Военный водитель-это звучит гордо.
Мне не нужно было изобретать велосипед и сильно напрягаться в поисках персонажа для раскрытия темы. Я знаю его лет двадцать. Часто по праздникам и знаменитым датам встречаемся. Но так ,что бы он рассказал в режиме интервью – впервые. Итак- Александр Топчий. Бывший военный водитель «наливника» Урал. В Афганистане в войсках ВДВ с 1981 года по 1983.Генеральный директор Фонда социальной защиты участников боевых действий «Память».
АК-.Как ты попал в Афганистан?
АТ. Да, как и большинство солдат срочного призыва. После «учебки» был направлен для прохождения службы в Демократическую Республику Афганистан. Сначала я был стрелком-гранатометчиком и начинал в Витебской воздушно-десантной дивизии. Готовили нас на совесть- прыжки с парашютом, рукопашный бой, стрелковая подготовка. А военным водителем стал по воле случая. Виной всему водительское удостоверение, прихваченное на войну с гражданки. Нас выбрали на «торгах» в Кабуле и в приказном порядке назначили водителями Уралов и Камазов. Вскоре наша команда была направлена на Кушку для получения авто техники. После разгрузки прямо с эшелона , «затарившись» горюче -смазочными материалами, наша колонна своим ходом проследовала в Кабул. За все время пребывания в ДРА основной нашей(350 полк, « полтинник») задачей было обеспечение ГСМ кабульского аэропорта и Дивизии. Основные маршруты Кабул-Пули Хумри, Хайратон, Кундуз.
АК-Александр. Пришлось бывать в переделках?
АТ. Сама по себе работа военного водителя отличается от водителя гражданского только одним моментом - военный водитель делает ту же работу, но еще и стреляет. Выход колонны и перевозка груза уже боевая операция. А если учитывать, что кабина автомобиля и цистерна не бронированы, то уязвимость самого водителя от поражающих факторов очень высокая. После выхода на маршрут оружие всегда находится рядом на сидении, а бронежилеты сразу навешиваются на боковые стекла. Конечно, колонна с ГСМ всегда сопровождается и бронетехникой, и прикрытием с воздуха боевыми вертолетами МИ-24.В засаду мы не попадали ни разу, но отстреливаться приходилось часто. Особенно в Чарикарской долине. Пули Хумри тоже считался сильно бандитским районом.
АК. Как показали себя Уралы и Камазы в сложных условиях?
АТ. Надежные машины. Пожалуй, за все время эксплуатации не было поломки техники по вине завода изготовителя. А вот по причине , как сейчас говорят-человеческого фактора , аварии были. Афганистан страна с резким континентальным климатом. На ночь (минусовые температуры) вода сливается с системы охлаждения во избежание «размораживания» двигателя. Водитель забыл закрыть сливной краник и с утра залитая вода во время движения слилась. Как следствие - застучал двигатель.
Хотя и говорят, что опыт приходит с бородой. Но на войне опыт приходит гораздо быстрее. Там каждая мелочь имеет огромное значение. На «наливниках», в целях безопасности , выхлопные трубы выведены впереди двигателя. А на Камазе отработанные газы выбрасываются практически под кабину. Ночные прогревы зимой на этих машинах имеют свои особенности. Нужно учитывать ветер, проветривать кабину и…лучше- не спать. Это особенно отчетливо мы осознали , когда потеряли своего товарища. Там среда ошибок не прощает.
Ну, и особенную неприятность доставляли нам стреляные гильзы. Они лучше гвоздей протыкали резину. Приходилось очень часто использовать и запасные колеса, и ремонтные комплекты для их восстановления.
АК. А как показали себя люди?
АТ. У нас воспитание , понятие долга и чести были совсем другими. В нашем подразделении служили братья-славяне. Группировались по пятеркам или по землячеству. Так в рейды и ходили. Взаимовыручка была очень высокой. Прикрывали друг друга и всегда были готовы прийти на помощь. У нас не было дезертирства или отказов выйти в рейд. Обнаруженная пулевая пробоина в крыше кабины вызывала только шутливое изречение- «Дембель становиться опаснее»
Я перебираю старые фотографии и наградные листы пожелтевшей бумаги. И все время возвращаюсь к мысли, что война это тяжелая работа. Для военного водителя это особенная ответственность, от которой зависит успех операции.
Статистика показывает на возрастание боевых действий к 1984 году. Безвозвратные потери в живой силе выросли с 86 человек в 1979-м году ( 1484 в 1980-м), до 2343 человек. А санитарные потери к этому времени, по весьма приблизительным данным, были около 7,5 тыс. в год.
Виды боевых действий ОКСВА, как правило, носили эпизодический характер и выражались в противодействии партизанским вылазкам банд формирований. Постоянные военные операции-зачистки местности, блокирование населенных пунктов, захваты караванов на маршрутах следования, засады, проводки колон с ГСМ, охрана коммуникаций (газ и нефть-были тогда для Демократической Республики Афганистан единственными каналами финансовых поступлений в бюджет), представительств и советских специалистов. Условия проведения военных действий были очень тяжелыми. Пустыня и высокогорье (недостаток кислорода), особый гидрологический климат, высокие температуры на большей территории страны потребовали от личного состава ОКСВА повышенной физической и психологической подготовки, а постоянная опасность получить инфекционные заболевание повлекла за собой переход на автономное обеспечение жизнедеятельности всего личного состава.
Уровень моральной и психологической подготовки солдат и офицеров отражал уклад нашей жизни того времени. Чувство уверенности (за тобой великая страна), абсолютная убежденность в правильности наших действий (весь личный состав знал, что действительно оказывается интернациональная помощь дружескому народу) содержали акты взаимовыручки и патриотизма. Наши воины в Афганистане не были ни оккупантами, ни захватчиками, ни бандитами. И как бы плохо некоторые нынешние политики не относились к этим событиям и к их участникам, память человеческая вечна. Мы не вправе забывать страницы истории. Военные водители внесли достойный вклад в эти исторические события. Наше им уважение и признательность.