ХР Первобытная азбука Звук и буква Ч

Александр Суворый
ХР. 2.7.79.26. Первобытная азбука. Звук-буква «Ч, ч».

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 79.26. Первобытная азбука. Звук-буква «Ч, ч».


Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Менгиры Хакасии. Россия.


База данных главы:

Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия», Институт языкознания АН СССР, Лингвистический энциклопедический словарь, Главный редактор В.Н. Ярцева, Москва, «Советская энциклопедия», 1990.

Википедия, энциклопедии, толковые словари, монографии, школьные материалы учителей словесности.

База данных о количестве русских слов (более 40 000), слов, которые начинаются на конкретную букву русского алфавита и в которых есть конкретная звук-буква русского алфавита, на сайте http://www.crossworder.ru.

Егорова О. В.  Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: «Издательство «Гном и Д», 2005.



Африка. Ближний Восток. Саудовская Аравия. Южная Азия. Пакистан. Индия. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Допотопное человечество классических кроманьонцев. Первобытные традиции речи. Первобытная азбука. Звук-буква «Ч, ч». 47 000 до н.э.



«Ч, ч»



Самое известное, самое распространённое и самое понятное, то есть не требующее перевода и толкования, звукосочетание со звуком «ч» - это знаменитое танцевальное восклицание: «Ча-ча-ча!».

Произнесите вслух: «Я кукара-ча, я кукара-ча, а я весёлый таракан!» и вы тут же почувствуете музыкальный ритм знаменитой шуточной народной песни в жанре «корридо» La Cucaracha (исп., «таракан»).


Звук «ч» повсюду во всех языках нардов мира согласный, глухой и мягкий. При этом произносится звук «ч» в разных языках по разному – звонко, твёрдо и глухо, мягко.

Для произнесения звука «ч» нужно чтобы губы слегка выдвинулись вперёд, округлились, челюсти почти сомкнулись, оставляя узкую щель между зубами, а кончик языка был поднят к передней части твёрдого нёба.

При произнесении звука «ч» воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель, при этом кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад. Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка.

Кстати, при произнесении звука «ч» голосовые связки не напряжены и голос не образуется…

Так или почти так механически голосовым аппаратом произносят звук «ч» все люди Ойкумены (обитаемого мира) независимо от их местонахождения по странам и континентам и в любое историческое время – сегодня и сотни тысяч лет назад. Поэтому звук «ч» является первобытным, изначальным, человеческим.

Если это так, то за прошедшее время должна быть масса фонем, звукосочетаний, лексем-слов, структур-образов, с которыми ассоциируется (соединяется, объединяется, взаимодействует, коррелирует) звук «ч».

Проверим…

«Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж» (детская скороговорка для автоматизации произведения звука «ч»).

Конечно, эта скороговорка не первобытного времени…

В первобытное изначальное время возникновения и формирования устной речи и разговорного языка фонемы-лексемы-слова были односложными (парными) звукосочетаниями типа «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «ча-ча».

Вероятно, только крики, окрики, сигналы и команды могли быть относительно многозвучными, составными, например, типа: «Стой!», «Сюда!», «Туда!» (как эти слова-команды звучали на протобашенном праязыке «Турит» пока никто не знает…).

Первоисточниками многозвучных и сложнозвучных фонем-лексем-звукосочетаний, вероятно, были природные звуки и звуки, производимые животными и птицами. Например, копыта антилоп и лошадей цокали по каменной поверхности – «цок-цок-цок», капли дождя или влаги с потолка пещер капали – «кап-кап-кап», взрослые в ритуальном танцевальном круге дружно и ритмично следовали друг за другом – «чух-чух-чух».


Звукосочетание фонема-лексема «чу» - вот ещё одно первобытное настоящее слово, вероятно, изначального общечеловеческого праязыка, которое имеет структуру-образ «повышенной чувствительности»: «Чу! Слышишь?», «Чуешь, чем пахнет?», «Чувствуешь? А?».

Фонема-лексема «чу» - это реальное слово реального действительного первобытного общечеловеческого устного языка общения.

