Диагноз - не приговор

Александр Раков
Под нежную музыку вальса дети начинают плавно скользить, ловко управляя своими инвалидными колясками. Вдруг раздаётся странный резкий возглас: «Да!» Это не говоривший доселе Павлик на чей-то вопрос: «Паша, тебе нравится танцевать?» — сначала издаёт гортанный звук, а потом произносит первое в своей жизни слово: «Да!». Мама Павлика, услышав, что её сын заговорил, со слезами на глазах стала обнимать всех присутствующих, приговаривая: «Господи, как я вас всех люблю! Паша, значит, у нас всё хорошо!». Это чудо случилось во время празднования Рождества Христова в «Аревике» — реабилитационном центре лечебной педагогики и творчества для детей с тяжёлыми двигательными и речевыми нарушениями. О работе центра рассказывает директор «Аревика» Алёна Амаяковна АТАНЕСЯН.

— Сразу хочу сказать: если у вас или ваших друзей, родных, знакомых есть ребёнок с тяжёлыми нарушениями двигательного аппарата, речевыми нарушениями — приходите к нам. У нас созданы все условия, чтобы ребёнок с любой тяжестью инвалидности почувствовал себя полноценным человеком. Мы работаем с детьми исходя не из диагноза, а из его потребностей. Просто мы смотрим на детей глазами их матерей... А для мам их дети — самые красивые, умные, талантливые. Наш девиз: «Это нормально — быть разными!». Например, мы занимаемся восстановительной, статической гимнастикой и социальной хореографией. А детей, которые любят танцевать, направляем в Федерацию танцев, где они могут продолжить обучение. Есть у нас одна девочка, у которой болезнь сильно скрючила ручки. Но она так хотела танцевать, что превозмогла себя, научилась своими руками управлять коляской. Надеюсь, через пару лет она сможет сама держать кружку.

Наш центр принимает участие в фестивалях. Ежегодно проводит свои сольные концерты. В прошлом году наши артисты выступали в Филармонии. Иностранцы долго аплодировали танцу русских матрёшек. Трудно было бы догадаться, что танцуют дети-инвалиды, если бы из-под ярких сарафанов не выглядывали колёсики инвалидных колясок. А для незрячих детей и детей-ампутантиков есть специальная комната, оборудованная интерактивно-сенсорными обучающими досками, где ребята занимаются по специальной программе, которую подарили наши немецкие друзья. Дети могут научиться работать на компьютере, собирать мозаику, рисовать. Для детей-ампутантиков предусмотрены специальные устройства. В конце года мы организуем выставку их картин. Недавно одна из наших подопечных (незрячая девочка в инвалидной коляске) нарисовала на экране наш город, каким он ей представляется, а сверху сделала надпись: «Я живу в прекрасном городе, но я его никогда не увижу…».

Ещё у нас есть соляная комната, в которой фильтры меняются в зависимости от состояния детей и очень хорошо лечатся нервные стрессы, энурезы, различные простудные заболевания. Наши дети с удовольствием занимаются растениеводством — сажаем цветы во дворе, где уже есть «аллея смирения», «аллея добра», «аллея любви». При центре открыт хоспис-приют, где обитают дети, прикованные к постели. На сегодня таких детей семнадцать.

У нас налажена связь со всеми родильными домами города, и если рождается ребёнок с особыми потребностями, мамам рассказывают о нашем существовании. Как правило, первое время родители к нам не обращаются: узнав страшный диагноз своего новорождённого малыша, некоторые замыкаются в себе, другие начинают бегать по разным инстанциям. В итоге остаются наедине со своей бедой. Если же родители решились на контакт, то первая встреча проходит у них дома, в семье, а потом уже они с ребёнком приходят к нам в центр.

Меня часто спрашивают, почему я взвалила на свои плечи столь трудную ношу. Всё началось со страшного землетрясения в 1988 году в Армении, которое почти сровняло с землёй город Спитак, разрушило другие города. Я тогда жила в Ленинграде, а мои родители были в Армении, и я ничего не знала об их судьбе. Это были страшные дни, которые показали, насколько хрупка и быстротечна наша жизнь. Карьера, диплом, машина, богатство — всё настолько ничтожно... И я поставила себе цель построить центр, поскольку я сама врач, и помогать больным детям. Но мне хотелось, чтобы помощь была разносторонней, поэтому в нашем проекте принимают участие не только медицинские, но и образовательные, и культурные учреждения. А назвали Центр «Аревик», что в переводе с армянского означает «Солнышко».

Как вы понимаете, у наших детей проблемы не только со здоровьем и обучением. Им приходится преодолевать боязнь быть отвергнутыми обществом. Поэтому мы организуем встречи с известными людьми города. Встречи называются «Шанс быть с тобой», и дети до сих пор с радостью вспоминают одну из них — с известным футболистом Александром Кержаковым.

Несколько слов о реабилитационной программе. С трёх лет у нас идёт дошкольное воспитание, от 7 до 23 лет — погружение в труд, в творчество, в учёбу. Некоторые наши дети учатся в обычных или специализированных школах. Но большинство учатся на дому или «необучаемы». Но и они на наших специальных занятиях пытаются выполнять небольшие задания: различать цвета, предметы, обслуживать себя и т.д. Читать и считать они у нас тоже учатся, но по-своему — на доступном и понятном для них уровне. С 21 года начинается профессиональная деятельность. В центре работает мастерская, где наши подопечные работают с гипсом и морскими ракушками, делают аппликации из декоративных салфеток, раскрашивают фарфоровые тарелки, стеклянные вазы, изготавливают фарфоровых кукол и шьют для них одежду. Словом, мы работаем с детьми от рождения до... осени жизни. Приходите.

Наш адрес: 197183, СПб, Липовая аллея, д.13; ст.м. «Старая деревня». Телефон: 8(812) 647-35-15; E-mail: arewik5@mail.ru