Выбор пути

Анатолий Денисенко
    ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

    Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности – в военных училищах связи, а также о том, как складывалась дальнейшая служба выпускников таких училищ.
      Когда-то автор этих строк намеревался после окончания средней школы поступать в военное училище связи. Тогда он проживал с родителями далеко в глубинке и получение информации об обучении в военном училище связи оказалось весьма затруднительным делом. Думается, что рассказы на эту тему будут полезны в этом плане для определённой категории читателей.

     ВЗЯТЬ БАСТИЛИЮ!

     Зима в том далёком году на Донбассе была необычайно снежной. Снегопады и метели не давали покоя. Снега намело немеряно. В безветренные дни Алексей брал свой «ФЭД», становился на лыжи и уходил в небольшое путешествие в прилегающие к посёлку поля.
     В тех краях существуют две достопримечательности, которые есть там повсюду: лесополосы и балки. В одних «лесопосадках», как их называли местные жители, деревья в те времена были совсем небольшими, видно посажены всего пять-семь лет назад, в первые послевоенные годы.  В других - старые, самых разных сортов: дубы, берёзы, грабы, белые акации, клёны, даже дикие яблони и груши, много кустарников, желтой акации, маслины, боярышника, по местному – глёда. Мощные и широкие, метров семьдесят-сто старые лесополосы, и сейчас растут с обеих сторон железной дороги Волноваха – Мариуполь. Их, видно, посадили ещё при строительстве этой железки. Если зайти вглубь такой лесополосы, то кажется, что находишься в лесу.

     Балки там всюду. Что такое балка? Это огромных размеров овраг c пологим уклоном от поля до её дна. Глубина балки может составлять три-десять, иногда двадцать и более метров, а длина уклона - от десяти до двухсот метров. Протяженность балки - от нескольких сот метров до нескольких километров и даже десятки километров. Как правило, в балках текут ручьи, постоянно или только во время дождей и таяния снега. Поэтому там ставят плотины  и даже каскады плотин, создают пруды, малые и большие, иногда они огромные, как большие озёра. В них разводят рыбу рыбные хозяйства. Вот и посёлок, в котором жил тогда Алексей, называется "Рыбинский". Балки проходят не только между полями, некоторые пересекают и селения. В зимнее время в таких балках ребятня катается с горок на лыжах и санках, просто на досках или даже на ногах, выстраивая «паровозики». На замёрзших прудах устраивают катки, играют в хоккей и другие зимние игры.

     Очень приятно прокатиться на лыжах с горки вдоль балки, когда эта горка двести-триста метров, затем можно немного подняться по склону и снова катиться вниз. Алексею нравились такие прогулки. Он любил фотографировать разные уголки природы, снимал много. Великим мастером фотографии себя не считал, но опыт и навыки у него уже были. Выписывал журнал «Советское фото», от корочки до корочки проштудировал книгу «Двадцать пять уроков фотографии», коллекционировал открытки, вырезки из журналов и газет с понравившимися фотографиями, статьи профессионалов и любителей фотографии. Алексей вёл кружок фотографии в свой школе. Из всех тем ему особенно нравились зимние пейзажи, когда деревья покрыты  инеем и снегом.

     Была первая половина января, ещё не закончились зимние школьные каникулы предпоследнего, десятого года обучения Алексея в школе. Парень старался с пользой использовать всё своё время, чтобы успешно решить важнейшую жизненную проблему: выбор своего дальнейшего пути в жизни. "Стратегическую цель" он уже определил. Теперь надо было хорошо потрудиться, чтобы эти намерения стали реальностью его жизни.

     Всё началось с самых детских лет, примерно с четвёртого класса. Вначале были рассказы отца, офицера-фронтовика, потом книги  из школьной и поселковой библиотек, кинофильмы и телефильмы в первом телевизоре, занятия в школьном кружке, который вёл преподаватель математики офицер запаса тоже фронтовик Василий Иванович. Вся получаемая информация слой за слоем создала в сознании Алексея и в его папках большой массив данных о предмете его юношеского интереса. В итоге, когда набралась критическая масса сведений, мыслей и своих умозаключений, решение пришло само собой, его даже не надо было принимать. 

