Сидеми

Владимир Бородин 4
   



          Это  странное  слово – Сидеми –  я  впервые  услышал  в  мае  1957  года.
 –   Летом  отправим  тебя  в  лагерь,  в  Сидеми, –  наигранно-бодро  сказал  отец. – Достал  путёвку  в  месткоме.  Райское  место!
В  1956-ом  году  я  пионерлагерь  пропустил:  все  слишком  живо  помнили,  как  в  июле  1955  года  я  истёк  кровью  в  известной  «Заре»  на  Океанской;  полухолодный,  в  глубоком  сне  случайно  попал  я  на  глаза  врачу.  Но  «Сидеми»  звучало  загадочно,  как  Самоа  и  Таити  сразу.

    Не  автобус,  не  поезд – нас  вёз  туда  корабль!..  Ну,  катер  «ПСК».  Отец  на  нём  был  свой;  он  водил  меня  и  к  штурвалу,  и  в  машину,  и –  выше  всех.  За  долгий  путь  я  ни  с  кем  из  множества  детворы  даже  не  общался.

    По  широкой  дуге  влево  наш  фрегат  вошёл  в  бухту.  А  справа – громадный  зелёный  купол,  чуть  наклонённый  к  морю.
 –   Полуостров  Янковского, - кивнул  на  него  отец.
 –   Он – мореплавателем  был? – спросил  я,  смутно  припоминая  эту  фамилию.
 –   Нет,  просто  был  хозяин  всех  этих  мест,  богатей  один.  Вот  это  –  бухта  Гека;  так  тот  был  знаменитый  капитан,  один  из  первых  в  наших  морях.

    Пришвартовались;  и  по  серой  мелкой  гальке  возбуждённой  толпой  пошли  к  воротам  из  железных  прутьев  в  сотне  метров  от  причала.  А  за  воротами  открылся  странноватого  вида  дом  под  крутой  сопочкой,  чуть  далее  –  уже  обычные  корпуса,  да  и  левее  вон…
 –   А  тут  была  усадьба  Бринеров, тоже  знаменитая  семья, - пояснил  отец. – Говорят,  и  половины  не  осталось.

    А  потом  все  суетились,  таскали  матрацы,  одеяла,  постельное  бельё,  как-то  разбивались  на  отряды.  Несколько  шустрых  пацанов  постарше  уже  сбились  в  команду,  и –  вытеснили  меня,  неизвестного,  из  большой  комнаты  в  коридор.  Я  бросил  постель  в  угол  и  пошёл  на  широкое  крыльцо  прощаться  с  отцом.

  Вдруг  такая  грусть  обуяла,  одиночество,  беззащитность,… губы  задёргались,  глаза  увлажнились…
  –   Ты  что? – встрепенулся  отец. – Да  здесь…  И  всё  будет…!
  –   Место  вот  мне  не  дали, - нашёлся  я.
  –   Как  это?  А  ну-ка,  пойдём!

    Он  и  тут  легко  и  быстро  познакомился  с  кастеляншей,  она  и  на  кухне  числилась;  кажется,  из  ближайшего  посёлка.  Представил  меня  и  сдал  под  её  покровительство.  Потом  её  опеки  я  стеснялся,  избегал;  потому  и  не  помню,  как  её  звали.  Пусть  будет  «тётя  Надя».

    Устроили  меня  в  комнате-веранде  с  южной  стороны  дома,  в  группе  семи  мальчишек  на  год  младше.  И  отец  ушёл  на  катер;  а  нас  провожать  уже  не  отпускали.

    После  «Зари»  даже  мне  было  очевидно,  что  дом  этот  строился  не  под  пионерлагерь:  комнаты  были  очень  разные,  двери  нелогичные.  Числился  я  в  отряде  среднего  возраста,  но  жил-то  с  младшими.  Они  со  мной  не  шутили;  да  и  я  их  сторонился.

  Наша  пионервожатая,  Ирина  Васильевна,  была  лет  двадцати  с  хорошим  гаком,  другие –  не  моложе.  Так  что  дисциплину  помню;  план  мероприятий,  распорядок  дня  соблюдался  строго.  Конкурс  концертов,  шахматно-шашечный  турнир…  Нет,  скучать  нам  не  давали.

