О национализме и экспансии

Александр Цыганков фон Клейст
http://www.duel.ru/200235/?35_2_2

О НАЦИОНАЛИЗМЕ И ЭКСПАНСИИ

Многие средства массовой информации коммунистического и патриотического настроя нередко допускают нападки на национализм как на мелкобуржуазную идеологию и даже «животное» чувство. Первое обвинение кажется странным. Мелкобуржуазный национализм проявил себя лучше всего в фашистской Германии и ужаснул весь мир - но все его ужасы не могут не показаться детской сказкой в сравнении с теми проявлениями межнациональной борьбы и сопутствующей ей жестокости, что происходили в феодальное средневековье, а тем паче в более древние времена. Так что, во-первых, национализм - свойство, присущее не только буржуазному строю; во-вторых - в эксцессах жестокости не только он один виноват.

А вот насчет нечеловеческой, «животной» природы этого чувства...

Каково население, таковы и чувства. А среди как ныне живущих, так и умерших человекообразных животных было куда больше, чем людей. Да и на Людях слой собственно Человеческого до сих пор очень тонок. Это Человеческое - как кора головного мозга: вся высшая нервная деятельность сосредоточена в ней, а основная часть мозга, превосходящая кору и по объему, и по массе, отвечает за физиологические процессы, примитивные и не очень эстетичные, но зато обеспечивающие физическое существование организма, а когда организму необходимо просто выжить, работает фактически только эта, подкорковая часть мозга.

Если следовать «органицистской» школе геополитики, рассматривающей государство как живой организм, то данная аналогия как нельзя лучше соотносится с реальностью. Как у тела человека существует внеразумный (сверхразумный?) рефлекс на боль, спасающий его, когда разум даже не успел обработать полученную информацию, так и у нации существует подобный рефлекс самосохранения. Это - национализм.

Нация неразрывно связана с территорией, на которой она живет (исключения составляют евреи, цыгане и некоторые другие малые народы). Для своего сохранения нация должна сохранять и защищать свою землю. Поэтому здравый национализм всегда в первую очередь связан с защитой пространства и уже во вторую - с вытеснением «чужаков» (концепция «крови и почвы» немецких консервативных революционеров начала XX века). Из этого следует, что национализму не обязательно принадлежать какой-либо одной нации (обычно для опровержения этого утверждения вспоминают о который раз переворачивающейся в могиле Германии 1933-45 годов). Чтобы доказать данное утверждение, можно вспомнить советский национализм сталинской империи, а также современный Американский национализм. Наиболее ярко он проявляет себя, когда нации что-то угрожает. Так, в СССР советский национализм проснулся в годы Отечественной войны, в США - в последнее время, когда эта страна, несмотря на всю свою военную и экономическую мощь (во многом мнимую), сумела добиться ненависти всего мира, свидетельством чего является направленное прежде всего против нее антиглобалистское движение. Вспомним «волну патриотизма», прокатившуюся по США после сноса небоскребов 11 сентября 2001 года. Когда в случае опасности у нации не просыпается национализм, значит, она обречена. Яркий пример - Франция во время Второй мировой войны. В 1940 г. Париж был объявлен перед немцами открытым городом, а в 2000 г. каждым пятым парижанином был негр или алжирец.

Созидающий национализм - это всегда ответ на внешний вызов, это отдергивание руки от пламени, это ответный или упреждающий, но не атакующий удар.

Национализм всегда фанатичен и нетерпим - ибо невозможно защищаться без этих качеств от противника, который агрессивен, нетерпим и фанатичен изначально. Когда у народа есть пространство, то его агрессия - следствие националистического всплеска - как правило не выплескивается за пределы его естественных границ. Экспансия может, разумеется, идти дальше, но только в мягкой форме - иначе неизбежен адекватный ответ встрепенувшихся соседей.

Пример этого - Вторая мировая война. Германия легко захватила Европу. Гениальное предвидение Гитлера* позволило ему понять, что он не встретит серьезного сопротивления. Он несколько переоценил склонность англичан к союзу с ним, недооценил их способность к сопротивлению, а вот западных и южных славян оценил совершенно верно. С разрушением Австро-Венгрии, с утратой руководящего германского элемента во вновь возникших государствах - Чехословакии, Югославии - царили разброд и шатание (тот факт, что при большевиках русские не развалили свое государство без «руководящей роли немцев» и даже разгромили их, отнюдь не опровергает мнение Гитлера о славянах. Он подтверждает мнение В. Селиной о том, что Русские - неславяне).

Итак, национализм, выплескивающийся за пределы, отведенные народу климатом, рельефом и историей, приводит к затяжным и кровопролитным войнам, наносящим огромный ущерб всем. Гитлеровцы легко подчинили территорию бывшей Австро-Венгерской империи, быстро заняли Францию, но, выйдя за свой предел, ворвавшись в Советский Союз, - они потерпели поражение.

Возможен и иной вариант - национализм народа, лишенного пространства. Пример (слава Богу - единственный) - еврейский национализм вне пределов Израиля. Порожденный теми же причинами, что и любой другой национализм, он, в силу того, что не может закрепить за собой пространство, которое занимает исторически еврейский народ (а это пространство вследствие рассеяния - весь мир!), вынужден так или иначе бороться с тем народом, территория которого является местом его развития. Отсюда - печально известный еврейский фашизм, и естественная реакция на него - юдофобия.

Главное, что причины, порождающие эту борьбу, рациональны и при нынешних условиях неустранимы. Сохраняющий за естественными пределами нации свою агрессивность национализм из созидающей силы становится силой разрушительной и вызывает ответный удар. Маятник раскачивается, не в силах остановиться в точке равновесия. Пример из новейшей истории - бесконечные арабо-израильские военные столкновения; в более старой истории подобных примеров не счесть.

Разорвать порочный круг можно лишь одним способом - построением Коммунизма. Сначала, как нас учили Ленин и Сталин, в одной, отдельно взятой стране. Далее - в зависимости от обстоятельств...

А.В. ЦЫГАНКОВ

* В части I главе III «Общеполитические размышления, связанные с моим венским периодом» книги «Моя борьба» Гитлер пишет: «Австрийский немец всегда мыслил в масштабах более чем крупных. Он привык жить в рамках большого государства и никогда не терял сознания тех задач, которые отсюда вытекают. Он был единственным в этом государстве, кто мыслил не только в рамках своей национальной провинции, но и в рамках всего государства. Даже в тот момент, когда ему уже угрожала судьба быть оторванным от общего отечества, он все еще продолжал думать и бороться за то, чтобы удержать для немецкого народа те позиции, которые в тяжелой борьбе завоевали на Востоке его предки... В политическом отношении только немцы и объединяли всю империю... Государство должно было образоваться и управляться либо самым централизованным образом, либо оно не могло существовать вовсе».

Теми же словами можно было бы описать положение и значение русских в Российской империи и в Советском Союзе.