными — можно было бы и не обращать внимания и на недостаточную мощность динамиков, и на то, что место для митинга было не самым удачным (Болотная площадь — длинная и узкая, поэтому большинству участников митинга сцену было видно плохо). Но раз все было так, как было — вопрос про организацию мероприятия является бессмысленным.
   Отдельно — про состав участников и про действия милиции. И то, и другое — неиллюзорно говорит о новых веяниях. Участники — вышеупомянутая молодежь, с радостью нацеплявшая на себя любую символику без разбора — явно люди эпохи ЖЖ и твиттера, люди, привыкшие к электронному общению и через это не привыкшие отвечать за базар. Не являясь любителем форумов и чатов, раньше я не понимал, почему камрады Гоблин и Беркем так часто используют к подобным персонажам характеристику «малолетний долбоеб» и им подобные. Сейчас — понимаю. Впрочем, если здесь мне укажут на мою неправоту, я буду восприимчив к критике.
   Действия милиции явственно говорят о том, что власть решила от прежней тактики — тащить и не пущать — перейти к тактике новой: по возможности не мешать, не обращать внимания. Всех вежливо перенаправили с площади Революции на Болотную; распинавшегося около памятнику Марксу никому не нужного Лимона винтить не стали, дали ему все высказать; он высказал то немногое, что мог, и уехал спокойно. Милиции было откровенно мало; не было видно спецтехники для разгона демонстраций, были обычные поливалки; не было видно «космонавтов»; не было адекватного количества автозаков, не было «змеек», больших задержаний тоже не было. Если это послевыборный ход победившей ЕР — это ход, безусловно, сильный: так ЕР демонстрирует, что может больше действительно не бояться оппозиции.
   И главное, это действительно так!
   С одной стороны, предвыборные опросы общественного мнения показывали, что ее популярность невысока и постоянно падает (а слова о падении популярности — сами по себе мощная антипропаганда). В другой стороны — на выборах ЕР показала хороший результат при практическом отсутствии подгонки результатов (вообще, подтасовка , карусель, вбросы — это приемы времен девяностых, или на выборах невысокого уровня; в нулевые корректировка результатов осуществлялась на уровне ГАС Выборы). Вообще нельзя не отметить интересного факта — который я, почему-то, не видел у социологов: сейчас окончательно уходят со сцены «люди поколения, привыкшего голосовать за одну и ту же партию», и входит в активный электоральный возраст (45 и старше) то поколение, которое видело, как на протяжении всех 20-ти (двадцати) постсоветских лет оппозиционные партии и кандидаты раз за разом просирали кандидату от власти. Им вполне естественно голосовать за «партию чиновников», потому что чиновники — делают хоть что-то, в то время как остальные — не делают ничего: импичменты проваливают, Ходорковского защитить не могут, об избирателе вспоминают от случая к случаю и вообще косноязычны.
   Результаты выборов показали, что кроме ЕР — нет на политическом поле игроков, способных переиграть партию чиновников. Все политические тяжеловесы — ЛДПР, КПРФ, Яблоко — все, пришедшие из девяностых — после многократных проигрышей уже никогда не победят, их время прошло; СР и СПС, постоянно пытающиеся усидеть на двух стулья, могут рассчитывать только на крошки с барского стола. Нужна новая сила. Если такая сила не возникнет, ей станут оранжевые, и это — будет плохо для всех.
 
   Александр Цыганков