     Вскоре  появился  в  лагере  некто  Тимка  –  парень,  возможно  лишь  на  год-два  старше  меня,  но гораздо  мощнее,  общительный  и  добродушный.  Говорили,  что  он  из  местных,  из  посёлка,  туда  и  уходил  ночевать.  То  ли  работал  в  лагере  кто-то  из  его  родичей,  то  ли  как…
 
      Наконец,  первый  поход  за  пределы  лагерного  забора,  и  с  таинственно-жуткой  целью – смотреть  склеп  Бринеров.  Не  так  уж  далеко,  у  подножия  горы  с  ровной,  как  по  линейке,  но  зарастающей  просекой  до  самой  вершины.  Конечно,  просеку  тоже  Бринеры  пробили.  Или  Янковские?  Ничего  себе – могучие  были!

  И  вот  сильно  заросший  подлеском  сырой  бетонный  куб,  ребро  –  метров  по  шесть?  Со  стороны  бухты – портал  входа.  Внутри  куба – ещё  один,  поменьше.  А  всё  пространство  между  ними  забито  оленьими  черепами!  Странные  причуды  были  у  этих  Бринеров…

   Наша  Ирина  рассказала,  что  они  большие  стада  пятнистых  оленей  развели;  а  Янковские - ещё  раньше,  и табуны  лошадей  держали  не  малые.  Склеп  вот  Бринеры  для  всей  семьи  приготовили…

 –    А  кто  в  нём  похоронен? – спросил  я.
 –   Да  вроде  никто:  все  сбежали  в  революцию…   Хотя,…  кто  знает?
 –    А  зачем  они  черепами  весь  мавзолей  закидали?
Она  промолчала.  И  стала  созывать  весь  наш  отряд,  ругая  тех,  кто  тащил  с  собой  череп  оленя.

    После  ужина  тётя  Надя  спросила  меня,  понравилась  ли  экскурсия.  Я  рассказал  всё,  в  конце  напирая  на  загадку  черепов,  на  причуды  помещиков.
   –    Да  это  скотомогильник  сделали,  когда  стадо  забивали,  уже  после  Янковских.  Не  надо  бы  так-то…
    Я  вздрогнул  от  нового  жутковатого  слова:  скотомогильник.

        А  второй  поход  был  чудесный.  Во-первых,  на  полдня;  во-вторых –  мы  видели  стадо  пятнистых  оленей!  Оно  не  спеша  пересекло  большую  поляну  на  склоне  горы,  метрах  в  60-80  от  нас.  Эту  гору  мы  обошли  вдоль  сеточного  забора.

    Замыкая  круг  маршрута,  мы  вышли  к  озеру  с  водяными  лилиями.  Нет,  к  воде нас  не  пускали;  но  физрук  наш  сплавал  и  принёс  для  Ирины  3 – 4  цветка.  И  она  вскоре  дала  их  нести  мне!  Хорошо  помню  их  стебли – зелёные  «резиновые»  шнуры.
  Кувшинки  были  и  белые,  и  жёлтые,  различаясь  не  только  цветом.
 –   Странно,   вроде  бы  они  вместе  обычно  не  встречаются! – заметила  Ирина.
 –   Наверное,  Янковские  развели  специально, - предположил  физрук.

    Друзья  у  меня  всё-таки  появились,  причём  старше  меня  на  год.  Не  помню,  как;   но  уверен,  что  первым  подошёл  Егоров  Лёшка.  А  потом –  и  его  приятель  Сашка  Бахтин.  Вскоре  я  узнал,  что  отец  Бахтина –  адмирал,  а  Егорова –  пока  ещё  капитан  первого  ранга.  И  живут  они  на  Посьетской  в  одном  «адмиральском»  доме.  Мой  отец –  механик  Вспомогательного  флота,  со  средним  образованием;  но  я  никогда  не  комплексовал  по  этому  поводу.

    Вскоре  Лёшка  предложил  мне  совершить  преступление –  тайком  уйти  за  пределы  лагеря.
   –   А  что  я  тебе  покажу!!  Нашёл,  когда  на  склеп  ходили.
    Действительно,  не  доходя  до  склепа,  он  завёл  меня  в  дебри  и,  раздвинув  густые  ветки,  показал  мне  гнездо  с  птенцами.
 –   Это  дрозды! – уверенно  сказал  он.
    До  того  я  видел  такое  лишь  раз  на  картинке;  но  разве  сравнишь!  Птенцы  меня  потрясли.  Они  дружно  открывали  красные,  с  жёлтой  оторочкой,  пасти  на  полголовы  при  малейшем  нашем  шевелении.  Только  пасти,  даже  глаз  я  не  разглядел.  И  раскачивали  головы  на  длинных  тонких  и  голых  шеях.

