Спор

Алексей Шутёмов
    Покачиваясь на рельсах, идёт под летним солнцем пригородный поезд. Вагоны купейные, видимо, плацкарты поставили в дальние, для увеличения мест — нагрузка на южном направлении сейчас тяжёлая. Поезд прошёл тоннели и спустился с гор, на равнине иногда попадаются рощи, мосты через речки, станицы, переезды, станции… Те, кто не поехал на море, купаются в речках около мостов, а в паре километров тянется автотрасса с машинами на ней.

     Основная толпа схлынула на ближайших станциях, и в моём купе лишь три человека, включая меня. И между двумя спутниками идёт спор о традиции. Старший, уже седой и немного лысеющий, сурово речёт:

        — Традиция — важнейшая вещь в Православии, и в человеческой культуре вообще. Что бы мы делали без традиции, в кого бы превратились? Из нового очень немногое приживается, и только когда выдержит проверку временем. Наносное, ненужное — отсеивается. -

         Но молодой попутчик отвечает:

          — Традиция может быть полезна язычнику, иудею, но никак не христианину. Тем более православному. И вот почему. Есть народы, особенно с архаичным укладом жизни, для которых восприятие времени циклично. Для них традиция есть всё, они постоянно воспроизводят одно и то же, и в их мировосприятии и это и есть высший смысл. А как прикажете быть с народами, для которых время линейно? Особенно если идёт от начала к концу? Ну хорошо, положим, традиция для такого народа как створные маяки на выходе из гавани, позволяют не сбиться с курса и придти строго в порт назначения. А если народ прошёл значительную часть этого пути, и створные маяки уже не видно? Хорошо, в этом случае традиция — как карта и компас, позволяет не сбиться с дороги. А для Православия? Нам уже видно маяки в гавани назначения, мы уже почти пришли. Зачем нам традиция, если мы твёрдо знаем цель? -

    Я делал вид, что изучаю пшеничные поля и работающие комбайны за окном. Интересно, были бы они столь откровенны, зная, что рядом сидит корреспондент, который бессовестно опубликует их рассуждения? Всё-то оно так, но многие народы благополучно отклоняются от курса и садятся на камни. Причём, по доброй воле. Кто-то петляет в море, выискивая что-то. А иногда и при виде створных маяков гавани назначения команда поднимает бунт. Не ходим сюда, плыви обратно. Верно ли, что для кормчего, не знающего, куда ему плыть, никакой ветер не будет попутным? Ведь есть и другая поговорка — нас никогда не сбить с пути, нам наплевать, куда идти.

    Вечером, сидя у себя дома, я набросал очерк, озаглавив его «Спор». Впрочем, сначала надо написать материал о работе РЖД.