Новеллы и рассказы. Детсад и снаряд

Михаил Шаргородский
В одном из крупнейших городов нашей страны функционировало достаточно много детских садов и других детских учреждений. Сады были хорошо укомплектованы и дети в них не скучали. Выдумывалась масса разных игр, иногда прикладного характера, причем не только воспитателями, но самими детьми.
 В одном из садиков два брата погодки придумали необычную игру. Брался обыкновенный шарик, о потом подбиралось кольцо чуть большего диаметра. Между ними устанавливалась дистанция 15-20 см. Нужно было шарик покатить таким образом, чтобы он прошел через отверстие кольца.
Ни у кого из детей это не получалось.
Только братьям удавалось прокатить шарик через кольцо. Все дети утверждали, что это у них результат тренировок. Братья не спорили, но всем желающим давали потренироваться, хотя результатов все равно не было никаких.
Так, в атмосфере игр и забав и проходило время. Но вдруг грянула война. Вся жизнь сразу сломалась. Враг любой ценой хотел захватить город, олицетворявший престиж страны, и плотно заблокировал его.
Была команда: «Срочно вывести детей из города». К детсадам, и даже яслям, подъезжали грузовики, солдаты забирали и сажали всех детей, иногда с воспитательницами, иногда без. О документах и речи не было. Для этого уже времени не было. Вражеские клещи сжимались, и каждая потерянная минута могла привести к тому, что не удастся проскочить с детьми. Наверное, этим способом все-таки спасли детей, но последствия этой акции были очень трудными.
Когда их каким-то способом доставили на место и стали разбираться, ситуация представилась ужасной. Большинство детей не знали своих фамилий, тем более имен и отчеств своих родителей и своих адресов. Многие не знали даже своих имен. Там, где сохранились воспитатели, они, что могли, восстанавливали по памяти. Ну а большинство получило новые имена и фамилии. Это обстоятельство, по сути дела, исключило возможность для родителей найти своих детей. Во-первых, очень трудно было установить, кого куда вывезли, а во-вторых, как назвать кого ты ищешь?
В результате сильно пополнились детские дома, и другие детские воспитательные учреждения.
Братья, судьбу которых мы пытаемся проследить, попали в разные машины, а значит, и по разным направлениям. География была очень широка, начиная со Среднеазиатских республик и кончая Сибирскими краями.
Как выяснилось впоследствии, старший брат, которого назвали Георгием, попал в Узбекистан.
Младший, которому дали имя Сергей, попал в Хабаровский край. Шли годы. Дети росли. Когда пришло время, Георгий поступил в проф.тех. училище. Профессию свою, «слесарь», он давно уже выбрал, поражая всех своими поделками в школе и детдоме. Учился он прилежно, и очень частым гостем бывал в подразделении, где работали мастера-асы. Поскольку завод, при котором находилось училище, был оружейным, все мастера, как правило, работали над образцами. Они делали с листа первые образцы, с которыми потом работали все остальные. Георгию даже пропуск выписали на право входа в это подразделение. Никто уже не сомневался, что именно сюда придет Георгий после завершения учебы.
Завод, при котором учился Георгий, имел загородный пансионат отдыха. Сотрудники приезжали сюда на субботу и воскресенье. Однажды путевку дали и Георгию. Сидя в библиотеке, он о чем-то задумался, и механически достав из кармана свои любимые кольцо и шарик, стал с ними играть.
Неожиданно к его столику подсел уже не молодой, седоватый человек. Он представился по имени отчеству, которое Георгию ничего не говорило. Георгий назвал свое имя.
Гость поинтересовался, как это шарик пролезает в кольцо? Георгий показал один-два раза, а потом пододвинул игрушку неожиданному напарнику. Тот попробовал один, два, пять, десять раз и не разу шарик не прошел через отверстие кольца. Он вернул кольцо и шарик Георгию, у того снова стало получаться. Изрядно раздосадованный напарник стал расспрашивать, почему у него не получается? Георгий стал пояснять. Во-первых, он и его брат, о котором он сейчас ничего не знает, еще с детства много тренировались. Во-вторых, однажды один математик объяснил им секрет их «везения», - «Если взять кольцо и приложить к нему линейку, а на ней наколоть центр кольца, Вы поучаете основу конструкции. Через центр кольца проводите перпендикуляр. На нем фиксируете определенное расстояние, а потом толкаете шарик все время с одинаковой силой, и он проходит в отверстие».
«Но это теория. Мы ее даже не понимали и никогда не пользовались . У нас - это результат длительных и упорных тренировок». Гость встал, пожал Георгию руку и попросил завтра после смены зайти к нему. Уходя, протянул свою визитку. Когда гость отошел, Георгий глянул в визитку и обомлел. Оказывается, он запросто столько времени беседовал с самим главным конструктором бюро по вооружению. Любое изделие, выходившее с завода, зарождалось в этом бюро, сначала на бумаге, а уж потом в металле.
