Звуки Лиры

Наталья Сурнина 2
  Читальный зал библиотеки заполнен,  вновь приходящим сотрудники приносят и приносят стулья,  уже некуда не только сесть, но и встать.  Ведущий концерта приглашает   для выступления  ансамбль сольного академического пения «Лира».  К фортепьяно подходит руководитель ансамбля, концертмейстер  Елена Татаркина,   на встречу со слушателями выходят участники коллектива. Читаются стихи, бережно и  прочувствованно произносится каждое слово  в строке, эмоционально и задушевно исполняются песни и романсы.  Особенно задевшие сердца зрителей музыкальные произведения награждаются не только горячими аплодисментами, но и криками «браво».  Это концерт не профессиональных музыкантов, в прежние времена это называлось художественной самодеятельностью.  Словосочетание это объясняется в словарях  как  одна из форм народного творчества. Оно  включает в себя  создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей — любителей индивидуального (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективного (кружки, студии, народные театры)  творчества.     Советский этот новояз был примером сложносокращенных слов, не всегда благозвучных, как и многие другие, например, культтовары, соцлагерь. Наверное, это было не самое удачное ( да и нелегко произносимое) название для широкого, охватившего  огромное количество людей движения,  участие в котором продолжалось у многих всю жизнь:  системно организованная,  художественная самодеятельность в советское время собирала на ежегодные смотры, фестивали, концерты   тысячи  талантливых  людей,  и смотры постепенно повышали  уровень     с районных, городских    до столицы.  Участники  награждались грамотами и  подарками, премиями, их ценили в рабочих коллективах, среди них были люди  с незаурядными природными данными: хороший музыкальный слух, красивые голоса, актерские способности. И эта потребность жить в музыке, жить творчеством   не гаснет в человеке, каким бы видом профессиональной деятельности, подчас далеким от искусства, он ни занимался, особенно  это актуально   для современных пенсионеров,  проведших в искусстве всю жизнь. 
     Но так ли уж необходима для слушателей в наши дни эта концертная деятельность?  Я знаю людей, весьма скептически относящихся к ней. И действительно, если в прежние годы мы  могли пойти на концерт, чтоб послушать живую музыку,  то сейчас возможности услышать вокальное  или инструментальное произведение едва ли не ограниченные. Да, не на сцене, не «вживую», как принято сейчас говорить, но зато можно найти  любые произведения, которые редко исполняются, например, из – за  сложности и большого количества участников  они звучат   обычно на фестивалях, быть может,  проходящих  раз в год на родине композитора, быть может, за рубежом. Или  вам хочется послушать произведение в  исполнении определенного музыканта  - вы найдёте в интернете или обратитесь к участникам форума,  и обязательно кто – то откликнется.  Разве можно это сравнить с  исполнением в зале с несовершенной акустикой,  не лучшим инструментом?  Иногда выступающий на литературно – музыкальных  вечерах вокалист или музыкант – самоучка, не знает нотной грамоты, поёт или играет по слуху, как позволяет ему музыкальная память. Быть может, лучше остаться дома и на качественной аппаратуре прослушать эти же вещи в самом лучшем исполнении? 
            Я думаю,  убеждать и переубеждать бесполезно.  Есть ценители высокого качества воспроизведения и есть поклонники   рождения музыки  в зале, для зрителей, каждый раз по – новому, тепло, задушевно, свежо, для которых важен не  диплом об окончании консерватории, а любовь к музыке у артиста. Именно таких людей объединила в музыкальный коллектив Елена Татаркина.
      Итак, мы на концерте  ансамбля «Лира».
    Звучит живая музыка под аккомпанемент   акустических инструментов.  У зрителей в зале классическая музыка вызывает самый живой отклик, слова благодарности, они приглашают артистов для выступления в других залах.  Что же в этом удивительного?  Вокальное искусство   очень древнее,  феномен пения возник  в глубокой древности, как считают специалисты, еще  в период неолита как особая звуковая экспликация эмоционального строя, соединяющая смех и плач в одну целостную вокальную гамму чувств.  Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение стало предметом особого искусства.  Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие.      
