любимый предмет...

Любушка 2
          Шёл урок географии.
          Кстати, что касается ударения в названии предмета, преподаваемого Анной Павловной ученикам 7 «а» класса, то это выглядит так – геогра`фия. Ударный слог во время диктовки учительница подчёркивала не только голосом. Стараясь донести до школьников, склонившихся над тетрадями, знания любимого предмета, ритмомелодический строй речи она сопровождала выразительными движениями мимических мышц лица. Конечно текст не ноты, но в интонации, с какой он читался, как в прослушиваемой на сольфеджио мелодии, Наташа улавливала изменения темпа, высоты тона и силы звучания, ударения и паузы.
          Бросая короткие взгляды на учительницу, Наташа тут же утыкалась в записи. Девочку удивляла напряжённая манера говорить во время диктования нового материала на уроке. Мимика учительницы притягивала живостью, пугала некрасивостью и Наташа, борясь с искушением повторить движения губ, обнажающие зубы верхней и нижней челюстей, старалась не поднимать глаз на  Анну Павловну. Слушала и выводила в тетради:
          «Физическая география исследует ландшафтную оболочку земного шара, которая состоит из земной коры, нижней части атмосферы, вод, почвенного покрова, растительности и животного мира».
          – Дальше пишите с красной строки и первые два слова подчеркните, – слышала Наташа и продолжала записывать.
          «Экономическая география, как социальная наука, изучает размещение населения и общественного производства, условия и особенности развития производства в различных странах и районах».
          Да, если вы не знаете, а, может, просто подзабыли, «география» в школе – это учебный предмет, имеющий целью дать учащимся знания основ физической и экономической географии. В переводе с греческого языка «география» - описание Земли.
          Анна Павловна любила свой предмет и знала причину введения его в школах как Западной Европы в конце семнадцатого века, так и в школах России - в начале восемнадцатого, и часто задавала ученикам вопросы, не связанные с текстом учебника. А так как детям свойственно отвлекаться на уроках, любить всё сказочное и приключенческое, то они отвечали не так, как хотелось учительнице.
          –  Миронов, почему не записываешь? Что ты там делаешь за спиной  Нефёдовой? Встань и ответь с места. Чем была вызвана необходимость в распространении географических знаний?
          –  …Поиском сокровищ?..
          –  Отто, помоги своему горе-соседу по парте…
          –  …Желанием путешествовать?..
          –  Да!.. Садитесь оба! …Необходимость в распространении географических знаний была вызвана интересами развивающейся торговли и промышленности. Потому первым учебным заведением в России, в котором преподавалась география, была Школа математических и навигацких наук, открытая в 1701 году. Двумя годами позже география была введена в первой русской гимназии Эрнста Глюка в Москве. В Школе математических и навигацких наук и в некоторых других учебных заведениях преподавалась преимущественно математическая география, включавшая сведения о форме, величине и движении Земли как планеты, о географических координатах. В большинстве же учебных заведений России изучалась политическая география, включавшая описания различных стран мира.
          –  Попков Владимир, я просила в библиотеке Дома Культуры выписать названия первых учебников по географии в школах Российской империи. Зачитай, пожалуйста.
          Наташа посмотрела, как Вовка встал и, поправив очки на носу, начал читать:
          –  Первые руководства по географии в России были переводными. Первый учебник неизвестного автора, переведенный на русский язык предположительно с голландского, назывался: «География или краткое земного круга описание» и был напечатан повелением царского Величества в типографии московской Лета Господня 1710 года в месяце марте. «География генеральная» Бернхардуса Варениуса, изданная в Амстердаме в 1650 году, на русском языке была издана в 1718 году по приказу Петра I. «Земноводного круга краткое описание» Иоганна Гибнера - издано в Германии в 1693, русский перевод в 1719 году.
          –  Спасибо, садись. Ты откуда это выписал?
          –  Как Вы мне и говорили - из Педагогической энциклопедии. Том первый.
          –  Да, да... хорошо. Все названные учебники содержали большие перечни географических названий, фактов и цифр. Весь материал давался в них в виде вопросов и ответов, которые ученики были обязаны заучивать наизусть!.. –  Анна  Павловна обвела взглядом класс, сделав многозначительную паузу, и, посматривая в тетрадь, которую держала в левой руке, продолжала рассказывать. – Сведения по географии России в учебниках были незначительны по объёму и содержали много ошибок. В 1742 году вышел первый русский учебник "Руководство к географии", в 1776 - учебник отечественной географии Xаритона Андреевича Чеботарёва "Географическое методическое описание Российской империи ", в котором, в отличие от переводных учебников, давались более полные и правильные сведения о географии России. Учебник был составлен на основе материалов, собранных русскими учёными во время экспедиций.