     Алексей уже давно решил, что будет поступать в военное училище связи. Он избрал для себя специальность офицера-связиста и хотел поступить учиться на факультет радиосвязи. Но войска связи есть во многих, практически, во всех видах и родах Вооруженных Сил. Например, в Военно-Морском Флоте – на береговых базах и кораблях, в Военно-Воздушных Силах – на аэродромах и пунктах управления авиацией, в Ракетных Войсках – на пунктах управления пусками ракет, в Десантных, в Радиотехнических,  Инженерных и Химических, в Железнодорожных и Автомобильных войсках  – на пунктах управления, в Сухопутных Войсках – на пунктах управления от батальона на передовой до Генерального штаба.  Нужно было правильно сориентироваться, чтобы служить в тех войсках, где служба будет по душе. Поэтому и училище надо было выбрать соответствующее. По этой причине Алексей выбрал Киевское военное училище связи, которое готовило офицеров для узлов связи оперативных и стратегических объединений. Всё было решено, конкретный выбор сделан, шла подготовка к "штурму и взятию Бастилии".

     Прежде всего, требовалось подтянуть своё физическое состояние до нужного уровня: подтягивание на перекладине – хотя бы семь раз, отжимание от пола – не менее двадцати раз, кросс один километр – не более, чем за три с половиной минуты. Кроме того, надо уметь хорошо плавать, быть закаленным, не простужаться при минимальной сырости и сквозняке, подготовить себя к ежедневным физическим нагрузкам. Друг Алексея Коля Сенько, который уже был курсантом второго курса, правда другого училища, иногда рассказывал о службе и учёбе курсантов.
 
     Теперь день Алексея начинался с физзарядки, вначале - разминка и лёгкие упражнения, затем экспандер (его роль выполнял резиновый бинт) и гантели (самые настоящие, трёхкилограммовые), а в конце - несколько упражнений с гирей восемь килограмм, которая с годами стала тяжелее (шестнадцать, а потом двадцать четыре килограмма). В завершение – водные процедуры, обтирание снегом или обливание холодной водой.
 
     Природа не одарила Алексея крепким телом, даже наоборот. Он рос высоким худым, мышцы на его теле не просматривались даже при разного рода напряжениях и позах. Но со временем, уже через несколько недель, описанные занятия физкультурой начали давать результаты: окрепли плечи и руки, крепче стали ноги, появилась гибкость в теле.  Росли показатели силовых упражнений с гирей: мог выжать гирю значительно большее количество раз, чем в начале занятий. Все результаты Алексей аккуратно записывал в свой журнал. Парень сам был приятно удивлён, когда впервые смог взобраться по шесту до самого потолка спортзала только на руках, без помощи ног. Это был его первый ощутимый реальный результат, который увидели одноклассники и отметил физрук.

     Но время шло и надо было действовать. В один из последних дней зимних каникул Алексей пошёл в райвоенкомат. Дежурный по комиссариату, выслушав парня, направил его «во вторую часть». Там Алексея принял уже немолодой, грузный майор в очках. Он нашёл его карточку допризывника, внимательно её прочитал, и глядя на парня поверх очков, спросил:
- Заявление принёс? Нет? Ну тогда бери лист бумаги и пиши. Вот образец."
Потом майор прочитал написанный Алексеем текст (каллиграфия у парня была отменная), внимательно посмотрел на Алексея и немного подумав, сказал: «На следующий год у нас есть место в Академию связи. Ты, я вижу, парень серьёзный, хорошо учишься. Может поедешь не в училище связи, а сразу в Академию?»  Алексей, почему-то, даже не раздумывая, выпалил: «Спасибо, товарищ майор, но я хочу поступать в училище. Буду идти постепенно, по ступенькам.  Поступить в училище у меня больше шансов. А мне надо поступить с первого раза».