       Ансамбль  «Лира»   выбрал определенную область музыки: академическое пение,  преимущественно исполняет в своих концертах   класси;ческую   музыку.   Понятие классическая музыка  приобрело оценочный смысл, стало обозначением музыки, отвечающей самым высоким художественным требованиям.  Хотя того или иного композитора могут признать классиком ещё при жизни, как,  например,  Дмитрия Шостаковича, «классической» называют музыку, выдержавшую испытание временем,  вошедшую в традиционный концертный репертуар.  Обычно это понятие используется применительно к «серьёзной» музыке, то есть требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», служащей, как правило, фоном для различных занятий.        Классическое (академическое) пение подразумевает оперное (от ит. «opera» — досл.: работа), камерное (от ит. «camera» — комната) исполнение арий, романсов, - а также различные стили  пения: певучее — кантилена,  декламационное — речитатив.  Академический или классический вокал заметно отличается от джазовой или эстрадной техники  исполнения. В его основе заложены музыкальные традиции, сложившиеся еще в ХVI веке. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.  Сегодня классический вокал исполняют в опере, капелле, академическом хоре.   Для пения как искусства необходимы  правильная,  натуральная постановка голоса  и техническое вокальное развитие.   Вокалист благодаря полному контролю над своим голосом способен озвучивать зал, не сливаясь и не вступая в противоборство с оркестром.  Грамотного академического вокалиста отличает умение петь в широком голосовом диапазоне и способность качественно воспроизводить сложнейший в музыкально-техническом смысле материал. При этом не допустимы малейшие лишние призвуки: тремоляции, сипы, хрипы и иные дефекты звучания. Академический вокал – стремление к идеальной певческой манере: певец достигает объемного чистого звучания голоса.  Музыкант, работающий в классической технике, овладевает широчайшей палитрой средств музыкальной, вокальной, артистической выразительности. Певец способен воспроизводить и наиболее тонкие и прозрачные тона, и выдавать предельно яркие экспрессивные композиции. При этом вне зависимости от гаммы чувств, вкладываемой в песню, она получается гармоничной, прекрасной и эстетически совершенной.
      Ансамбль  «Лира»     исполняет   произведения  на музыку П.Чайковского:  дуэт Прилепы и Миловзора,  «Как мой садик свеж и зелен»; романсы на стихи   М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,  М.И. Глинки «Жаворонок»,  Гурилева  «Радость – душечка»,  неизв. автора «Темно – вишневая шаль»;  произведения зарубежных авторов:  из оперетты  Имре Кальмана  «Королева чардаша»  дуэт Сильвы и и Эдвина, песню  Джудитты из оперетты «Джудитта»  П.Легара, «Застольную» из  «Травиаты»  Д. Верди;  итальянские песни  «Санта Лючия», «Моё солнышко»,  «Вернись в Сорренто». 
          Музыканты  «Лиры» пропагандируют не только классическую музыку прошлого века, его солисты   исполняют произведения живущих в Ижевске композиторов: заслуженного работника искусств композитора и дирижера Никитиной Людмилы Ивановны,  заслуженного работника искусств полковника юстиции композитора и поэта  Явкина Юрия Германовича, руководителя  фольклорного ансамбля  «Инзи»  Игоря Геннадьевича Федорова.  В свои концертные программы  ансамбль включает песни и романсы на стихи авторов из Удмуртии: замечательного, любимого  жителями республики поэта Флора Васильева, члена Союза писателей  Удмуртии  поэта Семена Перевощикова, члена Союза писателей Удмуртии и России Николая Мрыхина.  Коллектив специально разучивает и тщательно репетирует   концертные номера,  участвуя в вечерах памяти или юбилейных концертах   творческих современников.
                Коллектив, состоящий из вокалистов?  Это  трудная работа   для руководителя.      Ансабль  «Лира» состоит из талантливых людей, способных к сольным выступлениям на сцене,  среди них тенор Герман Мелехов,   драматический тенор Юрий Сакерин, баритон Рафик Файзуллин, сопрано  Галина Аникина, Мария Хамитова,  Валентина Шамшурина.                Вокалист (от латинских слов vox — "голос" и vocalis — "звучащий") — непростая  роль в музыкальном коллективе.    Термин вокалист почти совпадает с термином певец -  это  музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, которым является его собственный голос. В классической музыке  голос трактуется исключительно как музыкальный инструмент. Композиторы пишут музыку для этого инструмента, учитывая мастерство и особенности голоса певца.   Руководитель коллектива Елена Татаркина  участвует в концертах в качестве вокалистки  и концертмейстера.   