В бюро посторонних не пускали, и вначале Георгий даже растерялся. Но когда он показал визитку главного, перед ним извинились и упрекнули, почему сразу не показал?
Главный принял его сразу. Пригласил нескольких своих сотрудников, и попросил Георгия показать свое искусство. Георгий показал. Затем он попросил, чтобы каждый из вошедших попробовал повторить. Попробовали все. Ни у кого не получилось. Даже неловко было смотреть, как эти серьезные, заслуженные люди, смущаются от того, что не смогли преодолеть премудрость детской игрушки.
Главный обратился к одному из своих специалистов, чтобы он вместе с Георгием поработал над этой игрушкой. Глядишь, что-то полезное получится. Георгию он объяснил, что это ведущий специалист, и если будут какие-либо вопросы, он их все решит. Вышли они вместе. Ведущий сказал: «Ты приходи с утра, к началу смены. А с руководством ПТУ я договорюсь, чтобы тебе оформили командировку к нам, на период этой работы». Георгий поблагодарил, и они расстались до завтра.
Наутро Георгий одним из первых пришел в бюро. Скоро подошел его шеф по работе, и они принялись решать задачу, как фактически случайные попадания шарика сделать закономерными. Какие параметры для этого надо выстроить, насколько надежно это будет? Идея заключалась в том, можно ли этот принцип сохранить в прицельных устройствах вооружения.
Однажды вечером Георгий, сидя в библиотеке, читал какой-то журнал, и по обыкновению, механически игрался своей любимой игрушкой. К нему подсела молодая девушка. Она работала у них в ПТУ практиканткой преподавателя математики. Так что они друг друга знали и были примерно одинакового возраста.
Она поинтересовалась у Георгия, что это за игра, в которую он играет. Георгий, уж в который раз, вынужден был объяснять. Слегка задумавшись, она сказала Георгию: «Летом я была на Колыме. Там у меня родственники. Так вот там, совершенно молодой парень, только окончивший педтехникум, назначен директором целого куста школ, разбросанных в одном районе.
Женщинам, зимой, во время этих страшных морозов, очень трудно перебираться из одного места в другое. Этот парень еще во время учебы обратил на себя внимание педагогов, и все они после выпуска поддержали его назначение на такую должность. Тем более, что с преподавателями у них всегда дефицит. Однажды мы одновременно с этим человеком попали в помещение, которое там играло роль вокзала, ждали свой транспорт.
Ему, видимо, наскучило это ожидание, он где-то присел, достал из кармана точно такую игрушку, как у Вас, и стал ей играться. Мы не успели познакомиться. Я не знаю ни его имени, ни фамилии. Но удивительное совпадение!
Георгий был просто ошеломлен. Он был глубоко уверен, что никто, кроме его брата, не овладел бы их искусством. Он готов был немедленно куда-то бежать, куда-то лететь. Но девушка слегка умерила его пыл. Сейчас выпускной семестр. Кроме того, он привлечен для работы в бюро. Ни оттуда, ни оттуда, раньше срока уходить нельзя.
Она предложила ему написать запрос в Магаданскую область, объяснить, что Вы дети войны, разбросанные по всей стране. Причина запроса в том, что по некоторым косвенным признакам, Вы предполагаете, что Ваш брат находится в их области, но Вы не знаете, какую фамилию и имя он сейчас носит. Именно поэтому Вы просите сообщить, работает ли у них молодой специалист директором школы такого-то района, и если да, то его фамилию, имя, отчество, и адрес, по которому письмо дойдет к нему.
Лидия даже вызвалась вместе с Георгием написать этот запрос. Кроме того, она пообещала попросить своих родичей, чтобы они тоже узнали то, что смогут. Георгий немного успокоился, потому что он практически не сомневался, что только его брат владеет их семейным искусством.
История Сергея, брата Георгия, тоже складывалась в соответствии с возможностями того периода. Сначала он попал в Хабаровский край. Впоследствии их Детдом, почти целиком, перевели в Магаданскую область. В этом, вероятно, был какой-то смысл, ибо многие из новоселов, полюбив этот край, впоследствии оставались в нем на постоянное место жительства, немного пополняя малолюдные районы.
Учился Сергей очень хорошо. Проявлял выраженный интерес к гуманитарным наукам. Много читал. Писал в какие-то журналы. Педагоги гуманитарии в нем души не чаяли. Когда пришло время как-то определяться, педагоги настояли, чтобы он пошел в недавно открывшийся небольшой педагогический техникум.
Основными жителями были оленеводы и промысловики. Детей было мало. Зачастую из нескольких поселений, вместе, удавалось набрать 15-20 учеников. И одному учителю приходилось вести несколько классов одновременно.
Поэтому иногда на 3-4 маленькие школы, разбросанные на значительные расстояния, назначался один директор. По очереди посещая свои школы, он оперативно решал возникающие вопросы, позволяя учителю избегать длительных отлучек, и потери учебного времени.