    Пробираясь  обратно  в  лагерь,  Лёшка  рассказывал,  что  главный  Янковский  был  большой  знаток  местных  птиц,  и  бабочек  тоже.  Да  откуда  Лёшка-то  это  знает?
 
     Помню,  сидели  мы  втроём  как-то  на  обрыве,  глядели  на  море.  А  прямо  перед  нами – живописнейший  островок-скала.
 –   Остров  Кроличий! – авторитетно  просветил  нас  Бахтин.
 –   Почему – Кроличий? – удивился  я.
  –   Наверное,  Бринеры  или  Янковские  разводили  на  нём  кроликов, - предположил  Егоров. – И  клеток  не  надо!
      « Возможно, - подумал  я. – От  этих  помещиков  всего  можно  ожидать».

 –    Говорят,  они  прорыли  подземный  ход  на  этот  остров,  – сказал  Сашка.
 –    Ну,…   что-то  не  верится.  Зачем? – засомневался  Лёшка. 
  –    Может  быть,  кроликов  кормить? –  сказал  я  по  глупой  молодости. – Травы-то  там  почти  нет. А  на  лодке  рискованно  приставать   к  таким  скалам,  когда волны.

  –   Да  я  на их  месте  просто  сделал  бы  подвесную  дорогу  с  этого  обрыва  и  прямо  на  Кроличий! – сообразил  Егоров.
    Мы  оба  с  восхищением  посмотрели  на  него.  А  возможно,  и  была  эта  подвесная  дорога?


      Ближе  к  концу  смены объявили  нам  о  военизированной  игре.  Нас  разбили  на  две  армии,  одну  вывели  за  территорию  лагеря.  Каждому  должны  были  пришпилить  бумажки – погоны:  если  противник  сорвёт  их –  ты  убит.  Я  предвкушал  не  столько  победу,  как  длительную  борьбу,  приключения  и  стресс.

    Нашей  пятёрке  прихватили  ниткой  погоны,  дали  задание  и  направили  в  ближайшие  кусты.  Едва  мы  влетели  туда,  как  тут  же  были  схвачены!  И  минуты  не  провоевали…  Горчайшая  обида.  Но  погоны  нам  не  сорвали,  а  повели  в  плен;  у  противника  уже  была  готова  тюрьма,  причём  на  нашей  территории –  заброшенный  белёный  домик  за  пустырём  в  северо-восточном  углу  лагеря.

    Сквозь  переживания  позора  пленения  смутно  пробивались  мысли:  почему  в  нашей  армии  не  было  Егорова  и  Бахтина,  она  вообще  из  малознакомых  пацанов,  только  Тимка  вот?  Почему  нам  пришивали  погоны  на  виду  засады  врага  и  тут же  направили  прямо  на  неё?  Почему  на  попрание  правил  противником  вожатые  смотрели  сквозь  пальцы?
  Нас  предали  ещё  до  «боя»,  нам  подстроили  поражение…  Между  тем  в  «тюрьму»  заводили  всё  новые  группки  наших.  Под  окном  злорадствовали  двое  часовых.

    Тимка  долго  не  раздумывал;  поразительно,  как  быстро  он  сплотил  нас  восстать  и  бежать.  Он  и  ещё  один  силач  одновременно  ногами  вышибли  оконную  раму  с  фанерою  вместо  стёкол,  и  мы  горохом  посыпались  в  окно!
  Хорошо  помню,  как  сволочно  я  перед  тем  прикинул: «Первых  схватят,  сорвут  погоны,  за  следующими  побегут;  ловить  последних  подоспеет  подмога…».  Я  расчётливо  выпрыгнул  четвёртым  или  пятым  и  рванул  зайцем  вправо,  не  как  все.

  Задыхаясь, летел  сквозь  полынь  и  крапиву,  рискуя  сломать  шею,  через  какие-то  ямы.  Отмахав  сто  метров,  плюхнулся  в  одну  из  них  и  затих.  Едва  отдышавшись,  переполз  в  другую  яму,  метров  за  десять:  вдруг  кто  из  часовых  видел,  куда  я  упал?