     Алексей потом десятки раз вспоминал эти секунды своей жизни. В истории, как известно, нет сослагательного наклонения, но возвращаясь снова и снова к этому эпизоду, Алексей сделал вывод, что тогда он ошибся в принятии такого серьёзного жизненного решения. Он, действительно, довольно хорошо учился, имея по всем точным наукам отличные оценки, а по языкам, в основном, из-за своей рассеянности, – хорошие. Но главное, что он был способным, даже одарённым от природы, человеком. Отличные результаты не были следствием его зубрёжки и долгих сидений за учебниками. Даже наоборот, учёбе он уделял не очень много внимания, увлекался ещё и другими, не школьными предметами. Поэтому, при серьёзной подготовке, в Академию он бы смог, наверное, поступить. Ему, конечно, надо было выбрать вариант поступления в Военную Академию связи (город Ленинград). В эту Академию он поступил через десять лет, будучи капитаном, начальником штаба войсковой части связи, что дислоцировалась тогда на Эльбе. Но чего стоили ему эти десять лет, знает только он один.

     Оказалось, что офицеру уехать из части поступать в Академию не так-то просто. Командиры частей под разными предлогами старались хороших офицеров не отпускать, в том числе и на учёбу. Алексей однажды даже в политотдел округа обратился, когда комполка ему в очередной раз отказал. Но это ничего хорошего не дало.
     Кроме того, в конце шестидесятых средние училища стали высшими. Академии тоже переходили на приём выпускников высших училищ. Алексей поступил в последний год, когда в Академию связи ещё принимали выпускников средних училищ. Но это было потом, а пока он ещё учился в школе.

     Быстро пролетели ещё полтора года учёбы в школе. Алексей с группой кандидатов из района отправился в город Киев на экзамены. Вступительные экзамены были похожи на школьные. Абитуриенты получали такие же, как в школе билеты или варианты на письменных экзаменах, готовились к ответу и затем излагали свои знания по теме. Алексей прошёл это испытание без труда и в установленный день на построении услышал свою фамилию среди фамилий других абитуриентов, принятых в Киевское военное училище связи. В тот же вечер с ближайшего почтового отделения ушла телеграмма родителям «Поступил. Алексей».

     ВЫДЕРЖАТЬ ПЕРВЫЙ КУРС!

     Учёба в училище оказалась нелёгким делом. Особенно трудно было на первом курсе. Не зря старшекурсники говорили первогодкам: «Сможешь проучиться до конца первого курса, сможешь и училище закончить». А какие, конкретно, были трудности? Это большие учебные нагрузки в сочетании с физическим утомлением и недосыпанием. Иногда приходилось по ночам сидеть в красном уголке или в бытовой комнате и дорабатывать то, что не успел сделать на самоподготовке. В те годы технический прогресс не стоял на месте. Алексею с однокурсниками прошлось изучать новую, очень сложную специальную технику связи, которая начала поступать в войска. Кроме того, основная специальность, которую раньше получали старшекурсники, тоже осталась, её тоже надо было осваивать. А наряду с этим, были караулы, наряды, разные хозяйственные работы, без которых, понятное дело, не обойтись, оказание помощи городу в строительстве центрального стадиона и уборке снега, а также тренировки на занятиях по физподготовке, утренние кроссы, спортивные соревнования с обязательным участием, периодические марш-броски с полной выкладкой по ночам и так далее. Два раза в год проходили полуторамесячные тренировки к парадам Первого мая и Седьмого ноября. За время учёбы в училище Алексей с товарищами прошли семь парадов в столице Украины.

