Праздничная Встреча в феврале

Ирина Ярославна
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, пребывающих там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона. *


Завершающий  зимний месяц непредсказуем. То заметет выше крыши, то заплачет дождливыми оттепелями. Золотую  его середину  население России в новом веке с постоянным упорством дружно отмечает поцелуйчиками и признаниями в любви. Хорошо, если искренними. Западный ветер перемен принес много информационного мусора, навязчивого, прилипчивого, искусственного. Конечно, нет ничего плохого в добрых словах и сердечных любовных чувствах.

Но есть свое, родное и выстраданное. От прадедов по генам переданное. Верное. В пятнадцатый день февраля православный народ отмечает Великий Двунадесятый Праздник. Сретение Господне. В народе его именуют Встречей. Зима с весной встречаются. Если  самое холодное время года ассоциируется у нас с крепкими морозами, окоченелостью, оцепенением,  и даже самой смертью, то весна, наоборот, вселяет в человеческие сердца надежды на лучшие времена, тепло, свет, радостное и яркое оживление. Народ мудр в своих поговорках и пословицах.  Стареющая, умирающая зима, встречаясь с молодой  зарождающейся весной,  уступает, уходит, преображается  в новую  жизнь. Так и сам Праздник символизирует эту истину.


День Сретения —  яркая вспышка на бесконечной временной линии, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство.  Случилось это,  благодаря человеку, которому в Евангелии отведено  особенное место.  Имя ему  праведный Симеон Богоприимец.


В древних исторических рукописях есть сведения о том, что египетский царь Птоломей II Филадельф, живший  в 285–247 годах  до Рождества Христова, пожелал пополнить свою знаменитую богатейшую библиотеку в Александрии текстами священных книг. Были приглашены из Иерусалима  мудрые грамотные книжники. Семьдесят два израильских старейшины, по шести из каждого колена, прибыли для перевода Книги Моисея с иврита на греческий язык. По преданию великий труд занял  семьдесят два дня. Поэтому иначе, Старый Завет называется Септуагинта – перевод семидесяти. Среди ученых мужей, переводивших Священное Писание, был и Симеон.


По выпавшему жребию он, уединившись для кропотливой работы, переводил книгу библейского пророка Исайи. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» подумал, что слово «Дева»  написано ошибочно, вместо слова «Жена», потому что не может девственница  зачать и родить ребенка.  Желая незамедлительно выправить  вкравшуюся  в текст досадную абсурдную описку,  толковник  в праведной готовности занес стило. В тот миг  явился ему  Ангел и удержав его руку, произнес: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».


Ошеломленный  переводчик  оставил фразу без изменения. Более триста лет прожил  праведник на земле, ожидая  ангельского пророчества о пришествии долгожданного Обетованного Мессии. И если кто-то думает, что был он все это время молод и здоров, то ошибается. Человек познал сполна старческую немощь, болезни и слабости во всей их разрушительной силе. Но терпеливо и смиренно молился Богу, чтобы помиловал Он мир Свой и избавил людей от лукавых козней диавола.  Ждал, верил, жил непорочно, уклоняясь от всякого зла.


И, когда Пречистая  Богородица,  прежде Рождества  и по Рождестве Дева,  согласно  израильскому закону, принесла по истечению сорока дней от рождения  первенца в Храм, в это время, по наитию Духа Божьего пришел в него праведный Богоприимец. 


А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он – твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем». —  Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,
кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.*


Надо отметить,  что  в те далекие времена женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней, а если рождалась девочка — то и все восемьдесят. По истечении  срока мать  преподносила   специальную жертву очищения. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва в оставление грехов — голубка.  Для бедных семей делалось послабление. Вместо ягненка  приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».


Увидев Матерь Божию, осененную Небесным Светом с Предвечным Младенцем на руках, Симеон познал, что Сей есть обещанный Мессия, и Сия есть Дева, над Которой должно было исполниться и исполнилось пророчество Исайи. Ветхий старец с трепетной радостью  и страхом принял Богомладенца на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Также  он  изрек о страданиях Христовых,  Его распятии, что душу Богородицы пронзит оружие печали и скорби, когда Она увидит Сына Своего висящем на кресте.


И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие…»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В Лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».*


Яркое и памятное явление символизирует встречу человека с Богом не только в повседневной жизни, на церковных ступеньках, но в вечности Бытия. Праведный Симеон, освобождаясь от плотских оков, с радостью встречает смерть, понимая, что за ней ждет переход в нескончаемую светлую  ипостась всеобъемлющей Любви, где не существует понятия времени, нет старости, болезней и печалей, но жизнь бесконечная.


Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.*


Так, подобно ветхозаветному герою,  всякий верующий, искренне причастившись в Святых Дарах Тела и Крови Христовой, легко и спокойно в предсмертные минуты оставляет мятежный и суетный мир, уходя по тропе к Свету Радости.
Тому, кто произнес слова «Ныне отпущаеши...», Господь даровал благодать отпускать на свободу находящихся в заточении. Праведному Симеону молятся о заключенных.


А православный люд  празднично поет в храмах Славу Спасителю и Царице Небесной:


Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Ею же по закону ныне принеслся еси в храм Господень.**


Радуйся, благодатная Богородица Дева,
ибо из Тебя воссияло Солнце правды,
Христос Бог наш,  просвещающий находящихся во тьме.
Веселись и ты, старец праведный, 
принявший во объятия Освободителя душ наших,
дарующего нам воскресение. ***



 *Иосиф  Бродский. Сретение. Анне Ахматовой
 ** Величание Праздника
 *** Тропарь Праздника