        «Лира»  предпочтительно выступает под сопровождение акустических инструментов,  использует  для аккомпанемента фортепиано.  Елена  Татаркина  всегда пытается найти для выступлений залы, в которых есть пианино, чтобы вокальные произведения исполнялись под живую музыку, хотя это бывает нелегко. В иных случаях участники ансамбля привозят электронное пианино, если   возможность для этого есть, привлекают для сопровождения других музыкантов: баяниста Игоря Федорова, гитариста  Геннадия Голованова.   Звучание   не электронного  инструмета  погружает слушателей в  мир  красоты, гармонии,  переносит во времени.  Ныне такой обычный, широко распространенный инструмент, как пианино, имеет большую историю.  Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды.  Фортепиано (итал. pianoforte; англ. piano; нем. Klavier) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн.  Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1732). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.    Сложное исполнительское мастерство пианиста  требует многих лет упорного труда, серьезной постоянной работы над  повышением мастерства.  Валерий Брюсов писал в одной из статей: «Дикарь, не знающий,  что такое рояль,   увидав в окно играющего пианиста,  будет хохотать над его движениями.  Не слыша музыки, он не поймет их смысла.   Гимнастика пальцев не имеет никакого отношения  к тем звукам, которые хочет вызвать пианист, и тем более к тем мелодиям,  которые  мечтал воплотить композитор.  При инструменте иного устройства играющему придется делать  совсем иные движения руками. Однако  и в  таких условиях пианисты творят.  Руки их как бы одухотворяются, и их художественное волнение находит своё выражение в ударах по клавишам. И, конечно, артисту – исполнителю надо  совершать какое – то насилие над своей душой,  чтобы передавать понятную ему   мелодию быстрыми переборами пальцев.»
     Задумаемся над названием музыкального коллектива.  Почему же «Лира»?      Лира как музыкальный инструмент известна с античности:   (греч. ;;;;, лат. lyra) — струнный щипковый инструмент  (первые сохранившиеся фрагменты датированы ок. 4500 г. до н.э.) до наших дней.    Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. На лире играли мужчины и женщины.  Обучение игре на лире было частью базового образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.   Античный поэт  Пиндар описывает лиру как инструмент Аполлона и муз, способный умиротворять, умягчать, ублажать самых грозных богов, с их грозными природными атрибутами (Пифийская ода ).  В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики.  Лира считалась  инструментом  профессионалов, участников публичных состязаний (конкурсов «струнников»). Певец импровизировал песню или музыкант  - свою мелодию на флейте; слушатели восхищались,  но с последним звуком, прозвучавшим во времени, и песня, и мелодия кончали свою жизнь навсегда. Следующий раз и музыканту и певцу предстояло творить заново, пока не было изобретено письмо, а затем книгопечатание. Муз. произведения стали даже долговечнее, чем  создании архитектуры, скульптуры, которые могут разрушиться,  картина – истлеть.  Вот такое глубокое, одновременно  поэтическое и музыкальное содержание заключает в себе название коллектива.     Быть может, это слитное,  неараздельное восприятие поэтического текста и  музыкального сопровождение привело к тому,  что  репертуар «Лиры» хорошо вписывается в программы литературных собраний.     Коллектив хорошо знают в лито Русская секция при Союзе писателей Удмуртии(занятия проводит отличник просвещения России член Союза журналистов России Сурнина Наталья),  в лито «Прикосновение»  (ИжГТУ  руководитель кандидат технических наук поэт, прозаик, переводчик, член Союза писателей Удмуртии Васильев Леонид), в литературной гостиной  «Путешествие дилетантов в русскую словесность»  в Центральной городской библиотеке имени Н.А.Некрасова  (руководитель Павлова Ирина), в литературной гостиной библиотеки имени Н.Наговицына  (руководитель Алабужева Светлана), литературно – музыкальной гостиной «Суть» ДК «Восточный» ( руководитель Дмитриева Татьяна),  на творческих вечерах проекта Татьяны Комлевой «Ижевские вечера»,  на встречах клуба ветеранов МВД «Улыбка» (руководитель Галина  Кузьмина).