     Много ли парней не выдержали "тягот и лишений..."? За три года ушли примерно тридцать процентов из числа поступивших. Почти все они были отчислены из училища в течение первого курса. Так что старшекурсники говорили правду. Всё было как у Аркадия Райкина в миниатюре: « И только слышно «хлоп-хлоп» - это слабые отпадают». Часть ребят ушли в течение первого месяца ещё в «карантине», увидев воочию, что такое воинская дисциплина, другие – в течение первого семестра из-за низкой успеваемости, ещё одна категория отчисленных – из-за неудовлетворительных физических данных и неспособности их улучшить. Были и другие причины, например, недостаточно хорошее состояние здоровья, некоторых комиссовали; письма невесты или жены, которые писали, что могут не дождаться своих женихов и мужей, несколько парней после получения таких "весточек" сразу же умчались домой.  Ещё были грубые нарушения воинской дисциплины и отчисления по этой причине, обычное нежелание вкалывать и другие.

     Надо сказать, что до дня принятия военной присяги каждый курсант первого курса мог без проблем покинуть стены училища. Для этого достаточно было написать обычный рапорт, получить документы и можно ехать домой. Но после принятия присяги отчисленные из училища курсанты направлялись в воинские части для прохождения дальнейшей срочной службы. Алексей поступил в училище в середине июля, а приём присяги у них на курсе состоялся тридцать первого октября. Как видно, период беспроблемного отчисления составлял три с половиной месяца; срок достаточный для того, чтобы окончательно определиться, ту ли стезю выбрал, не ошибся ли. 

     К концу первого курса «переносить тяготы и лишения воинской службы» стало значительно легче. Юношеские организмы окрепли и «втянулись в процесс службы и учёбы», парни «научились учиться». Постигать военную науку было интересно. Особенно увлекательными были занятия по освоению техники связи, развёртыванию и эксплуатации полевых узлов связи, работе на средствах связи.

     Во время учёбы в училище Алексея окружали очень мужественные, серьёзные и в то же время, приятные, интересные и добрые люди. Все последующие годы Алексей с большой теплотой вспоминал ребят из своей учебной группы и курса. С некоторыми из них он поддерживает связь и сейчас. Кое-кто достиг больших высот в службе и в военной науке. Некоторые поменяли специальность и стали военными дипломатами, журналистами, юристами, политработниками, сотрудниками спецслужб. Многие, пройдя все ступени карьеры, подполковниками, полковниками уволились на пенсию в самых разных городах бывшего Советского Союза. А некоторые сложили свои головы в разных горячих точках. Светлая им память!
 
     Преподаватели училища - профессионалы высочайшего уровня. Многие из них -  выпускники академий-золотые медалисты. Это не удивительно, ведь считалось большой удачей в те времена получить назначение по службе в Киев. А в ВВУЗах во время распределения выпускники-медалисты имели право выбора места дальнейшей службы.
     Преподаватели были людьми высокой культуры. Среди них были художники, писатели, выдающиеся спортсмены-призёры Олимпийских игр и чемпионатов мира, артисты, журналисты. Начальник курса, а затем факультета капитан, а потом полковник Попков Владимир Иванович обладал удивительно красивым баритоном, который курсанты иногда с великим удовольствием слушали в актовом зале училища. В свои молодые годы он выступал на одной сцене с выдающимися артистами тех лет, такими, как Клавдия Шульженко, Людмила Гурченко, Владимир Трошин, Виктор Чистяков, но затем выбрал стезю офицера.
    Ни разу за всё время своей учёбы в училище Алексей не слышал от кого-либо из преподавателей или курсовых офицеров грубого слова, разговора на повышенных тонах и тем более, матерщины. 
 
