Пьянство в воспоминании

Александр Цыганков фон Клейст
http://www.duel.ru/199835/?35_3_2
ПЬЯНСТВО (В ВОСПОМИНАНИИ)


(А. ЦЫГАНКОВ)

С большим волнением подступаю к этой теме. С одной стороны, эта проблема весьма важна и глубока, с другой стороны, она настолько запутана демократскими "исследователями", что развязать этот гордиев (горбачевов) узел представляется довольно трудным занятием.
Сколько людей, столько и мнений на этот счет. Вот, например, Новодворская считает пьянство чисто русской и, следовательно, негативной чертой, боится, что русские перепачкают Совет Европы, в который их поэтому даже пускать нельзя. Конечно, зачем вредить соотечественникам-согражданам (ведь Новодворская - "гражданка мира")? На употребление русскими спиртного у нее взгляд потенциального рабовладельца, сожалеющего о порче рабочей силы.


Поразительно совпадает с вышеприведенным второе мнение: "Разве не подлость напоить человека водкой, чтобы он одурманенный ею, не отдавал себе ни в чем отчета..." Несмотря на всю гуманность, которой пропитан этот документ, у него есть значительный "минус": он был создан ведомством Геббельса, о чем свидетельствует своеобразная орфография и индекс "117 BF" в уголке (1941 г.).

Какое единодушие у европейцев!

И, наконец, мнение человека (первое и второе мнения можно назвать рассуждениями ЛЮДЕЙ лишь с большой натяжкой), жившего более столетия назад, поэта Н.А. Некрасова. Он не восхваляет пьянство, но и не издевается над ним в стиле разномастных войновичей; он, как и Гусинский, "лиру посвятил народу своему" (правда, Гусинский и Некрасов принадлежат к разным народам).

Некрасов приводит не только прагматическое обоснование "права на пьянство": "до смерти работает, до полусмерти пьет", но и ищет более глубокие причины этого явления и - находит! "Пьем - значит, силу чувствуем", поэтому "не горевать тут надобно". Эти строки не утрачивали своей актуальности довольно долгое время, да и сейчас их смысл не вполне извратился.

Свои мысли, в соответствии с тогдашними литературными канонами, поэт вкладывает в уста одного из своих героев, Якима Нагого ("Кому на Руси жить хорошо"). Как видно, у Некрасова этот вопрос наиболее ясен.

Чем дальше, тем больше этот вопрос запутывался, а ответы на него становились все более и более русофобскими. Так что истину можно найти только в случае отречения от позднейших (современных) напластований.

"Питие" уходит корнями в языческие времена. Так, в требу Даждьбога (бога солнца) входят, наряду с прочими продуктами, мед и вино, в требу богини воды Даны - хлеб, пиво, вино и т.д.

Святое Православие, византийское христианство, в некоторых чертах было сходно с русским язычеством (в формах отправления культа, возможности более близкого общения с Богом, чем в католичестве, где неизбежно присутствует посредник - Папа Римский), почему оно и было принято, однако наиболее известный аргумент в его пользу - "Руси веселие пити не может без того быти", провозглашенный князем Владимиром Святым.

На протяжении длительнейшего периода времени пьянства не было как такового; употребление спиртного имело почти ритуальный характер. Иногда в нем проглядывают весьма странные в "мирской жизни" мотивы. Так, некоторые раскольничьи старцы проповедовали необходимость вечного Труда, а если делать нечего - "строить стену, сокрушать ее и строить снова". Для народа, далекого от подобных мистических доктрин, роль "стены сокрушаемой" играло употребление спиртного.

Некоторый перелом произошел в XVI-XVII вв., когда жизнь народа ухудшилась, появилось желание "забыться", и корчмы (заведения, где помимо спиртного подавалось и съестное) стали вытесняться кабаками (исключительно питейными заведениями), но характер "таинства" питие сохраняло еще довольно долго.

А в русских пословицах о пьянстве порой поднимаются наружу древние и мистические пласты "коллективного бессознательного". Вот, например, одна из известнейших "Пьяному море по колено". Может, в ней отголоски воспоминаний о безрассудной ярости берсерков - лучших и сильнейших воинов? Или понимание того, что "зеленый змий", отталкивая реальность, позволяет выйти в "тонкий мир" и стать магом (западноевропейские мистики, "кроулианцы", делали так; пишут, что получалось).

Теперь, на мой взгляд, самое важное. Русский человек - "вещь в себе". Иностранец понимает его с трудом (Пушкин писал ДЛЯ русских, Толстой - О русских; последний весьма популярен за рубежом, а первому приходится довольствоваться в основном внутрироссийской славой). Но в то же время он имеет некоторые черты "вещи для других", и проявляется это то в виде мессианских настроений, то как помощь "братским народам", то как необоснованное и бессмысленное желание интегрироваться в Европу.

Две такие взаимоисключающие черты находят гармонию либо тогда, когда есть Цель, либо... горькая. Впрочем, цель после приема горькой может оказаться неверной. Выборы Ельцина - прекрасный пример. Какое единодушие было после 16 июня у всех демократов - от Гайдара до Жириновского: один за всех, а все за Ельцина. Будто скинулись не вышедшие во второй тур кандидаты со своей электоральной базой да отметили знаменитый день 3 июля. Потом - послевыборная эйфория (эйфория - состояние алкоголика или наркомана после приема дозы). Потом - похмелье (ломка): рыже-кучерявые чертики так и прыгали перед бывшими избирателями - нынешними налогоплательщиками. Так что с любым видом опьянения необходима осторожность, что бы там не говорила реклама - "живи настоящим"! Но население верит в голубой экран. И спивается. Но не все еще погибло. Цель есть - народ не пьет.

Когда в конце первой мировой войны цель пропала, страну захлестнула мощнейшая волна самогоноварения. Но пока сверхзадача - помощь братьям-сербам, контроль над проливами, возвращение Царьграда в лоно Православной империи не была замутнена, народ вполне спокойно сносил "сухой закон".

Так что "Верю. Люблю. Надеюсь". Ведь "работа не свалила бы, беда не одолела бы, нас хмель не одолит".