      В  ансамбле  три сопрано.  Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) — высокий женский певческий голос.   Голоса «сопрано» почти всегда отличаются гибкостью и блеском. Это  голос  «мягкого», задушевного тембра, несколько напоминающий звучание муз. инструмента — гобоя.   
     Одна из солисток -  Галина Аникина.   Выросшая  в артистической среде,  с детства  Галина Кондратьевна была окружена   даже в домашней обстановке творческими людьми.   На одном из литературных вечеров,  проходивших в городском музее – бывшем  «Генеральском доме», Галина Кондратьевна  рассказала нам, что этот огромный зал с высокими потолками, великолепным видом на пруд,  обрамленный соснами,  с балконом  с чугунной решеткой – комната её детства,  здесь она жила с родителями, сюда ждали и дождались возвращения с фронта отца.   Эмоциональная, живая, выразительная в каждом простом разговоре,   Галина Кондратьевна  удивительно  фотогенична, легко позирует перед камерой,  взяв в руки первый попавшийся предмет, который заменит шляпу, веер, она  сразу создаст образ.   В репертуаре  Галины Аникиной   колоратурные произведения: «Соловей» Алябьева, «Песня Сольвейг»  Э. Грига -  песни на стихи удм. авторов: Ф.Васильева, С.Перевощикова,  В.Красовской, Н. Островской.  Она исполняет  также муз. произведения,  написанные  живущим в Ижевске композитором Л.И.Никитиной:  на её стихи  Л.Никитиной написаны  песни  «Лирическая», «Рябинка».  Галина Кондратьевна и сама пробовала свои силы в композиции:   она написала мелодию на стихи Флора Васильева «Тропа походная в бурьяне» к 70 – летию  Победы,  а также   несколько своих песен:  об Ижевске «Улиц широких просторы»,  «Белая зима»,  «Я в саду, саду гуляла».   Активная концертная деятельность,  пропаганда и развитие  народного, русского и зарубежного музыкального наследия среди  разных возрастных групп населения города и республики  отмечена многочисленными наградами:  Галина Аникина  - лауреат фестиваля песенно – поэтического творчества «Зори Отечества» (2007), победитель этого фестиваля в  2013 и 2014 годах, дипломант 1 республиканского фестиваля исполнителей романса «Я встретил вас…» (2007),  обладатель диплома  фестиваля, проводимого Советом   Ленинской районной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов  «Играй, гармонь ветеранская» (2014),  награждена Почетной грамотой Ижевского отделения Международной славянской академии «За многолетнюю преданность и пропаганду русской и зарубежной музыки и академического  хорового пения (2010), Благодарственным письмом Союза писателей Удмуртии за популяризацию стихов удмуртских поэтов посредством песенного творчества, Благодарственным письмом Театра  романса Елены Бускиной за помощь, поддержку и активное участие в мероприятиях,  а также в реализации проекта «Семья – территория любви» (2003). Галина Кондратьевна – разносторонне развитая  личность: пишет стихи, опубликованные в коллективных сборниках  лито «Прикосновение», пишет прозу:   написала очерк об отце к 70 – летию Победы   «Отец» - читает со сцены стихи.   
       В 2015 году мы поздравляем с юбилеем солистку ансамбля   Марию  Ивановну Хамитову.     От природы богато одаренный творческими способностями  человек,  художник – оформитель по специальности, Мария  пишет стихи, многие из которых опубликованы в коллективных сборниках лито «Прикосновение» при ИжГТУ, а также песни,  из  них большой популярностью у слушателей пользуется  обращенная к внучке песня «Внученька  моя», исполняемая певицей  с особой теплотой и чувством. Голос Марии Хамитовой _ высокий, грудной, женственный, во время исполнения она словно  вспоминает былые чувства,  умеет передать их зрителям,  они чувствуют в этих мгновениях жизни что – то близкое. Мария Ивановна – солистка академического хора «Надежда».   Особая область вокального искусства – исполнение романсов, в  которых   чувства и переживания   словно  избегают разрушения, ускользают от времени, обретают новую жизнь в музыке, и это хорошо умеет передать слушателям Мария Хамитова.  Поэтому её участие во втором республиканского фестивале исполнителей романсов «Ты помнишь наши встречи» (2009)   завершилось признанием жюри: Мария Ивановна - обладатель диплома 3 степени.   Существует давняя традиция   поздравлять человека с юбилеем  весь юбилейный год.  Пусть считает Мария Ивановна данные ей золотые годы зрелости как награду за  душевную щедрость:  душа   талантливого  человека  всегда молода, она всё та же,   она  жива для людей.