     В принципе, это было логично, так как начальник училища генерал Иван Николаевич Тюльга был в этом плане реальным образцом для всех офицеров и курсантов. Он очень уважительно относился ко всем преподавателям, обслуге и особенно курсантам. Встретив курсанта, он всегда здоровался первым. Курсанту, как правило, не удавалось отдать честь раньше генерала, потому что Иван Николаевич задолго до места встречи прикладывал руку к головному убору. Курсант же, увидев генерала, готовился сделать это в соответствии со строевым уставом за четыре-шесть шагов.   
     Курсанты очень уважали своего начальника училища и при случае, старались ему это продемонстрировать. Например, когда какая-либо учебная группа, следующая строем по территории училища, встречала генерала, это было зрелище! Отдавали генералу честь строем круче, чем на параде. Вот такая была картина.

     Увидев начальника училища, командир группы, идущий в двух шагах впереди строя, сразу же громким голосом подаёт команду «Страевы-ы-ым МАРШ!» и группа переходит с походного шага на строевой. «Начальник училища», - проносится громкий шёпот по шеренгам. Строевой шаг становится чётче и громче.
     Шагов за тридцать-сорок до генерала командир группы продолжает: «Взво-о–од, СМИ-И-ИРНА!». Курсанты, уловив ритм строевого шага, с силой ставят ноги на асфальт и уже раздаётся не разнобой, а один удар, как громкий щелчок. Они стараются изо всех сил, представляя свой взвод генералу.
     «Равнение-е на-ПРАВА-А», командует командир группы и резко прикладывает руку к головному убору, одновременно повернув голову в сторону генерала и прижав левую руку к бедру.  При слове «Право» курсанты так же резко и одновременно поворачивают головы направо, кроме тех, кто в правой шеренге. Правая шеренга смотрит прямо перед собой, выдерживает направление движения и дистанцию между шеренгами. Одновременно руки у всех прижимаются к бёдрам, локтем надо чувствовать локоть соседа по шеренге, плечи и грудь развёрнуты, подбородок приподнят, курсанты смотрят на генерала с чувством достоинства и гордости. Нога прямая в колене, идёт высоко, носочек оттянут. Движение взвода ритмичное, красивое. Курсанты приветствуют своего генерала!

     Иван Николаевич всегда в таких случаях останавливался, поворачивался лицом к группе, делал лёгкий поклон курсантскому строю и лишь затем отдавал честь по правилам Строевого Устава.

     Пройдя генерала значительно дальше обычной нормы, командир группы командует: «Во-о-льна-а», но группа продолжает идти строевым шагом до тех пор, пока не скрывается за поворотом. Как может не понравиться такая сцена!

     Однажды, через двадцать лет после поступления в училище, подполковник Алексей Докучаев - преподаватель Военной Академии связи, кандидат военных наук в области исследования систем связи, нёс службу дежурным по Академии. Одним из его  помощников, дежурным по одному из комплексов Академии, был инженер Тюльга - сын Ивана Николаевича, весьма вежливый и скромный человек, высокообразованный специалист, Профи с большой буквы. Раньше они не встречались, в Академии - тысячи офицеров и служащих. Ему было очень приятно услышать добрые слова, мнения курсантов и офицеров о своём отце.

     Но вернёмся в тот год. Итак, Алексей успешно закончил первый курс, на отлично сдав все зачёты и экзамены. Можно было ехать в свой первый курсантский отпуск.

РЕЗЮМЕ:

1. Если требуется дать ответ, но есть возможность подумать, всегда желательно этой возможностью воспользоваться. Особенно это важно, когда решаются вопросы, от которых зависит дальнейшая судьба. Можно взять паузу, обсудить с другом и принять обдуманное оптимальное решение.
2. В начале обучения, работы на новом месте, как правило, бывает трудно, а иногда - очень трудно. Надо брать себя в руки и выдержать этот период. В ВВУЗе этот период - первый курс.
3. Наличие испытательного срока, во время которого без проблем для себя можно отказаться от своих намерений, облегчает принятие решений и не влечёт за собой серьёзных последствий в случае ошибки.
4. В повседневной жизни важно видеть хорошее, а лучшее можно брать себе в пример и для применения в своей деятельности и в быту.