Георгий, вместе с Лидией, написали запрос в Магадан. Георгий настоял, чтобы приписали, что на левой руке у его брата заметный след ожога. Ответа ждали довольно долго. Но зато он пришел, подписанный каким-то незнакомым лицом. Когда вскрыли письмо, не только Георгию, но и Лидии стало не по себе. Письмо начиналось со слов : «Мой дорогой брат! Нам для взаимного опознания и одного шарика было достаточно. А сейчас уже вся Колыма знает, что у меня следы ожога на левой руке. Так что потеряться мне уже невозможно.
Считая братство установленным, давай решим, где и когда мы встретимся.
Я согласен с любым вариантом. У Вас. У нас. Или еще где-нибудь».
(Я опускаю очень много добрых и ласковых слов, высказанных в письме в адрес брата, в том числе некоторые факты семейной хроники, которые, наиболее вероятно, помнились обоим).
До конца учебного года времени оставалось совсем немного. Работа Георгия в бюро завершилась. Кое в чем их игрушка пригодилась для дела. Кроме того, Георгий произвел очень хорошее впечатление на своих шефов. Он не только мог работать с листа, но и по объяснениям на пальцах. Конструкторы были в восторге. Он им экономил уйму времени. К тому же, неизвестно как, но он был достаточно технически подготовлен. В конструкторских бюро очень часто работали 1-2 рабочих наивысшей квалификации, как правило, слесарей. Эти люди помогали конструкторам еще по сырым чертежам определить степень технологичности их разработок, что было очень важно. Очень часто, наиболее сложные первые образцы они сами и делали. Эти специалисты ценились «на вес золота». На таких должностях никогда не было молодых специалистов. Но Георгия, по общему мнению, решили пригласить.
Учебный год закончился. Георгий был отмечен премиями и в ПТУ и в БЮРО.
Так что он располагал определенными возможностями, и решил, что дальнюю поездку он возьмет на себя. В то время такие поездки стоили очень недешево, и далеко не всем были по силам. Его брат, с которым они уже поддерживали связь, категорически возражал.
Но вопрос по существу решился третьим лицом. Неожиданно Лидия, которая уже получила диплом, заявила, что она тоже едет на Колыму. Ее родичи передали ей положенные им транспортные льготы, так что поездка становилась уже не столь обременительной .
Вдвоем они убедили Сергея уступить. Сергей уже знал о Лидии, потому что переписка, по существу, шла не между двумя лицами, а между тремя.
Закончив какие-то неотложные дела здесь, Георгий вместе с Лидией тронулись в путь на Магадан.
На Магадане Георгию и его спутнице устроили встречу, как космонавтам.
Видимо, коллеги любили Сергея, и пришли разделить его радость. Радости, разговорам и воспоминаниям, не было конца.
Оба только недавно поняли, что они из Ленинграда. Хотелось бы найти кого-нибудь из родных и родственников. Но как? Ни адресов, ни фамилий никто не знает. Правда, впоследствии им кое-что удалось. Даже была возможность вернуться, но оба уже настолько прикипели сердцами к тем местам, где были, что от переездов на момент повествования воздержались.
Сергей повез своих гостей по стойбищам и тем небольшим школам, где протекала его жизнь и деятельность. Лидия смотрела на все это «большими глазами», и профессиональная общность дала им возможность общения с Сергеем так, как будто они знают друг друга со дня рождения.
 Постепенно у них находились все новые и новые темы взаимных интересов и разговоров, так что становилось очевидным, что дополнительные собеседники им не нужны. Георгий стал замечать какой-то особый блеск в глазах, когда они общаются друг с другом. Как-то к ним в гости зашел заведующий РОНО, где работал Сергей. Это был уже не молодой человек, всю жизнь отработавший учителем и недавно перешедший на административную работу. Просидев какое-то время за столом, он вышел покурить. Георгий сопровождал его. Так вот на улице он в очень дружеской форме сказал Георгию: «Слушай браток! По тому, как блестят глазки во время разговора у твоего брата и у Вашей гостьи, которую ты привез, уезжать тебе, по всей вероятности, придется одному. А я еще одного учителя заполучу. Так что не обижайся. Я и тебя сагитировал бы здесь остаться, но насколько я понимаю - там, где ты есть, ты там нужнее».
Георгий усмехнулся в темноте. То, что ему сказал старый учитель, он уже понял со второго, или третьего дня пребывания Лидии здесь. И про себя подумал: «Будет возможность общаться не только с братом, но и человеком, с которым они подружились раньше, чем нашли с братом друг друга».
Свадьбу сыграли до отъезда Георгия. Все учителя сочли своим долгом поздравить молодых. А заведующий РОНО вручил Георгию благодарственную Грамоту за содействие в подборе педагогических кадров.
Братья обговорили свои планы на будущее, и расстались с радостью на сердце каждый. К тому же оказалось, что в Магадан, если по своей воле едешь, не так уж и далеко! Счастья всем, кто живет и трудится там!