          –  Я же говорил, что географию нужно знать путешественникам, -  зашептал Эрих, склонившись к уху соседа. – Ты что это рисуешь? Дай посмотреть!
          –  Отстань… Увидит!.. Потом, – отодвинул его локтем Толик.
          Анна Павловна прекрасно понимала, что методические приёмы преподавания географии рассчитаны главным образом на облегчение механического запоминания детьми многочисленных географических названий и сведений справочного характера. Потому, заглянув в журнал, произнесла:
          –  Галкина, пройди к доске и покажи на карте границы нашей страны, назови страны, с которыми она граничит, а также моря и океаны, что омывают её берега. 
          И пока маленькая, и худенькая девочка вылезала из-за парты, шла к доске, водила большой указкой по огромной карте и считывала, а потом громко произносила названия стран, морей и океанов, Анна Павловна успевала подумать о своём.
          Будучи студенткой, проштудировав в читальном зале первый том Педагогической энциклопедии, она подготовила реферат о значительном вкладе в развитие школьной географии на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков Евдокима Филипповича Зябловского и Константина  Ивановича Арсеньева. В большинстве высших и средних учебных заведениях Российской империи в течение первых трёх десятилетий девятнадцатого века использовались учебники Зябловского - профессора кафедры географии и статистики в Главном педагогическом институте в Петербурге. Здесь впервые была начата подготовка педагогов-географов. В этот педагогический институт по окончании костромской семинарии был направлен в числе лучших учеников Арсеньев - сын сельского священника. По завершению учёбы Константин Арсеньев был назначен преподавателем географии и статистики в помощь профессору Зябловскому.
          Вскоре отношения между ними на почве разногласий, и научных и политических, сильно испортились. Зябловский помешал Арсеньеву своевременно получить звание адъюнкта, а затем стал и вообще его политическим противником. Звание адъюнкт-профессора Арсеньев получил только в 1817 году. В следующем году он опубликовал «Краткую всеобщую географию», выдержавшую двадцать изданий и служившую учебником в течение тридцати лет, вплоть до 1849 года, когда его сменил учебник Александра  Григорьевича Ободовского.
          Анна Павловна вздохнула, вспомнив, как хотела остаться на кафедре, заниматься наукой, написать учебник, но оставили Петра Петровича Петрова, а её направили в поселковую школу учительствовать.
          –  Галя, а теперь отвернись от карты и назови страны, с какими у нас западная граница.
          –  Норвегия, Финляндия, Польская Народная Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика, Венгерская Народная Республика, Социалистическая Республика Румынии, Народная Республика Болгария.
          –  Так... Кто поправит? Беспалова?..  Нет, Людмила, подожди…  Миронов внимательно слушал и поправит Галкину.
          Наташа видела, почти все тянули руку, чтобы ответить, а  потревоженный учительницей мальчишка что-то быстро накрыл учебником на своей парте и, встав, непонимающе смотрел из-под белобрысой чёлки то на учительницу, то на Галю Галкину, которая растерянно улыбалась его такому серьёзному взгляду.
          –  …Болгария, – отчаянно шептал за спиной соседа Эрих. – Имеет выход к Чёрному мо-о-рю-ю…
          –  Болгария... – как попугай повторил Миронов. –  Чёрное море… 
          –  Удивительно!.. Правильно… - нет сухопутной границы у нас с  Народной Республикой Болгарии. Садись…
          –  Отдай, – услышала Наташа громкий шёпот Миронова и, обернувшись, увидела, как тот вырвал какой-то листок из рук улыбающегося до ушей Эриха.
          –  Отто, что за возня у вас на парте? – учительница забрала у  Галкиной указку и протягивала Эриху. –  Покажи и назови основные горные массивы нашей родины и большие реки, стекающие с гор. 
          Наташа увидела, как покрасневший Толик ткнул соседа кулаком в бок, когда тот вставал, выставляя в проход между партами свои длинные, как у циркуля, ноги.
          Да, Анна Павловна помнила, но, возможно, вы не знаете, -  в учебниках Константина Ивановича Арсеньева отводилось значительное место объяснительному материалу о связях хозяйства и природы, а также вопросам физической географии. В 1818—1819 годах Арсеньев издал две части своей основной работы «Начертание статистики Российского государства». В этих книгах он в ряде мест высказывался в духе буржуазно-либеральных идей того времени против крепостного права, за экономическую и гражданскую свободу: «Крепостность земледельцев есть также великая преграда для улучшения состояния земледелия; «Свобода промышленника и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного»; «Гражданская личная свобода - источник величия и совершенства всех родов промышленности».
