Аэростат - забавная штука

Меркурий Ильин
      По долгу своей работы в 80-ые годы прошлого века мне несколько раз приходилось отправляться в командировку в Казахстан, на так называемый «Байконур». Нет, не на главную стартовую площадку, откуда совершаются по сей день полеты космических аппаратов и о которых торжественно сообщают по радио и телевидению на всю страну и весь мир. Если честно сказать, я не знаю, где она находится, ведь «Байконур», как и «Капустин Яр» - обобщающее, комплексное понятие, которое включает в себя все полигоны – площадки, связанные с летательными аппаратами, а их по обширной территории Казахстана разбросано немало. Различные исследовательские организации арендуют номерные площадки, начиняют своей техникой, телеметрией. Главное, чтобы была бытовая инфраструктура: электричество, водяная скважина и подведена кое-какая дорога к площадке. Каждая площадка занималась своими работами и не знала, чем занимаются соседи (любопытство не поощрялось).  Мы занимались изучением свойств атмосферы. Исследовательские зонды, фиксирующие характеристики атмосферы, подвешивались к различным летательным аппаратам, в том числе, к воздушным шарам, аэростатам, на их балку-траверсу, рядом со служебной аппаратурой и баластницей со свинцовой дробью.  Что интересно, залетающий в среднюю полосу российского нечерноземья  аэростат, особенно после выпуска в атмосферу реагентов, принимают за НЛО – неопознанный летательный объект, о чем пишут преувеличивая, живописно,в местной печати и, даже, было такое описание в главной газете одного из наукоградов России. Это нас очень забавляло.      
      Впечатляющим был запуск аэростата. Запускался он строго в штиль, как правило, раним 
утром, важно, чтобы скорость ветра не превышала,  2-х  м/сек.  Даже при таком ветре  при 
заполнении  оболочки водородом, вытянутая вверх на 100 м оболочка – «сосиска» настолько
отклонялась от вертикали, что приходилось ее выправлять вручную. Для чего использовался допотопный способ: за концы вмурованных в оболочку длинных 4 фала впрягалось по 8 дюжих бойцов, которые, ложась на землю, силой своего веса, исправляли ситуацию. Очень забавно было наблюдать за процессом подготовки к пуску, когда 4 группы людей бегало в связке по команде толпами, спотыкаясь друг о друга, непременно матерясь и поднимая клубы пыли в засохшей степи.    
      Прерывание заполнения аэростата «легким» газом не допускалось, ведь развернутую 
оболочку не свернешь в исходное состояние и вся она, дорогая по цене, пойдет только на
выброс. 
      На этом интрига проведения эксперимента не заканчивалась. 
      После отсоединения заправочного рукава от магистрали, ведущей к ресиверам – газголь-
дерам водородного завода (при этом рукав с открытым концом, как и фалы, остаются свобод-
но свисающими и болтающимися в процессе всего полета), необходимо обеспечить сопро-
вождение аэростата, не упустить его из вида.  Для этого, ответственные за проведение эксперимента, садятся в вертолет и летят следом.  Почему это делается?  После завершения 
исследований дается команда на подрыв оболочки и принудительный спуск аппарата. Або-
ригены- коренное население Казахстана, очень хозяйственный народ, подбирает, если чуть
зазеваешься, «подарки с неба», использует в своем быту, домашнем хозяйстве все: от проч-
ной, армированной искусственным волокном, использованной оболочки аэростата, до же-
леза с винтами и гайками. В этом мы убедились сами. Когда подлетали к приземлившейся нашей технике, то видели с высоты, как забавно со всех концов степи, к ней в радиальных направлениях, оставляя клубы пыльного следа, устремилось местное население: кто верхом на лошади, а кто – на мотоциклах (рассказывали, что замечали и верхом на верблюдах!).
При этом они видели наш вертолет и знали, что техника не безхозная, но умудрялись растащить, общипать все, что можно быстро оторвать и отойти до нашего приземления. 
      И в заключение. Теоретически, если стартовать на Дальнем Востоке и достигнуть разрежен-
ных слоев атмосферы на высоте 35 км, то через 12 часов, пролетев над всей страной, можно
оказаться в Калининградской области, так как Земля за это время провернется под лета-
тельным аппаратом не увлекая его воздушной атмосферой  за собой. 
      Теперь вы поняли, какая забавная штука – аэростат!    
 
                20.11.2014г.                Ильин М.И.