     Валентина Шамшурина   обладает   колоратурным  сопрано,  это   очень высокий женский голос, способный петь всевозможные скачки, арпеджио, гаммообразные пассажи, с употреблением трелей, форшлагов и прочих украшений. По характеру звучания   верхние ноты   такого  сопрано  напоминают флейту или скрипку.   Многие годы Валентина Васильевна отдала  художественной самодеятельности, работая в разных организациях: она  награждена  Почетной грамотой  за 1 место среди солистов в смотре художественного самодеятельного творчества трудящихся жилищно – строительного управления, посвященного 40 – летию Победы, за 1 место среди солистов в смотре художественной самодеятельности автоуправления (1982).   В толстой папке с дипломами и грамотами - Почетная грамота за 1 место  среди солистов – вокалистов за лучшее исполнение героико – патриотической песни в смотре  худ. самодеятельности,  посвященном  70 – летию Великого  Октября (1987),  диплом лауреата конкурса «День хорошего настроения» в номинации «Творение – это жизнь» в Ижевске  (2015), диплом  участника фестиваля художественного творчества «Песней отзывается Удмуртия», организованного   Советом ветеранов Первомайского района, диплом  Управления по культуре Администрации города  Ижевска победителя Х открытого фестиваля песенно – поэтического творчества «Зори Отечества» (2013).   В течение многих лет Валентина Васильевна – солистка хора   «Камские напевы», она  получила  Благодарность Главы муниципального образования «Город Ижевск» в связи с 20 – летием   хора  ветеранов «Камские напевы» (2011).  Есть в числе наград Валентины Васильевны   и высокие,  для вручения  которых она  была приглашена в Москву:  знак    ЦК  ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве» (1984),  медаль  лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40 – летию Победы советского  народа в Великой Отечественной войне (1985).  Голос Валентины Васильевны и  исполняемый ею репертуар вызывает в памяти нежных, верных, любящих героинь, созданных на экране прославленными актрисами Валентиной Серовой или Мариной Ладыниной.    Исполнять   любимые народом песни, такие, как  «Всё стало вокруг голубым и зеленым» ,  «На крылечке твоем», – значит быть искренним, иначе  для чего выходить на сцену к зрителю?  Бесконечен путь к совершенству,  и жизнь  Валентины Шамшуриной, отданная песне,  наполнена вечным стремлением к красоте и гармонии.
       В ансамбле «Лира»  поют два  тенора. Те;нор — это высокий певческий мужской голос. Особую красоту тенорового голоса представляет верхний регистр, его высокое «знаменитое» теноровое си-бемоль, так называемое «верхнее до» (до второй октавы). Это так называемые «королевские» ноты, за которые в Италии и в других странах мира певцу платят большие гонорары.  И хотя отдельное звучание ноты не самоцель, тенор без верхов или со слабыми верхами не может быть солистом — в лучшем случае он годен для хора, если у него сохранился фальцет. По характеру и силе звучания теноров подразделяют на лирические и драматические.  Лирический тенор (di grazia) — голос мягкого, серебристого тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука, в ансамбле это Герман  Мелехов.  Лирико-драматический тенор (spinto)  исполняет партии лирического и драматического репертуара, в ансамбле «Лира» это Юрий Сакерин.      
    Исполнение  Германа Мелехова  отличает   нега и страсть итальянской песни, серенады,  оно проникнуто чувством  всепоглощающей страстной любви, певец  создает  у  слушателей вновь и вновь переживаемые мгновения  незабываемой любви.   Эмоциональность исполнения позволяет создать   ощущение  слияния с природой,  нарисовать  картину  летней ночи, усиливающей красоту чувств.