Кстати, создатели замечательного комедийного фильма Григория Данелии «Кин-дза-дза» инстинктивно и закономерно из глубин своей врождённой первобытной памяти выбрали для своих персонажей-инопланетян универсальную структуру-образ устного общения – фонему-лексему «ку» («кю»), созвучную с фонемой-лексемой «чу» («чю»).


Вероятно, первобытные люди давнего, в том числе данного времени (50 000-40 000 до н.э.) экономно и понятно говорили друг другу:

- Чу? «Чуешь?»,
- Чу… Чу. «Чую, чую»,
- А ты, чу? «А ты чувствуешь?»,
- Чу не чу… «То ли чувствую, то ли не чувствую»,
- Ох, ну и чу… «Ох, ну ты и чувствительный!»,
- Яа-а, я – Чу! «Да, я чувак!» (человек).


Действительно, только чувствующий «чувак», разбирающийся в чувствах и могущий выразить свои чувства вслух фонемами-звуками и лексемами-словами, то есть звуковыми структурами-образами, является человеком…

Те, кто не умеет управлять своими чувствами, бесчувственный к чувствам других людей, не проявляющий понимания сочувствия, тот имеет другое наименование, точную и звучную структуру-образ «чудака» или «чудика» на букву «м»…

(Автор намеренно показал на примере фактическое действие структур-образов-понятий общечеловеческого первобытного сознания-памяти, в которых звук «ч» обладает изначальным значением).


Звук «ч» (созвучие со звуком «ч») существует в окружающей среде и мире, например, чмоканье.

Чмокающий звук получается, когда что-то отделяется от чего-то вязкого, жидкого, живого, например, при разделке туши добытого на охоте животного, во время приготовления пищи и блюд.

Чмокающие звуки возникают при ходьбе по жидкой, вязкой грязи, болотной жижи или жидкой глине.

Чмокающий звук возникает при откупоривании какого-либо сосуда, закрытого пробкой.

Чмокающий звук иногда издают люди во время еды, от удовольствия, для понукания кого-либо, при поцелуях.


Кстати, чмокающий звук-сигнал-команда понукания домашних животных (лошадей) – это один из древнейших первобытных звуков охотников. Короткий чмокающий звук очень характерен, относительно звучен и вызывает рефлекторную побуждающую реакцию других людей.

Таким образом, чмок («чмоки-чмоки») – это не изобретение современных губастых блондинок, а древнейшее первобытное инстинктивное звукосочетание-фонема-слово, возможно, так же, как и сейчас, означающее дружелюбное приветствие при встрече…


От этого первобытного звука-звукосочетания («чмок»), вероятно, произошло слово-лексема-структура-образ ритуального действия при прощании: «Чокнемся (стаканами) да чмокнемся на прощание, друже!».

Действительно, стаканы и бокалы при лёгком ударном соприкосновении производят чокающие звуки…


Звук-буква «Ч, ч» (современное наименование «че») исстари существует во всех славянских кириллических алфавитах. В болгарском алфавите звук-буква «Ч, ч» - 24-я, в русском – 25-я, в белорусском – 26-я, в сербском и украинском – 28-я, в македонском – 29-я. Кириллическая буква «Ч, ч» используется в письменностях некоторых других народов.

В старославянском и церковнославянском алфавитах звук-буква «Ч, ч» имеет собственное наименование «чрьвь» или «червь». Значение и смысл этого стародавнего слова-лексемы – «червь», «червяк», «личинка», «моль». Звук-буква «Ч, ч» есть и в глаголице (своей формы).

Произношение звука «ч» резко отличается от произношения звука «ц» (по разному работает голосовой аппарат), но в письменности «начертание» буквы «Ч, ч» и буквы «Ц, ц» близки, по одной из версий происхождения, имеют один первоисточник (семитскую букву «цаде» или «цади»).

Звук-буква «Ч, ч» есть и в других древних языках и письменностях. Всё изображения этого звука-буквы в принципе похожи – раскрытое сверху соединение двух чёрточек (луг) с хвостиком в нижней части (по форме близко к кириллической букве «У, у» или латинской «Y, y»).


Звук «ч» практически во всех человеческих языках сочетается со многими другими звуками, участвует в словообразовании множества звуковых и смысловых структур-образов, слов-понятий, что подтверждает её древнюю изначальность, первобытность.


