Древняя Джума-мечеть у Главных Ворот Халифата

Муслим Муфараджев
Дербентская Джума-мечеть — является одним из уникальных памятников культовой архитектуры, старейшая мечеть в России и на территории СНГ, которой уже исполнилось 1300 лет. Мечеть находится в центре старой части города Дербент. Дербент – это один из немногих древних мусульманских городов, сохранивших первоначальный облик. Дербент обладает древними улочками, мечетями и, конечно же, цитаделью «Нарын-кала».

Дербент, который упоминается в священном Коране и в священных хадисах, считался святым местом. Завоевав Иран, мусульмане при правлении второго Праведного Халифа Умара в 643 году достигли стен великого Дербента. Со вступлением мусульман на землю Дагестана и его завоеванием, город Дербент стал северной окраиной мусульманского мира, который вошёл в состав исламского Халифата. Мусульмане рассматривали город как центр распространения мусульманской религии дальше на север. В дальнейшем Дербент стал одним из центров распространения ислама среди населения нынешней европейской части России. Городу-крепости Дербент мусульмане дали арабское название Баб аль-Абваб ("Ворота ворот"). После завоевания предводитель мусульман Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский. Поэтому вполне закономерно, что для такого количества арабских переселенцев и вновь обращенных из числа местных жителей, а также в соответствии с ролью Дербента в мусульманской традиции и значением в политике Халифата стала необходимостью построить Джума-мечеть, которое могло бы вместить всех верующих города. Впоследствии это грандиозное здание Джума-мечети заняло особое место в истории Дагестана.
 
Дербент превратился в средоточие духовной мысли огромного региона, а главной религией местных народов стал Ислам. Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама, потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и табиины. Дербент стал крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром.

В Дербенте 733 году было построено 7 мечетей, по одной в каждом магале (районе). Дополнительно была возведена большая соборная Джума-мечеть – аль-Масжид-ул-Джамии для совершения общего пятничного намаза. Джума-мечеть города Дербент принадлежит к самым значительным ранним мечетям, построенным в исламском халифате.

Многочисленные  письменные источники сообщают о строительстве «большой соборной мечети» в 115 году хиджры (733/4г.) завоевавшим Дербент арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом, которого местная историческая хроника «Дербенд-наме» и народные предания называют Абу-Муслимом. Эту же дату сообщает и арабская надпись, сохранившаяся над центральным входом в мечеть: «Входите сюда с миром и в спокойствии! В сто пятнадцатом году хиджры пророка - Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь его род!».

Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбинированная надпись над входом сообщает:

Арабски текст: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада».

Персидский текст: «Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего. 770 год хиджры».
 
Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети.На протяжении многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась.

Ещё одна персидская надпись в стороне от первых, на западном торце портала, сообщает имя строителя (архитектора): «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха. Воистину работа мастера Тадж - ад-Дина бен Муса, бакинского строителя».

Сегодня Джума-мечеть расположена в старой части города и представлена комплексом самых интересных архитектурных ансамблей древнего Дербента. Внутренний интерьер Джума - мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Два параллельных ряда мощных колонн перекинутых аркадой куполов и сводов и подчеркнутых слабым верхним светом небольших оконцев, создают впечатлительную перспективу светотеней. Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящая даже в знойный летний день, ещё больше подчеркивают монументальную торжественность интерьера этого, одного из крупнейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа.

В комплекс Джума - мечети также входит здание медресе, которое состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня.

Джума-мечеть была самым крупным зданием в городе. Ее размеры по тем временам считались внушительными. Прямоугольное, вытянутое с востока на запад, здание мечети, имеет длину 68 метров и ширину 28 м – с юга на север. Купол Джума-мечети, поднимающийся над землей на 17 метров, был главным элементом силуэта древнего города.  Двор мечети – 55х45 м. Свод здания опирается на сорок, вытянувшихся в два ряда, квадратных колонн, разделяющих здание на три длинных нефа. Ширина среднего нефа – 6,3 м, боковых – по 4 м, они разделены квадратными столбами-опорами (97х97 см) с профилированными капителями. Между столбами перекинуты стрельчатые арки. В середине южного нефа имеется выступающий квадратный зал, перекрытый стрельчатым куполом. Южная стена зала расписана масляными красками, декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана. Это михраб, указывающий сторону священного города мусульман - Мекки. Массивный портал главного входа, выступающий от плоскости стены, расписан ярким растительным орнаментом, вырезанными на камне цитатами из Корана и сообщениями о строительстве и ремонте здания. Прежде на стенах Джума-мечети было очень много арабских и персидских надписей, которые не сохранились после реставрации.
 
Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.

Строительство медресе и формирование всего комплекса Джума - мечети было, по-видимому, завершено лишь в 1815 г., так как именно в этом году были построены одни из ворот комплекса (о чем сообщает персидская надпись на воротах).
Есть в этом дворе еще одна деталь, заслуживающая внимания: это небольшой столб, расположенный между двумя платанами. Его установил Надыр-шах. При взятии города он повелел созвать всех жителей, защитников города на это место, желая показать свою власть и суровость, приказал вырвать по одному глазу, тем, кто пришёл и по два, тем, кто не пришел, и затем были захоронены под этим каменным столбом во дворе мечети.

В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:

«...Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет... Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего... и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу»

История Джума - мечети помнит сложные времена прошлого столетия. Ее закрытие в 30-е годы двадцатого века шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всему СССР. Однако, в отличие от тысяч других культовых учреждений, судьба Джума - мечети оказалась более циничной: в 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. В 1943 году в разгар Великой Отечественной войны постановлением из Москвы мечеть была передана шиитскому духовенству, проигнорировав, что мечеть всегда принадлежала суннитам, не считая время, когда город был захвачен Надир-шахом, с правом дальнейшего использования по назначению. Основная причина, по которой в советское время шииты «прибрали к рукам» самую древнюю мечеть в России, шейх Сиражутдин Хурикский объяснял как элемент государственной политики, и этим шагом хотели вызвать симпатии южного соседа.

Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.

В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов Дагестана.

Весь этот комплекс наполнен необыкновенной тишиной, лишь изредка нарушаемой проезжающими мимо открытых ворот машинами. По своей культурно-исторической значимости эта мечеть сопоставима с культовыми сооружениями Иерусалима, Медины и Мекки. Это самая древняя мечеть из всех больших мечетей в России.

Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.
И с того памятного года Джума-мечеть продолжает выполнять свою священную роль и служить духовной опорой верующих и праведных людей.
 
Спустя 1300 лет Джума-мечеть снова предстала перед нами в первозданном виде и великолепии. Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, уходили поколения народов, город менялся, а Джума-мечеть, как неприступная крепость Аллаха, стоит и сегодня, выдержав все испытания эпохи.

Несмотря на свою многовековую историю, мечеть хорошо сохранилась. Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.



Платаны Джума-мечети

А бесценным подарком и украшением Джума -мечети, несомненно, являются старые платаны — четыре дерева, одно величественнее другого, они красиво возвышающиеся над высоким куполом мечети. По ним Джума-мечеть узнается с любой точки древнего мусульманского города.

На территории Джума-мечети, сохранив крону и вековую корневую систему, растут «платаны восточные», возраст которых определен сертификационной комиссией как многовековой. Еще в 1978 году Постановлением Совета министров ДАССР дереву присвоили статус «Памятник природы Республики Дагестан». В 2012 году Советом по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания РФ платаны были занесены в реестр старовозрастных деревьев России». В рамках всероссийской программы «Деревья – живые памятники природы» дербентские платаны, находящиеся на территории городской Джума - мечети, были признаны памятниками живой природы всероссийского значения и взяты под охрану. По оценкам ученых, их возраст равняется нескольким столетиям. Дербентские уникальные платаны, как и сосна Байкушева в Болгарии, дуб Кайзера в Берлине, тополь в селе Константиново, лиственница Петра Первого в ботаническом саду МГУ, стали достопримечательностью города, республики и всей страны.

По преданию, некоторые платаны во дворе Джума - мечети были посажены в 9 веке великим ученым и имамом Шариата и тариката Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади, которые должны были играть одну из главных ролей по сохранению мечети от природных напастей. Примерный возраст платанов - 600, 800 и 950 лет. Восточные платаны живут две тысячи лет. Дербентские патриархи отслужили жителям города и мечети половину своего срока. Платаны веками спасали мечеть от разрушения. Деревья вытягивают из земли всю влагу. Поэтому в мечети всегда сухо. И сырость не грозит этим стенам и куполам 8 века. Кроме того мощная корневая система прочно держит грунт. Словно живая арматура или стальная сетка. Бережёт мечеть от сильных землетрясений. Деревья, которые живут уже тысячи лет на территории Джума -мечети, являются бесценным богатством и украшением местности. Каждое из этих деревьев ещё и огромный мир для населяющих его птиц и насекомых. За внушительным возрастом отдельных деревьев порой стоят яркие, исторические события.