   Юрий Сакерин  всегда творит музыку    для тех, кто в зале, кто присутствует при самом мгновении творчества.  Его исполнение так проникновенно, что  у слушателей остается впечатление, что он делится порывами  своей души. Исполняя произведение, он стремится   сохранить для времени  глубокие яркие чувства,  суметь воплотить это мгновенное, раскрыть душу,  именно эти качества позволили Юрию Сакерину успешно выступить  на фестивале романса  и стать  обладателем  диплома 3 степени Второго республиканского фестиваля исполнителей романсов «Ты помнишь наши встречи» (2009) .    Юрий Алексеевич также  награжден  дипломом   фестиваля, проводимого Советом   Ленинской районной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов  «Играй, гармонь ветеранская» (2014).
           Рафик Файзуллин обладает  баритоном (итал. baritono, от др.-греч. ;;;;;;;;; — низкозвучащий, от ;;;;; — тяжёлый и ;;;;; — тон), это мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором.     В репертуаре   певца  арии из опер:  ария Сусанина из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», песня Варяжского гостя из оперы «Садко»  Н.А. Римского – Корсакова, ария Мельника из оперы «Русалка»  А.С. Даргомыжского.  Исполнение классического репертуара   с  новых точек зрения озаряет душу, певец испытывает  наслаждение в общении с душой композитора,  переживает то,  что он чувствовал. Исполнение романсов  Дюбюк «Улица»,   «Капризная, упрямая», «Вам не понять моей печали»,  «В минуту жизни трудную» на стихи  М.Ю. Лермонтова,   - это  не пересказ событий, а  исповедь.  Неслучайно                Лев Толстой считал искусство формой общения. Иная,  просветленная жизнь соединяет певца со слушателем, счастье единения  с залом  испытано   певцом не раз.  Певец исполняет и лирические песни, например,  песню  Г.Корепанова  «Не смог забыть».  С особенным успехом выступает в концертах дуэт  Файзуллина и Сакерина, зрителям полюбились в их исполнении   «Тройка»  на музыку  Булахова, украинская  песня «Месяц на небе», песни советских композиторов   «Дороги», «Давно мы дома не были», «Березы», «Прощайте, скалистые горы».      Музыкант большой культуры и высокой требовательности, Рафик Файзуллин многие годы  был участником художественной самодеятельности,    пел в академическом народном хоре  «Надежда», выступал  в концертах соло,  а также дуэтом с другими певцами. Высокий уровень  подготовки концертных программ и выступлений сказывается и в подходе к выбору языка песен: все произведения , написанные   авторами из Удмуртии, исполняются на языке источника,  ( а это не только удмуртский, но и татарский язык), а также на русском языке. Это вызывает живой отклик у владеющих этими языками слушателей, они часто обращались со словами  благодарности к артистам после музыкальных вечеров.   Годы упорного труда над музыкальным материалом приводят  к признанию заслуг:   Файзуллин Рафик   награжден  дипломом 1 степени республиканского конкурса исполнителей романсов «Я встретил вас»,  жюри присудило ему 1 место в конкурсе исполнителей  Открытого  республиканского фестивале татарской культуры «Ижау моннары», он лауреат Открытого республиканского инструментального конкурса татарской музыки «Весенняя капель».  Сколько замечательных музыкальных впечатлений хранятся  в памяти его  слушателей!    Нет предела изучать и удивляться.   Поздравляя   солиста   ансамбля  «Лира» Рафика Раззяповича Файзуллина  с 80 – летним юбилеем,   мы восхищаемся им   как образованным, интеллектуально развитым,  воспитанным человека, способного подать самый лучший пример молодежи. Широкий круг интересов, остроумие в беседе, высокая культура во взаимоотношениях с людьми – вот что отличает этого «молодого» человека. Когда одного из героев произведения А.И.Герцена «Былое и думы» спросили:  «Когда же вы начнете стареть?»  -  он ответил, что воспитанный человек становится старше, но никогда не стареет! Эти слова можно с полной уверенностью отнести к Рафику Файзуллину. 
