Папа Римский и щирый забобон

Николай Старорусский
"Земля стоит на трех китах, - так раньше учила православная церковь".  Это абсурдное и  лживое утверждение, которое я когда-то слышал по ящику, вспоминается при знакомстве с комментариями  кубинской встречи в СМИ.  Журналисты-газетчики, немалая часть которых еще думает, что к православным священникам надо обращаться  со словами «святой отец», дерзают запросто касаться глубоких вопросов веры и истории Церкви.  В том числе некритически транслировать абсурдные высказывания римских функционеров типа «сейчас конфликт 1054 года выглядел бы как спор хозяйствующих субъектов».  С придыханием и восхищением говорится, что Папа снизошел до того, чтобы встретить собеседника «на равных». С обычным подмигиванием  утверждают, что в советское время контакты с Римом были запрещены – хотя известный митрополит Никодим скоропостижно скончался в буквальном смысле у ног тогдашнего римского Папы.


Какова же ситуация на деле? Начнем с того, о чем тоже не подозревает большинство деятелей СМИ: единственным главой Церкви вот уже две тысячи лет является ее Основатель. Каждая же поместная церковь, объединяющая верующих одной или нескольких стран, имеет старшего епископа, или предстоятеля.  Он мог именоваться митрополитом (от  греческих слов город-мать, т.е. главный город), Патриархом (от слов отец-начальник) или просто Папой (и сейчас не только римский епископ так именуется).  Вполне ожидаемо, наибольшим авторитетом пользовались, как правило, предстоятели столиц – Рима и затем Константинополя, однако при наличии веских причин собор мог осудить и их (как случилось с Папой Гонорием).


Семь соборов первых веков, принятых всей полнотой Церкви, и получивших статус Вселенских,  разрешили все возникшие вопросы веры. В частности, был сформулирован основополагающий документ – Никео-Цареградский Символ веры и принято решение о запрещении его изменения в будущем. Естественно, что постановления соборов принял и римский епископ – правда, фактически он доверял участие в соборах своим послам - легатам.

В первые века вся церковь была православной и католической (в другом произношении – кафолической). Ортодоксальное, по-славянски православное, т.е. правильное учение о Боге, противопоставлялось чуждым учениям – гетеродоксии.  Кафолическая церковь по-славянски переводят как соборная.  Соответственно и жившие тогда люди, признанные святыми, были общими и остаются таковыми и сейчас – например, св. Николай Мирликийский, св. Амвросий Медиоланский (Миланский) - автор благодарственного гимна “Te Deum laudamus” –  Тебе Бога хвалим, римские Папы Климент и Мартин.

Вполне естественно, и западные, и восточные поместные церкви имели свои центры притяжения – старую или новую столицы.  Изначально отличалась и их ментальность. В то время как Восток наследовал глубочайшую греческую культуру мышления, Запад опирался в лучшем случае на военно-юридическую римскую традицию.  Тонкости богословия могли быть и непоняты на Западе.  Различались и политические  реалии и амбиции.

В расхожем понимании все проблемы в отношениях Православной  и Римо-католической церквей упираются в претензии и проклятия, хартию с которыми папские послы от имени Папы бросили на престол храма св. Софии в Константинополе в 1054 году, получив в ответ аналогичное.
Но реальная ситуация  много сложнее.  Еще за пару веков до того начались разногласия по отдельным вопросам, которые в какой-то мере сдерживались общностью Церкви.  Особенно опасна была ревизия Символа веры, постепенно распространявшаяся на Западе. Впрочем, не исключено, что и после 1054 года еще можно было бы исправить положение (в момент скандала Папа уже умер, хотя это и было еще неизвестно), но разгром крестоносцами православного Константинополя в самом начале тринадцатого века окончательно обозначил отпадение Римской церкви от Вселенского православия.

В дальнейшем  пропасть только увеличивалась.  Даже в 19 веке римо-католическая церковь вводила новые  догматы, скажем, о непогрешимости Папы в вопросах веры (что прямо противоречит историческим фактам).  Возникло движение старокатоликов, недовольных новациями и обсуждавших возможность своего возвращения к православию.  Папы претендуют на верховную и не подлежащую критике власть над всем христианским миром. В титулатуру пап входит и «наместник Христа на Земле».  (Искажения так велики, что существует и в жесткая формулировка "Папа не только не глава церкви, но и не член ее"). Конечно, в несколько ином положении простые верующие, у многих из которых и не было возможности соприкоснуться с православием - разве что слышали о "восточных схизматиках".

На втором Ватиканском соборе шестидесятых годов ХХ века, для увеличения своего влияния, границы церкви были так еретически  размыты, что и католический архиепископ Лефевр не выдержал. Его книгу «Они предали Его» можно и стоит прочесть в русском переводе.  (Лефевр и его последователи были отторгнуты от своей церкви. Это решение отменил предпоследний Папа – Бенедикт Шестнадцатый, который  был глубоким богословом и философом, его книги тоже есть в русском переводе).

В середине прошлого века тогдашние константинопольский (фактически стамбульский) патриарх и Папа попытались самочинно отменить проклятия 1054 года.  В ответ на телеграмму с такой новостью наш Патриарх Алексий Первый тут же послал обратную, о ничтожности этого шага для полноты Церкви.  Аналогично высказались и многие другие.  И дело не только в том, что такие решения, в принципе могут носить только соборный характер.  Проблемы много глубже, они не являются «дипломатическими».

А какие действия могли бы, чисто гипотетически, действительно вернуть единство Церкви? Прежде всего, отказ римо-католиков от всех новаций догматики,  всего, что не соответствует постановлениям соборов. В том числе и завышенного значения Папы, и искажения Символа веры… Кроме того, перед ними неизбежно возник бы еще один тяжелый вопрос:  как быть с лицами, признанными за последнее тысячелетие святыми в римо-католической церкви. 

Представляется, что человеческими силами невозможно совершить такой поворот. Хотя, конечно, Богу все по силам…

А есть ли сейчас области соприкосновения точек зрения?  Есть, и они изложены в пп 19-22 Кубинской декларации.  Это очень важные вопросы сохранения роли семьи в условиях агрессии против нее, в том числе патологического свойства, рождения и\или нерождения детей, эвтаназии.  Наверно, мне не повезло, но как раз об этом я толком не слышал в СМИ – возможно, из-за их «нетолерантности». Но, разумеется, от совместной борьбы в этих областях до объединения и  совместного причащения расстояние не меньше, чем до звезд.

______
Да, а что такое ЩИРЫЙ ЗАБОБОН? Так известный киевский митрополит Петр Могила называл в своем Требнике ложные суждения. Возможно, от немецкого глагола, означающего БОЛТАТЬ, ТРЕПАТЬСЯ.