Прынц Фрыц Удалой Глава 4. 3

Алекс фон Джаго
 В итоге, хорошо поддатые сваты запели :"Нам не жить друг без друга!", и после мой тесть выдал "папе" перл: "У нас в мире только два союзника, моё войско да твои кораблики". И больше тут ничего не скажешь, а это значит, что пора разъезжаться по домам и вновь за дела приниматься. Побывавший даже на войне с турками и набитый впечатлениями Федя Апраксин вновь приступал к обязанностям комнатного стольника царевича Фёдора. А это значит, что рассказы и легенды о славных морских походах появятся в ежедневном репертуаре сначала одного, а потом и другого наследника - что совсем не плохо. Но ему на смену отправляли к Балтике опытного дьяка Посольского приказа, дабы тот на месте разобрался, какую выгоду казне наша дружба принести может. Консульство ему царь назначил открыть в Либау, возведя при нём амбар для товаров, на уже веками набитом пути из Москвы в Амстердам "Белая дорога к Лыва Портус".

   Защебетавшую по русски Амалию "папа" забирал к "маме" - девушка посмотрела на медведей и приспела пора её замуж готовить, охмурять хворого Федю являлось бесперспективным. Но вот "братики" - Карл-Якоб и Александр уж очень многозначительно стали переглядываться с миловидными сестричками моей жёнушки - Екатериной и Марией. Видно девушкам также очень не хотелось в монастырь, а какое-нибудь княжество-герцогство им в приданное "Тишайшему" с его стотысячной ратью завоевать - являлось плёвым делом.
    Нас с женой-малолеткой ждало свадебное путешествие. Фирма "Томас Кук" ещё не существовала и единственным туристическим агенством являлись собственные ноги, либо какие другие собственные средства передвижения. Существовало ещё агенство "ВоенТур", но комфорт там для слабого пола не гарантировался. Мне же мечталось, пока у девочки "сердца для чести живы", успеть напихать в неё побольше впечатлений и информации. А то предыдущее безвылазное сидение в тереме на кругозор сказывалось негативно, несмотря на весьма приличный умственный потенциал. То есть, если хочешь иметь друга и советчика, то слепи его сам - материал пока являлся пластилином, но очень высокого качества.
 
   Да и сама девочка старалась очень. За период прошедший с прошлой нашей встречи из моей "сестрички" по максимуму информацию выкачала, не говоря уже о том, что весьма прилично заговорила по-немецки. А теперь осваивала со мной и такой занятный "песенный язык" - ведь из заносимых мною из будущего песен тоже слов не выкинешь. Ума у неё хватило до времени полученными знаниями не хвалиться, что так же хорошо характеризовало. Тем более, что сама в них недостаток ощущала - постоянно меня расспрашивая, вначале бессистемно, но потом стала чувствоваться её работа мысли настолько, что и я стал не гнушаться её мнением интересоваться.

   Очень хотелось за Инфлянту ответный дар царю преподнести, и подарить то, в чём имелся острый недостаток. Ведь считалось, что кроме лесов и их обитателей в Московии и нет ничего. Потому-то и "дров на лодейки" Великий Государь родственнику не пожадничал - дерева новые вырастут. Металлы же полностью приобретались в иных державах. Что выходило и не дёшево, и делало Московию зависимой. Даже в Европе на даллер получалось не более 2,5 кг меди купить. А такого кусочка хватить могло разве что на "кошачью голову" - вышеуказанного калибра ручную картечницу. При абордаже оружие нужное, да только для того и годное - совсем не дальнобойное. А вот даже для "лёгкой" полевой кулеврины бронзы потребно было уже 300 кг(на тысячу даллеров). И как воевать при таких расценках?

   В ТОЙ жизни у моего соседа по кампусу брат являлся нефтяником и сумел поработать по контракту в Казахстане. Потому то, невольно подслушав его впечатления и рассказы родственнику, и я поимел некоторую полезную информацию. Трудился он в городе Атырау на реке Урал, что ещё в 17 веке промышленник Гурьев с сыновьями заложил и прозвал Яицкий Городок. Опуская экзотику, из запомнившегося на текущий момент интересным является то, что в 999 км от его места обитания открыто было огромное Блявинское месторождение на одноименном притоке Урала, и Сталин построил там город Медногорск. Вот в мои планы и закралась авантюра те места посетить, медь самолично "открыть" и преподнести тестю дар стратегического назначения. О чём я с женой и поделился.