Звук-буква «Ч, ч», вероятно, всегда произносился либо твёрдо, как при подчёркнуто чётком произношении слова-лексемы «Что?», либо мягко, как в фонеме-лексеме «Чо?». Более того, чёткое произношение звука «ч», вероятно, так же, как чёткое произношение звука «г», являлось мерилом отнесения человека к той или иной национальности, фратрии, общине или племени.

Разное произношение звука «ч» отразилось в речи, когда звук «ч» в некоторых лексемах-словах передаётся звукосочетаниями «тш», «тщ», «тьщ». Например, в русской устной речи сочетания звуков-букв «сч», «зч», «шч», «жч», «стч», «здч» произносят как долгий звук «ш», почти как «щ»…

Вообще, звуковые нюансы, полутона, особенности звукового произношения придают структурам-системам устной речи разных народов особенный национальный колорит, красоту, необычность, оригинальность, иногда очень приятную для слуха коренных народов…

Например, в русской речи произношение фонемы «чн» в словах заменяется на «шн» (яичница – яишница, конечно - конешно), что являлось отличием московского говора от манеры речи жителей «северной столицы». Таких нюансов связанных с звуком «ч» в связи с другими звуками-буквами в русской речи много…


Первобытные лексемы-слова из двух звуков-фонем, у которых на первом места звук «ч»: ча, чв, че, чё, чи, чл, чм, чо, чр, чт, чу, чх.

Первобытные лексемы-слова из двух букв, у которых звук «ч» на втором месте: вч, мч, оч, пч, сч, уч, яч.

Первобытные лексемы-слова из трёх звуков-фонем, у которых на первом места звук «ч»: чад, чае, чаж, чай, чал, чан, чап, час, чей, чек, чем, чел, чёт, чиж, чик, чин, чир, чит, чих, чка, чом, чоп, чох, что, чуб, чум, чур, чух, чхи.

Первобытные лексемы-слова из трёх букв, у которых звук «ч» на втором месте: (нет).

Первобытные лексемы-слова из трёх букв, у которых звук «ч» на третьем месте: бич, вич, кач, луч, меч, мяч, нач, сыч.


Из-за своего твёрдого или мягкого произношения, которое оказывает смысловое воздействие на звуковые структуры-образы при словообразовании, меняет их, придаёт им оттенки смысла и содержания, звук «ч», вероятно, самый магический, волшебный и чародейный в общечеловеческом первобытном алфавите…

В последующих главах «Хронологии» будет поведано о тайнах и секретах первобытного словообразования, в котором звук-буква «ч» действительно будет как «червлённая чьрвь», то есть тёмно-красная кровь в жилах (червеобразных сосудах) напитывать, оживлять и одухотворять структуру-систему образов устной первобытной общечеловеческой речи…


Возможно, структура-образ звука-буквы «ч» в конкретно в старославянском и церковнославянском языках-алфавитах был связан с образом «червя», «личинки» (моли). Возможно…


Впервые автор вступает в противоречие с общепринятой теорией происхождения звуков-букв современных языков и предлагает иную изначальную структуру-образ звука «ч» в славяно-русской устной речи, в структуре-системе русского языка и общечеловеческого первобытного протобашенного праязыка «Турит».

Мнение (теория, гипотеза, предложение) автора обосновывается на реальном, фактическом, действительном и логическом (разумном) применении в словах-структура-образах звука-буквы «Ч, ч».

Начиная с фонемы «чу», которая, несомненно, является изначальной во множестве структур-образов-слов-лексем, связанных с общечеловеческими ощущениями, чувствами, интуитивными переживаниями и понятиями, автор обращает внимание читателей-исследователей на лексему-слово-структуру-образ «чур».


Чур – это междометие в восточнославянских языках (Википедия).

По общепринятому мнению учёных-филологов и историков «Чур» - это «имя древнеславянского божества-идола-бога родового очага, оберегающего границы земельных владений» (Википедия).