          И в учебнике и в «Начертании статистики...» Арсеньев очень большое внимание уделил районированию России, выделив десять пространств: Северное, Алаунское (губернии: Петербургская, Новгородская, Псковская, Тверская и Смоленская), Балтийское, Низменное, Карпатское, Степное, Центральное, Уральское, Кавказское и Сибирское. Опыт районирования России, произведенный Арсеньевым, был, вообще говоря, уже не первым, но его опыт превосходил предыдущие и широтой, и обоснованностью; он охватывал не только природу, но также и население и хозяйство.
          Положив эту сетку районов в основу описания России, Арсеньев тем самым переводил это описание с позиций отраслево-статистических на позиции районно-географические и много сделал для выделения экономической географии из русла статистики в качестве географической дисциплины.
          Зябловский, представитель камеральной статистики, не замедлил написать в реакционном издании «Дух журналов» ряд рецензий на книги Арсеньева в стиле политического доноса; на эти рецензии Арсеньев отвечал в «Сыне отечества».
          В полемике, возникшей в 1818—1819 годах у него с Зябловским, Арсеньев уточняет особенности своих исследований. Основанием для разделения страны на районы, как писал Арсеньев, для него являлось сходство некоторых губерний между собою по климату, качеству земли, произведениям природы и по промышленности жителей.
          В 1821 году, в связи с усилением общей политической реакции, Арсеньев вместе с другими прогрессивными профессорами - Германом, Раупахом и Галичем - был обвинен реакционером Руничем в пропаганде среди студентов «идей, разрушительных для общественного порядка и благосостояния». Арсеньеву были поставлены в вину его утверждения, почерпнутые доносчиками из студенческих записей лекций, о том, что «свободный труд производительнее крепостного и что лучшее поощрение промышленности заключается в гражданской свободе», а также о том, что «народ был прежде правительства, следовательно, народ важнее правительства, и мы должны говорить о народе так, как о важнейшем предмете». Учебное ведомство решило предать профессоров уголовному суду, но под давлением общественного мнения это постановление в высших инстанциях не было утверждено, и в 1827 году дело было прекращено.
          После этого Арсеньеву пришлось быть более осторожным в своих высказываниях по вопросам крепостного права, а в некоторых случаях и делать заявления о своих «верноподданнических» чувствах. После увольнения из университета он преподавал историю, географию и статистику в военных учебных заведениях и составил учебник по истории древней Греции.
          В 1826 году Арсеньев был избран членом-корреспондентом, а в 1836 - действительным членом Российской Академии наук. В 1828 году Арсеньев был назначен преподавателем истории и статистики к наследнику престола - Александру II, причем ему было предоставлено право требовать из различных ведомств необходимые сведения по статистике и пользоваться государственными архивами. Это сильно облегчило его научную деятельность в области географии и истории. В своем вышедшем в 1832 году «Гидрографическо-статистическом описании городов Российской империи...» Арсеньев выступил одним из зачинателей географии городов, как особого вида географических описаний; характеристики городов он дает с учетом их географического положения на водных путях сообщения и в динамическом разрезе. Написанная под его руководством работа «Статистические сведения о Санкт-Петербурге», изданная в 1836 году, интересна как один из первых опытов микрогеографического описания города.
          Анна Павловна вспомнила о сниженной оценке за реферат и полученном замечании, что увлеклась описанием заслуг К.И.Арсеньева, но она тогда нашла его портрет в библиотеке, биографию и хотела со всеми поделиться.
          Посмотрев на уверенно держащегося у доски ученика, Анна Павловна взглянула на часы и, похвалив, отправила Эриха на место.
          –  Откройте тетради и запишите, – учительница подождала, пока шелестение закончилось, и застучала мелом по доске.  – Союз Советских Социалистических Республик. Площадь двадцать два и четыре десятых миллиона квадратных километров. Это одна шестая часть обитаемой суши. Четыре площади всей Западной Европы. В три раза больше по площади, чем Соединенные Штаты Америки, в сорок раз больше Франции, в девяносто два раза больше Великобритании.
          Повернувшись к классу, Анна Павловна продолжила:
          –  Так… Задание на дом  - отметьте на контурной карте крайние точки СССР на севере, юге, востоке и западе. Определите широту северной и южной, долготу западной и восточной точек СССР. Пишите…
          …Мыс Челюскин - самая северная точка Советского Союза на материке. …Со-вет-ско-го Со-ю-за на ма-те-ри-ке…
          Наташа подняла глаза на учительницу. Губы непроизвольно зашевелились и, разъехавшись вверх и вниз, обнажили зубы. Скопировала, повторила за учительницей одними губами «…Со-ю-за на ма-те-ри-ке…».