       Ансамбль  «Лира»  использует выразительные возможности  своих участников  не только в соло, но и в совместном исполнении: дуэт, трио.   Особенной любовью слушателей пользуются дуэты из опер и оперетт, а также итальянские песни в исполнении Галины Аникиной и Юрия Сакерина. Песни советских композиторов Юрий Сакерин с большим успехом исполняет дуэтом с Валентиной Шамшуриной.  Произведения духовной музыки звучат в дуэте Марии Хамитовой и Рафика Файзуллина.  Мужественно, сдержанно, с высоким чувством исполняет военные песни дуэт Юрия Сакерина и Рафика Файзуллина.  Особенно большой репертуар накоплен дуэтом Елены Татаркиной и Рафика Файзуллина, это  рождественское песнопение «Тихая ночь»,  романсы  «Не искушай меня»,  и «Романс» на музыку Г.Свиридова,  романсы на слова А.Пушкина «Зимний вечер» и «Узник»,  песни на слова современных поэтов: «Закаты ранние»,  «Талисманы»,  «Сиртаки» ,  «В этой деревне» ( сл. Н.Рубцова),  украинские народные   песни  «Ой пид вишнею» и «Варенички».
      Хочется сказать самые теплые слова благодарности в адрес руководителя ансамбля Елены  Евгеньевны  Татаркиной.  Создатель коллектива сольного академического пения, она неустанно работает над сохранением задуманных принципов: нести слушателям классическую музыку, добиваться  высокого качества исполнения этой музыки, для чего много и тщательно репетировать перед выступлениями, исполнять не только эмоционально, вдохновенно, но и правильно.  Записывая вступления солистов ансамбля   на видео и аудиотехнику,  руководитель  Е.Татаркина впоследствии подробно проанализирует каждое исполнение. Кроме того, такие  видеозаписи  стали архивом многочисленных концертов для ветеранов в ЦСО, в санаториях, профилакториях, на литературных вечерах,  на юбилеях творческих людей республики, городских праздниках и общественных акциях.  Коллектив подготовил несколько  тематических программ: песни на стихи поэта Семена Перевощикова («Не думал я» на музыку И.Федорова, «Пусть поседели волосы твои» на музыку Л.Никитиной,  «Дорога домой» на музыку Г.Корепанова),  песни на стихи поэта Николая Мрыхина  («Царь природы» на музыку Л.Никитиной, «Талисманы любви»  на музыку А. Касимова, «»Горлинка» , «Островок надежды»  и «Возвращение солдата»  на музыку Л. Никитиной) ,  песни на стихи Флора Васильева («Удмуртии моей» на музыку Е.Копысовой, «Деревни» на музыку И.Федорова, «Единственное» и «Гречиха» на музыку Л.Никитиной), песни, созданные во время войны и о войне.  «Лира» принимает участие в крупных событиях музыкальной жизни республики: в дни празднования 175 – летнего юбилея П.И.Чайковского для жителей   Ленинского района в ДК «Спартак» был проведен концерт, программа которого была составлена из произведений нашего великого земляка, были   исполнены  произведения  П.И. Чайковского:   «Колыбельная»   на слова А. Плещеева, «Мой садик» слова А.Плещеева,  «Детская песенка на слова   И.Аксакова,   «Мой миленький дружок» из оперы «Пиковая дама», песня   Людмилы Никитиной  «Воткинский мальчик» на слова С. Широбокова о детстве П.И. Чайковского. На сцену вышли и ученики Елены Татаркиной, которых она учит игре на фортепиано.  Присутствовавшие в зале бабушки и дедушки юных музыкантов были очень растроганы, слушая иногда робкие  попытки выступлений на сцене со сложными произведениями  классической музыки, они все очень благодарны своей учительнице музыки за терпение и доброту, за постоянное стремление вывести юных музыкантов  на сцену.   В  прекрасном новом концертном зале музея – усадьбы Чайковских, появившемся после полной реставрации музея,  ансамблем  «Лира» были  исполнены произведения  Петра Ильича во время творческой встречи городского литературного объединения Воткинска «Слово» и Русской секции при Союзе писателей (Ижевск).  Благодаря неустанным хлопотам  Елены Евгеньевны,  солисты ансамбля не остаются в стороне ни  от одного крупного музыкального события в городе и республике, она постоянно помогает подготовить концертные номера для участия в прослушивании и  обязательно придет «поболеть» за своих участников