По мнению Василия Осиповича Ключевского (1841-1911), крупнейшего российского историка, профессора Московского университета, академика Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, председателя Императорского Общества истории и древностей при Московском университете, тайного советника, «Чур -  это обоготворённый предок, (который) чествовался под именем «чура», в церковнославянской форме «щура»; эта форма доселе уцелела в сложном слове «пращур»… Предание, оставившее следы в языке, придаёт «Чуру» значение, одинаковое с римским «Термом», значение сберегателя родовых полей и границ».

Малый словарь Брокгауза и Ефрона тоже считает, что «Чур, славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ — «чурки» и «чурбаны», то есть межевые знаки».

Есть и другие версии происхождения лексемы-слова-наименования-междометия «чур»…


Однако в разговорной народной устной речи стойко и традиционно в пространстве и во времени сохраняется, и инстинктивно применяются следующие выражения:

«Чур меня!» (боязливое заклинание от воздействия «нечистой силы», колдовства, угрозы, напасти);

«Чур, не подглядывать!» (требование не переступать черты в отношениях, соблюсти условие сделки, игры, дела, договора);

«Чур, моё!» (оберегающее восклицание при неожиданной находке брошенной, потерявшейся ценной вещи или предмета);

«Чурбан неотёсанный!» (выражение досады на человека, похожего на идола, бревно, пень или полено).


Никита Ильич Толстой (1923-1996), советский и российский славист, филолог и фольклорист, академик АН СССР, академик РАН, автор множества монографий по истории славянских литературных языков, диалектологии славянства, старославянскому и церковнославянскому языку, этнолингвистике и лексикологии, лауреат Демидовской премии 1994 года, «впервые связал возникновение междометия «чур» с фаллической символикой» и эта гипотеза является актуальной в современной науке» (Википедия).


Вероятнее всего, «чур», «чурбан», «чурка» - это грубо отёсанное полено-кол, которым отмечали условные границы (межи) мест, территорий, участков.

Эти чурбаны и чурки с резными или выжженными на них знаками (вероятнее всего, тотемными знаками) были настолько обычными и привычными, незатейливыми, но необходимыми, что остались в глубокой врождённой и наследственной памяти-сознании народов.

При этом эти межевые знаки-символы были настолько древними уже в древние времена, что не воспринимались как персоналии (конкретные боги-божества языческих пантеонов), а как самые древние первобытные духи-божества-знаки.


До сих пор археологи находят в степях Евразии каменные чурбаны – немые стражи древних пастбищ и кормовых территорий первобытных людей…

Про чуры-фаллосы отдельный разговор и повествование…


Недаром со звукосочетания «чу» начинаются такие структуры-образы-лексемы-слова-понятия, как:

чу, чуб, чубук, чувал, чуваш, чувпан, чувство, чувак, чувствовать, чувяки, чуга, чугун, чудак, чудачить, чудесить, чудесник, чудесный, чудик, чудила, чудить, чудиться, чудище, чудной, чудный, чудо, чудовище, чудодей, чудодейственный, чудок, чудом, чудотворец, чудотворный, чудской, чудь, чужак, чужанин, чуждаться, чуждый, чужеземец, чужеземный, чужеродный, чужестранец, чужестранный, чужеядный, чужой, чуйка, чуйна, чукавый, чуклеть, чукотский, чукча, чукчи, чулан, чулок, чулый, чум, чума, чумазый, чумак, чуман, чумарка, чумаркать, чумары, чумасы, чумаш, чумбур, чуметь, чумиза, чумить, чумичка, чумкаться, чумной, чундук, чуни, чунки, чупа, чупаки, чупахаться, чупить, чупкать, чуплюк, чупочка, чупра, чуприк, чуприна, чупрун, чур, чур-чура, чура, чурак, чуранье, чураться, чурбак, чурбан, чурек, чурилья, чурка, чуркон, чурт, чурым, чуса, чуткий, чуток, чуточка, чуть, чуть-чуть, чутьё, чуф-чуф, чуфариться, чух, чуха, чухалды, чухарь, чухать, чухлавка, чухна, чухонец, чухарить, чуча, чучело, чушка, чуять, чуяться.


Среди этого далеко не полного набора слов есть одно слово-понятие или структура-образ особого человеческого поведения-действия – «чураться».