   Но моя малолеточка, даже из-за ширмочки подглядывая за папиными делами, прекрасно в них разбиралась и от дури меня отсоветовала - земли те являлись ещё ордынскими и без военной научно-изыскательская экспедиция в те края была невозможна. Но вот просто предоставление этой информации царю, в виде случайно найденных в записках Марко Поло, оценено будет по достоинству. Для нужного дела держава и стрельцов, и рудознатцев сама изыщет.

   Тут главное, что только от совместного использования даров Груманта, помимо справедливо поделенных огромных доходов, и лимит доверия наработать получилось немалый. Очень царю понравилась и предложенная мной схема решения неизбежной кадровой проблемы - ведь население русского севера было малочисленным, а для роста флота требовалось кадры, причём не боязливые.
   По стране было объявлено, что отныне "С Дону выдача ЕСТЬ" и бежать туда бессмысленно. Но если кому свой барин не по нраву, так этот человек выкупиться может законно, завербовавшись во флотские. Причём "в рассрочку на три года", то есть перечислив в указанный срок своему прежнему "работодателю" откупных 5 рублей. Сумму огромную, на которую дом с коровой получалось бы купить, но при жаловании матроса рубль в месяц - вполне подъёмную. Отслужив же по контракту царёву службу, мог ценный специалист дальше уже к частникам наниматься - но там заработать получалось побольше. Правда, в случае войны не исключалась мобилизация обратно в ВМФ.

  Ранее такой же Указ через Госсовет Курляндии протащить получилось. Но за это пришлось его председателю - фактически канцлеру, Фалькерзаму, в кормление Суринам на время пожертвовать. Хотя не на долго - как туда вернусь, больше казнокрадствовать не дам.
   Идея "Волго-Балт" новой не была. Ещё при Иване Грозном английская Московская компания с сим прожектом интриговала усиленно. Затем голштинцы в 1636 году на свои средства(правда из русского леса) даже галеру "Фредерик" смастерили. Но преломилось их творение на "неправильной" Каспийской волне и пропали заморские деньги, о которых только в Шлезвиг-Голштинии и печалились.

   Теперь же, помимо лесоматериала московская казна в судостроение и деньгами вложилась, потому и отношение изменилось кардинально. Приглашённый голландский мастер Ламберт Гельт курировался подьячим мытной избы Степаном Петровым, а за русскими плотниками приглядывал дворянин Яков Полуэктов, да ещё разные полковники. В настоящее время пинасы "Орёл" да "Сокол", укомплектованные экипажами, вооружались в Нижнем Новгороде пушками. Правда капитанствовать приглашён был на сей раз не трусоватый и местных особенностей не знавший Давид Бутлер. А уже закончившие мореходку и сходившие в кругосветку мои взматеревшие славянские пионеры первой волны. Набравшие себе и экипажи из русских, и в данный момент усиленно обучавших оные корабельной службе.

   Тому "Орлу", что в РИ построили, судьба досталась скверная - сгинул в разинскую смуту. Но нынче заказ на одновременную постройку двух судов, да ещё при знающем дело проверяющем, что неукоснительно требовал соблюдения технологии, значительно растянуло процесс строительства. Да и восстания не произошло, поскольку заводилы нынче по доброй воле в Латинской Америке светлое будущее строили. Потому-то кораблики ожидали нас целёхонькими - не рассохшимися и не сгоревшими.

   Но "настоящих буйных" на Руси всегда появлялось с избытком. Покопавшись в памяти пришёл к выводу, что Пугачёва ещё долго ждать, а Кондрашка Булавин да Игнашка Некрасов уже в сопливом виде, да без портков станичную пыль метут. Потому вперёд нашей экспедиции послан был по Дону да Волге Указ на сыск оных отроков, дабы впредь служить им пажами-гайдуками при царевне моей малолетней. Стальные характеры в казачат уже природой заложены, а пригляд, да воспитание с образованием помогут - на + сменить да собственных военачальников взрастить. И не потребуется продажных генералов-иноземцев за большие деньги выписывать. Тем более треть казачества от истребления упасти, волнения усмиряя - эти буйны головы от внешних врагов упасти страну помогут.

Далее http://www.proza.ru/2016/02/25/961