    «Что  дальше?  Всё  равно  мы  с  позором  проиграли…  Но  вот  я  жив,  убежал;  ну  и  что:  зачтут  поражение.  Нет!  Я  лучше  уеду  домой  из  этого  лагеря,  спрячусь;  не  найдут,  пока  не  признают,  что  я  лично  не  побеждён!  Они  не  по  правилам –  и  я  буду  не  по  правилам».

      Таким  мечтаниям  я  предавался  часа  полтора.  Впрочем,  нет,  скоро  полезли  другие  мысли: «Вот  эти  ямы,…  не  как  попало,  а  по  углам  больших  квадратов.  …Какой-то  шлак,  галька, осколки  кирпича  и штукатурка…  Да  ведь  весь  этот  пустырь –  следы  бывших  построек,  складов  каких-то…  Здесь  были  постройки  усадьбы  Бринеров!  Это  их  пепелище…».
 
    Времени  было  с  избытком,  и  я  постепенно  додумался:  «Ведь  и  они,  помещики,  так  же  бежали  отсюда,  как  я  сегодня.  И  не  от  страха –  они  не  хотели  сдаваться,  гордые  были.  И  «война»  наша  пацанская –  это  гражданская  война.  Между  сынами  бедных  и  богатых.

  Но  мы  проиграли,  как  белые...  Так  я,  выходит,  белогвардеец?  Нет!  Но  так  же,  как  они,  был  почти  уверен  в  победе,  не  зная,  что  уже  обречён.  Так  же  нас  разгромили  беспощадно.
  Бежал,  очертя  голову;  и  вот  думаю,  куда  же  мне  в  эмиграцию,  где  отсидеться,  пока  не  признают,  что  я  лично  не  проиграл,  не  отдал  свободу.  Или  партизанить:  подкрадываться  к  противникам  и  срывать  им  погоны?   Да  они  все  уже  давно  их поснимали,  победе  радуются…».

     Между  тем  брюхо  шептало,  что  ужин  давно  прошёл.  Игры  кончились;  я  встал,  сорвал  свои  погоны,  бросил  их  в  лебеду  и  поплёлся  в  центр  лагеря.
 
     Конечно,  все  уже  умиротворённо  отдыхали.  Наши  «невесты»,  как  обычно,  четвёрками  баюкались  на  железных  качалках  и  распевали  модную  песню  того  лета:
                О  чём я  мечтаю,  о  чём  я  грущу,
                Одной  лишь  гитаре  открою –
                Девчонку  без  адреса  всюду  ищу,
                И  днём,  и  вечернею  поро-о-ю-у!

     –    Ты  куда  пропал? – накинулась  на  меня  тётя  Надя.  – Да  на  тебе  лица  нет!  Ты  чего  такой  затравленный?
    И,  не  дожидаясь  ответа,  потащила  меня  в  уже  тёмную  столовую.
  –    Ешь  вот;  я  припрятала,  да  всё  уже  остыло.  Где  ж  ты  был? – и  с  иронией  взглянула  на  меня.

  –    Нечестно  они  нас  победили!... – сказал  я  глухо.
  –   В-о-он  оно  что… - протянула  она  серьёзно.  И,  помолчав,  добавила:
  –   Ну,  такого  в  жизни  богато-богато:  ещё  увидишь…   В  этих  местах  и  похлеще  было.  Не  переживай.

    Наконец,  я  добрался  до  своей  комнаты-веранды  и,  не  обращая  внимания  на  малышню,  стал  дочитывать  потрясающую  книжку.  Я  читал  её  ещё  в  «Заре»,  но  в  тамошней  библиотеке  было  какое-то  тоненькое  детское  издание;  а  тут  толще,  серьёзней.  Над  заглавием  «Маугли»  даже  автор  указан:  Киплинг.  Ещё  бы  «Геринг» – немец  какой-то  или  еврей…

    А  вскоре  смена  закончилась,  и  за  нами  пришёл  корабль  из  Вспомогательного  флота.  Но  вместо  отца  появился  его  друг;  назовём  его  дядя  Коля,  раз  уж  не  помню.  Жаль,  что  больше  я  его  никогда  не  встречал.  Или  ошибаюсь?

