Манька-продавщица. Картинки из детства...

Марина Карабанова
   После войны деревня выживала за счёт натурального хозяйства.. Хотя в колхозе селяне трудились от зари до зари, платили им  «палочки». Так называли трудодни, занесённые в учётную карточку в бухгалтерии колхоза. ПРОДАВАЛИ КТО , ЧТО МОГ И ЧТО У КОГО БЫЛО. На продажу шло всё, что смогли вырастить и произвести. Рынок сбыта продукции находился в 18 километрах от села, в городе Щигры. Вот туда  в воскресенье рано утром устремлялись односельчане с кошёлками  за спиной, наполненными всякой всячиной.

  Вечером «сарафанное радио» каким -то образом оповещало, кто завтра собирается на базар. Поскольку наша хата стояла на пути «из варяг в греки», то  все , кто шли в Щигры,  не могли обойти нашу хату. Мы выходили на большак (так называлась широкая  просёлочная дорога)  и ждали попутчиков. Этот неблизкий путь мы  проходили пешком туда и обратно. Топали летом  18 км  часто разутые  , а вечером тем же путём возвращались домой.  В город шли без остановки на отдых, а вот назад  падали под кусты и около часа спали всей компанией. Однажды произошёл  интересный случай.

   Уставшая за целый день мама упала ниц под одним из кустов, а  я сидела рядом и ждала , когда она проснётся. Где-то через  полчаса она  открыла глаза и ахнула. «Ой , ды штой-та светить у глаза. Манькя, ( мама называла меня в детстве Манька)  ды глянькися , шо там ляжить». Не успела я посмотреть, как она сама вытащила из-под куста красивенные ,как выяснилось позже, наручные золотые часы. Откуда они там оказались , осталось  для нас загадкой. Мне было лет 8, я забыла об этой удивительной находке, до сих пор не знаю , куда и кому их мама «пристроила».  Возможно , подарила родственникам москвичам, которые часто приезжали к нам на лето, спасаясь от голодовки .

 
   Почти каждое воскресение мы прокладывали путь до базара и несли на своих плечах :сало, мясо, кур, гусей, молоко, сливочное масло, которое я сбивала сама , крахмал и …самогонку. Да-да,  самогонку. Несмотря на то , что самогоноварение  строго наказывалось, сельчане рисковали , варили самогон и несли в подпольные «притоны», где за реализацию этого зелья получали неплохие деньжата. С 15 лет брат носил её сам и по дороге  в город зимой потихоньку попивал , чтобы согреться, как он выражался. Привычка –злая натура. Через несколько лет  он стал алкоголиком…


   В летнее время мы с подружками Раей и Зиной собирали в лесу  землянику  и тоже тащили её на базар. 10 копеек стоил тогда стакан земляники… Это было даже радостное событие. Мы взрослели,  и нам разрешалось идти в Щигры  без родителей. Мы даже не замечали, как проходили эти 18 км.

   И вот наступил момент, когда меня стали отпускать  в Щигры одну.  Но  продавать ценную продукцию мне  не доверяли. А вот землянику и крахмал –пожалуйста.
Крахмал мы с братом должны были приготовить сами. Обычно его делали из старой картошки. Надо сказать ,это была процедура не из лёгких. Помыть  и потереть на мелкой тёрке картошку, затем её отжать, дать отстояться жидкости до тех пор , пока крахмал опустится на дно ведра. После этого промыть его в нескольких водах, а воду таскали на коромысле  из колодца, который находился в  500 метрах от дома. Когда масса станет до блеска чистой, наступало время сушки крахмала. А затем надо было лечить многочисленные царапины на руках. Брат хитрил: разбрасывал картошку из своего ведра по огороду, а я "бедная Золушка" старательно тёрла свои вёдра до конца.

И вот с этим продуктом я однажды отправилась в путь.  Как сейчас помню,  на рынке я уселась на длинную скамейку, поставила кошёлку с крахмалом, стакан и пошла торговля. Стакан крахмала стоил тогда столько же ,сколько мороженое, продавщица которого обосновалась рядом с моей скамейкой и зазывала: «Мороженое, вкусное мороженое!». С нетерпением я ждала первого покупателя. Наконец , дождалась. Вот он  купил стакан крахмала и дал,кажется, 50 копеек, за которые я тут же купила мороженое. В тот базарный день я продала 40 стаканов крахмала, купила 20 с лишним стаканчиков мороженого. Во-первых, я объелась, а во-вторых, мне дали дома трёпки  за то , что я «  уся дура, транжира бессовестная и т.д». Мне было 10 лет… Долгие годы я вообще не ела мороженое.  У меня было полнейшее  отвращение к нему. И только  совсем недавно я начала понемногу его  пробовать. Как правило, половину отдаю сладкоежке мужу...