Чураться – это значит «боязливо избегать общения с кем-чем-нибудь», произносить слово «Чур!», магически ограждая себя от чего-нибудь, а также вообще избегать или сторониться чего-нибудь (чураться соседей, чураться чужаков, чураться неожиданностей). При этом бывает, что человек по нужде или по необходимости не чурается любой работы, то есть делает любую работу.

Чураться – это значит сторониться и избегать чего-либо или кого-нибудь, обходить или обегать стороной, обходить за версту, шарахаться, держаться на почтительном расстоянии, чуждаться, воздерживаться, дичиться, уединиться, замкнуться, оградиться.


Вот где «кроется» тайный или сакральный (скрытый, содержательный) смысл структуры-образа звука-буквы «ч» и его древнейших составных фонем «чу», «чур» - это защитное ограждение, отчуждение, нахождение по ту сторону от опасности,

Вот почему славяно-русское «чу», «чур» и австралийское «чуринга» имеют один и тот же звуковой корень…

Чуринга – это предмет культа австралийских аборигенов (племя «арунта») в Центральной Австралии.

Австралийские чуринги – это предметы-амулеты, вместилища для душ людей. Каждый абориген из племени «арунта» имеет свою чурингу, индивидуальный тотем, «паспорт Каменного века», амулет, удостоверяющий духовную личность человека. Наследственные чуринги являются вместилищами душ-духов умерших предков, родственников. Все чуринги хранятся в особых сокрытых и сакральных (священных) тайных местах *как правило, в подземных хранилищах, в схронах, погребах, пещерах).

Древние обитатели умеренной полосы Евразии и аборигены далёкой Австралии релально, фактически и действительно разделены между собой временем и пространством на многие сотни тысяч условных единиц (лет и километров).

Однако и древние славяно-руссы и австралийские аборигены имеют общие материальные воплощения своих структур-образов и даже общие созвучные их наименования «чур» и «чуринги». Общим для «чур» и «чуринг» является их значение, как вместилища духов-душ…

Такая общность структур-образов, их смысл, содержание и созвучное наименование, возможно, является следствием их общего изначального первобытного происхождения…

Вот почему звук-буква «ч» первобытная, изначальная, связанная с духовностью, с душой, с вместилищем духа-души, с пограничным или граничным состоянием между материальной реальной и духовной виртуальной жизнью.

Вот почему со звука-буквы «ч» начинаются «чудесные» и «чудные» слова-понятия, структуры-образы своих и чужих, разграничения, ограждения и острожной защитной отчуждённости.

Вот почему звук-буква «ч» - это символ материальной и духовной границы, черты, рубежа, межи и духа, защищающего эту межу, границу и рубеж.

Вот почему старославянское, а вероятнее всего, первобытное, изначальное наименование звука-буквы «ч» - «чьрвь» - означает красную как кровь границу между жизнью и смертью, между явным и тайным, открытым и сокрытым, материальным и духовным.

Вот почему огромные тяжёлые каменные глыбы-менгиры и каменные степные «бабы», вертикально поставленные первобытными людьми (возможно, ещё классическими неандертальцами), являются настоящими «чурами-чурингами» – вместилищами духа-душ их строителей и владельцев.

До сих пор каменные менгиры и каменные бабы – стражи кормовых территорий первобытных и древних людей вызывают боязливый инстинктивный трепет у наших современников, а огромные многотонный менгиры, чудесным образом поставленные вертикально (например, каменные головы острова Пасхи, менгиры Стоунхенджа) – благоговейный страх и удивление.

Везде, повсюду, у всех народов, сохраняющих традиционный образ жизни, низвержение тотемов, идолов, божеств, менгиров, статуй, памятников, межевых чур, чуринг, памятников архитектуры и археологических артефактов считается тяжким грехом, варварством, разрушением не их материальности, а человечности в человеке, человеческих духовных скреп, разграничений и ограничений (правил жизни).



Остаётся только сообщить, что в русском языке более 40 000 корневых русских слов-лексем, 5362 слов в русском языке начинаются на букву «ч» и 24 021 слово, в которых есть звук-буква «ч».