Встретилась со взглядом карих глаз Анны Павловны и тут же испуганно уткнулась в парту!.. И услышала, как захлебнулась, прервалась учительницы речь:
          –  Мыс Дежнева… - са-ма-а... 
          Медленно оторвав взгляд от тетради и из-под бровей, виновато посмотрев на Анну Павловну, девочка попала под испепеляющий взор и направленный на неё указательный палец правой руки, которая широко от плеча переводила этот палец с неё на дверь…, - один, два, третий раз… и тут, казалось, взорвалось что-то - так вырвался наружу на максимальной громкости голос преподавателя:
          –  Вон! Вон из класса! Во-он!...
          Наташа вскочила за партой и, глядя под ноги, боясь споткнуться, побежала к двери… Прикрыла осторожно за собой.
          «Куда?» Лицо пылало! Прислонилась к стене, но встретившись с любопытным взглядом Виталика Федоровского, стоявшего у дверей шестого «в», поспешила на лестницу, на первый этаж, в раздевалку.   
          Когда прозвучал звонок на перемену, подождав немного, вернулась в класс.
          Девчонки не дали пройти на место, сразу обступили:
          –  Что ты сделала?
          –  За что?
          –  Я думала, учительница Миронова выгоняет из класса, -  сказал кто-то за спиной и очень больно дёрнул за косу. -  За что же тебя?
          –  За что надо, за то и выгнали! – Наташа обернулась, слёзы навернулись на глаза, а, увидев перед собой из-за слёз расплывчатую,  нагловато насмешливую рожицу Тани Какуриной, запустила пальцы в её голову и потянула. – Ни за что! Просто выгнали и всё!
          –  Так не бывает! – Танька, взвизгнув, дотянулась до Наташкиных кос и дёрнула, что есть силы… –  Не ври!
          –  Бывает!  – Наташа не отпускала Танькины жиденькие волосы. 
          Все кинулись разнимать.
          –  Смотри! Что это с ней? – Эрих  говорил о Наташе.
          –  Расстроилась… – Толик  встал… – А я действительно думал, что это меня выгоняют за рисование на уроке.
          –  Да, и я тоже. Видел, как ты стал подниматься, а Наташка вперёд тебя вскочила. Покажи ей, что нарисовал. Очень похоже получилось.
          –  Нет! Ты что? Она сейчас порвёт! И не говори никому.
          Звонок на следующий урок развёл всех на свои места, за парты.
          Алгебра прошла без происшествий, если не считать того, что после раздачи тетрадей с контрольной работой, Нина Петровна объявила на весь класс, что хотела бы, чтобы Миронова, кто-то взял под свой контроль из успевающих учеников, и она поглядела на Наташу выразительно.
          –  Наташа, во-первых, ты должна будешь спрашивать, сделал ли он домашнее задание…
          Класс вразнобой захихикал.
          –  Тихо! После урока оба подойдёте ко мне.
          Наташа не знала, как быть со следующим уроком географии, потому совсем не придала значение пионерской нагрузке - помогать Толику Миронову. Мучил вопрос: «Спрашивать разрешение на присутствие на уроке или нет?»   
          К географии готовилась, выучила, чуть ли не наизусть параграф, контурные карты разрисовывала, следила и записывала в дневнике «Погоды» осадки, показания термометра, что был прикреплён папой снаружи к балконной двери.
          На уроке просто сидела на своём месте и старалась не глядеть на  Анну Павловну, как и прежде. Учительница её не замечала, к доске не вызвала, контурные карты и дневник «Погоды» не попросила. Наташа, записывая по диктовку, не услышала прежнего звучания. Когда же коротко посмотрела на  Анну Павловну, то сердце, казалось, запело радостно – лицо учительницы не  перекашивали прежние мимические упражнения. Оно было спокойно и красиво, как при обычном разговоре.


***
Переписка в интернете...

Эрих:
-   Наташ, ты только не обижайся на меня, за мои нескромные вопросы. В последнее время ловлю себя на том, что мысленно беседую с тобой - старею, наверное? В седьмом классе мы с Толиком сидели за одной партой в левом ряду у окна. У тебя тогда были две косы. Толик нарисовал их  - получилось очень похоже, и он этим гордился. Но в восьмом ты их обрезала, чем расстроила многих ребят (в т.ч. и меня). Но девчата были на твоей стороне. Кстати потом я понял, что новая причёска лучше.

Анатолий:
-   Боже мой. Да как же это так, неужели это ты. А ты знаешь, как я тебя в то время любил. Я помню в одно время, вот только не помню с кем, ты была закреплена за мной в плане отстающего. А у меня где-то еще сохранился тот рисунок. Я постараюсь его найти. Как хотелось бы встретиться…

Наталья:
-   А я этого всего не знала и не помню...  Нет... Встречаться не будем.