Свидетельством признания являются высокие награды:  Благодарность Министерства национальной политики,     Благодарность Общества русской культуры, Благодарность Союза писателей Удмуртии,  Благодарственное письмо Управления по культуре Администрации Ижевска (2012),  Администрации Ленинского района Ижевска, Совета ветеранов Ленинского района Ижевска, Благодарность Совета УРО  Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Благодарность Совета  ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Благодарность Епархиального отдела социального служения прихода Свято – Михайловского собора Ижевска
    Итак, стоит ли тратить  наше время на посещение  литературно – музыкальных вечеров, чтобы послушать там непрофессиональных музыкантов?   Как ни странно, именно  у нас,  в наших краях, есть ответ на этот вопрос.   Ответ могут дать    домашние концерты в доме   начальника Камско – Воткинского округа подполковника Ильи Петровича Чайковского.  Самые ранние музыкальные   впечатления будущего великого композитора Петра Ильича Чайковского  связаны   не с концертными залами, а с родительским домом. Мать композитора Александра Андреевна   играла на фортепиано, пела романсы Алябьева, Варламова, Гурилева.  Первая учительница музыки маленького Пети  отнюдь не оканчивала консерваторию,   была из крепостных,  признавалась, что училась «на медные деньги». Мария Марковна Пальчикова впитала народную музыкальную культуру, обладала  незаурядными природными способностями  и глубокой  любовью к музыке,  неслучайно впоследствии великий композитор назначил ей пенсию  и переписывался с ней до её смерти.  В  Благовещенском соборе Воткинска  был хорошо поставлен хор благодаря усилиям священника  В.Е.Блинова, певчими в доме Чайковских восхищались. И вот пример, сходный  с современностью:  в  доме Чайковских в Воткинске сложился любительский камерный ансамбль, состоявший из горных инженеров,  военных, доктора, лесничего. 
        Много подобных традиций домашнего музицирования хранит культурная история Воткинска:  в  дореволюционной России любительские исполнители объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Существовали и рабочие кружки, народные театры. В  1909 году было создано в   Воткинске   Музыкально – драматическое общество имени П.И. Чайковского.  Самодеятельные артисты устраивали камерные концерты  с исполнением романсов русских композиторов.   Общество пропагандировало  классическое искусство. 
        Что же касается  механического воспроизведения музыки, то и в те времена такие возможности были, именно благодаря им будущий композитор смог познакомиться с  произведениями Моцарта: в доме была оркестрина.  Это механический орган,  который отец привез  из Петербурга после переезда в Воткинск.  Её программа была очень большой, включала, кроме Моцарта, произведения Россини, Беллини, Доницетти,  она  познакомила ребенка, живущего в  далекой провинции, с оперой.    
  Да, именно такие давние для нашей земли традиции продолжает  концертная деятельность ансамбля солистов «Лира».   В  одной из библиотек города – филиал № 20  - был создан и успешно действует  музыкально – поэтический клуб с этим же названием:    в библиотеке, где имеется фортепиано, проводятся  репетиции, обсуждаются   программы предстоящих концертов и музыкальных вечеров. Директор библиотеки Анастасия Сергеевна Тихомирова           всегда очень  тепло встречает любящих музыку ветеранов, оказывает методическую помощь в поиске нужных поэтических текстов на удмуртском языке, их переводе на русский язык, в  подборе видеоматериалов, которые будут сопровождать исполнение песен.  Для этого  библиотека прекрасно оборудована техническими средствами, а главное – высокопрофессиональным, любящим своё  дело персоналом: зав. читальным залом    Елена Георгиевна Беспалова   хорошо знает удмуртский язык и литературу, прекрасно ориентируется в поисковых системах,   держит связь с преподавателями и студентами факультета удмуртской филологии УдГУ.      
      Как видим, почти столетие тому назад  жители нашей  республики  знали ответ на вопрос о целесообразности музыкальной самодеятельности,  стремились  сохранять и поддерживать традиции классического искусства, жить в мире академической музыки, впитывать в себя её богатство,  отпущенными природой возможностями  исполняли её.    Недаром в одном из писем русский поэт  Алексей  Константинович Толстой писал: «Нет  другой такой вещи, ради которой стоило бы жить, кроме искусства!»