Военный водитель-это звучит гордо

Александр Коломиец2
Военный  водитель-это  звучит гордо.
     Мне  не  нужно  было  изобретать  велосипед  и  сильно  напрягаться  в  поисках  персонажа  для  раскрытия  темы. Я  знаю его  лет  двадцать. Часто  по  праздникам и   знаменитым  датам  встречаемся. Но  так ,что  бы    он  рассказал в  режиме  интервью – впервые. Итак- Александр  Топчий. Бывший  военный  водитель «наливника»  Урал. В  Афганистане в  войсках  ВДВ  с 1981  года  по  1983.Генеральный  директор Фонда социальной  защиты участников  боевых действий  «Память».
АК-.Как  ты  попал  в  Афганистан?
АТ. Да,  как  и  большинство   солдат   срочного  призыва. После  «учебки»  был направлен для  прохождения  службы  в  Демократическую  Республику  Афганистан. Сначала  я был стрелком-гранатометчиком  и   начинал в  Витебской  воздушно-десантной  дивизии. Готовили  нас  на   совесть- прыжки с  парашютом, рукопашный  бой, стрелковая  подготовка. А  военным  водителем  стал   по  воле  случая. Виной  всему  водительское  удостоверение,  прихваченное   на  войну  с  гражданки. Нас  выбрали  на  «торгах» в  Кабуле и в  приказном  порядке  назначили  водителями  Уралов и  Камазов. Вскоре   наша команда была  направлена   на  Кушку  для  получения  авто  техники.  После  разгрузки   прямо  с  эшелона , «затарившись»  горюче -смазочными  материалами,  наша  колонна своим ходом  проследовала  в  Кабул. За  все  время  пребывания  в ДРА основной  нашей(350  полк, « полтинник»)  задачей  было  обеспечение ГСМ  кабульского  аэропорта и Дивизии. Основные  маршруты Кабул-Пули Хумри, Хайратон, Кундуз.
АК-Александр. Пришлось  бывать в  переделках?
АТ. Сама  по  себе работа   военного  водителя  отличается от  водителя  гражданского  только  одним  моментом - военный  водитель  делает  ту же  работу,  но  еще  и стреляет. Выход   колонны  и  перевозка  груза уже   боевая  операция. А если  учитывать,  что кабина  автомобиля  и цистерна  не  бронированы, то  уязвимость  самого  водителя от  поражающих  факторов  очень  высокая. После  выхода  на  маршрут  оружие  всегда  находится  рядом на  сидении, а  бронежилеты сразу   навешиваются  на боковые  стекла. Конечно,  колонна с  ГСМ  всегда  сопровождается  и  бронетехникой,  и    прикрытием с  воздуха   боевыми  вертолетами  МИ-24.В засаду  мы  не  попадали  ни разу, но  отстреливаться  приходилось  часто. Особенно в  Чарикарской  долине. Пули Хумри  тоже  считался  сильно  бандитским  районом.

АК. Как  показали  себя  Уралы  и Камазы  в  сложных  условиях?
АТ. Надежные  машины.  Пожалуй,  за  все  время  эксплуатации не  было  поломки  техники  по  вине  завода  изготовителя. А  вот  по  причине , как  сейчас  говорят-человеческого  фактора ,  аварии  были. Афганистан страна с   резким  континентальным  климатом.   На  ночь (минусовые температуры)  вода    сливается  с    системы  охлаждения во  избежание   «размораживания»  двигателя. Водитель  забыл  закрыть  сливной   краник  и  с  утра  залитая  вода  во  время  движения  слилась. Как  следствие -  застучал  двигатель.
    Хотя  и говорят, что  опыт  приходит с  бородой. Но на  войне   опыт  приходит  гораздо  быстрее. Там  каждая  мелочь имеет  огромное  значение. На  «наливниках»,  в  целях  безопасности , выхлопные  трубы  выведены  впереди  двигателя. А на  Камазе     отработанные  газы  выбрасываются  практически  под  кабину.  Ночные  прогревы зимой  на  этих  машинах  имеют  свои  особенности. Нужно  учитывать  ветер, проветривать  кабину  и…лучше-  не  спать. Это  особенно  отчетливо  мы  осознали ,  когда  потеряли  своего  товарища. Там среда  ошибок  не  прощает.
Ну,  и  особенную неприятность  доставляли  нам  стреляные  гильзы. Они лучше  гвоздей  протыкали  резину. Приходилось  очень  часто использовать  и  запасные  колеса,  и  ремонтные  комплекты  для  их  восстановления.
АК. А как  показали  себя  люди?
АТ. У нас   воспитание ,  понятие  долга  и  чести   были совсем другими. В  нашем  подразделении    служили  братья-славяне. Группировались   по пятеркам  или по  землячеству. Так  в рейды  и ходили. Взаимовыручка  была  очень  высокой. Прикрывали друг  друга и  всегда  были готовы  прийти   на  помощь. У нас  не  было дезертирства  или  отказов  выйти в  рейд. Обнаруженная  пулевая  пробоина  в  крыше  кабины  вызывала  только  шутливое  изречение- «Дембель   становиться опаснее»
      Я перебираю   старые  фотографии  и наградные  листы  пожелтевшей  бумаги. И  все  время  возвращаюсь  к  мысли, что  война  это  тяжелая  работа. Для  военного водителя  это  особенная  ответственность,  от  которой  зависит  успех    операции.
      Статистика  показывает  на  возрастание  боевых действий  к  1984  году. Безвозвратные  потери в  живой  силе  выросли с 86  человек в 1979-м  году (  1484 в  1980-м), до 2343  человек. А  санитарные  потери к  этому  времени, по  весьма  приблизительным данным, были  около 7,5  тыс. в  год.
   Виды  боевых действий ОКСВА, как  правило,  носили  эпизодический  характер и  выражались  в  противодействии  партизанским  вылазкам  банд формирований. Постоянные  военные операции-зачистки  местности, блокирование населенных  пунктов, захваты  караванов  на  маршрутах  следования, засады, проводки  колон с  ГСМ, охрана  коммуникаций (газ и нефть-были  тогда  для  Демократической  Республики  Афганистан  единственными  каналами  финансовых поступлений  в  бюджет), представительств  и  советских   специалистов.  Условия   проведения   военных  действий  были  очень  тяжелыми. Пустыня  и  высокогорье (недостаток  кислорода), особый  гидрологический  климат, высокие  температуры  на  большей  территории страны  потребовали от личного  состава  ОКСВА  повышенной   физической  и  психологической  подготовки, а  постоянная  опасность  получить  инфекционные  заболевание  повлекла  за  собой  переход  на  автономное  обеспечение  жизнедеятельности всего личного  состава.
   Уровень  моральной  и  психологической  подготовки  солдат  и офицеров  отражал  уклад  нашей  жизни  того времени. Чувство  уверенности (за  тобой  великая  страна), абсолютная  убежденность  в  правильности наших действий (весь  личный  состав  знал, что  действительно  оказывается  интернациональная  помощь дружескому  народу) содержали  акты взаимовыручки  и патриотизма. Наши  воины  в  Афганистане  не  были ни  оккупантами, ни  захватчиками, ни  бандитами. И как  бы  плохо  некоторые нынешние  политики  не  относились к  этим  событиям и к  их  участникам, память  человеческая  вечна. Мы  не  вправе  забывать страницы  истории. Военные  водители  внесли      достойный  вклад  в  эти   исторические  события. Наше  им  уважение  и признательность.