  И  вот –  прощай,  Сидеми!   Вон  там –  замшелый  склеп;  вон  склон,  где  паслись  олени;  последний  взгляд –  на  выцветший  за  лето  массивный  полуостров  Янковского.  Вот  и  Кроличий  поплыл  вдаль.

    –   …Я  ведь  твоего  отца  с  сорок  первого года  знаю, - прервал  мои  мысли  дядя  Коля.  – Нас  тогда  спешно  сбили  в  стрелковую  бригаду  Безверхова.  Семьдесят  первая  морская,  слышал?
      Я  машинально  кивнул,  захваченный  догадкой,  что  ведь  тётя  Надя  могла  лично  знать  Бринеров  и  Янковских!  Ей  минимум  пятьдесят –  в  двадцать  втором  году  было  14 – 15  лет,  куда  больше,  чем  мне  сейчас.  Всё-то  она помнит…

   –   Да  ты  не  слушаешь… - чуть  обиделся  дядя  Коля,  но  продолжил  как  бы  для  себя:
   –     А за  пять  минут  до  отправки  эшелона  подкатил  НКВД  и  выдернул  твоего  батю  и  ещё  троих  из  вагона.  Ну,  думаю,  пропал  Егор,  уж  лучше  на  фронт…
 
    Я  ничего  не  понимал;  именно  поэтому  стал  вслушиваться  и  запомнил,  думаю,  точно.
       –   Хотя  и  фронт  не  сахар.  В  октябре сорок  первого  бросили  нас  под  Москву:  километров  двадцать  немцу  до  неё  осталось.  Сосед  справа – панфиловцы,  Триста  шестнадцатая  дивизия,  слева  –   земляки,  из Раздольного,  Тридцать  вторая  дивизия  Полосухина.
  И  в  штыки  ходили  не  раз  –  «Полундра!!».  К  весне  от  бригады  треть  осталась;  комбриг  наш,  Яков  Петрович,  уже  гвардии  полковник,  погиб.  Ему  ещё  и  полтинника  не  было.  Сам  он  из  унтеров,  как  Жуков.  В  гражданскую  воевал  под  Оренбургом.  Может,  потому  к  лету  сорок  второго  на  основе  наших  остатков  и  создали  25-ую  гвардейскую  дивизию;  это  её  уже  в  конце  войны  назвали  имени
 Чапаева.

    И  не  успел  я  спросить  про  отца,  как  дядя  Коля  закончил:
   –   А  батю  твоего  я  вдруг  встретил  во  Владике  осенью  сорок  пятого.  Его,  оказывается,  НКВД  послал  в  Америку,  дизеля  по  ленд-лизу  принимать.  Так  он  почти  всю  войну – в  Сан-Франциско!

      Я  слушал  и  даже  подумать  не  мог  тогда,  что  история  бригады  Безверхова  коснётся  Сидеми.
        В  начале  семидесятых  годов  «за  одну  ночь»  переименовали  сотни  рек,  гор  и  посёлков  Приморья.  Тогдашний  наставник  всех  туристов-краеведов  красный  партизан   П. И.  Костромин  бушевал:
   –   Бухта  Сидеми – «Нарва»?  В  честь  места,  где  шведы  нам  жопу  надрали!...  Ещё  бы  «Цусимой»  назвали;  да,  видно,  решили,  что  это  по-китайски,  умники.

    Грузный,  большеголовый,  совсем  седой,  Пётр  Иннокентьич  басил  во  гневе:
    –   Безверхово?  Ну,  Якова  я  знал…  Так  сначала  построй  посёлок  ему  в  память,  а  потом  и  называй.  Мы  –  рожать,  а  они  –  крестить.  Китайцев  дурачат;  это  они  нас  дурачат!
    И  он  высыпал  нам  полдюжины  анекдотических  историй  с  этими  переименованиями.

     С  тех  пор,  за  полвека-то,  я  перечитал  почти  всё,  что  опубликовано  у  нас  о  Бринерах  и  Янковских;  и  написанное  ими  тоже.  Видел  Валерия
 Янковского,  видел  "Великолепную  семёрку".  Много  читал  и  Киплинга;   ныне  часто  вспоминаю  горькую  строку  «железного  Редьярда»:
        –   Мы  изменили  своим  отцам – и  сгубили  своих  сыновей.