Необычные состояния сознания - Заключение

Павел Гордеев
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концептуальную разработку феномен необычных состояний сознания получает лишь в XX веке, хотя известны они человечеству с древнейших времен. Человек архаики усматривал в них особый способ взаимодействия с другими людьми, природой, нуминозной реальностью. В подобном виде они широко распространены и в настоящее время – в ритуальных практиках туземных культур. Тем не менее, оценка необычных состояний сознания как явления экзотического и несвойственного современному человеку развитой культуры сильно преувеличена. Как элемент повседневной жизни, они проявляются в снах, трансовых состояниях, творческих состояниях вдохновения, особых коммуникационных практиках (например, директивный и недирективный виды гипноза), интенсивных переживаниях различного генеза. Намеренное продуцирование подобных состояний может служить разным целям: они используются для развлечения, общения, терапии, познания. В течение исторического времени меняется форма их выражения. Сами они не исчезают и не теряют актуальности. Их негативные проявления обычно усматривают в состояниях алкогольной и наркотической интоксикации, психотических расстройствах. Подобные «состояния» относить к необычным состояниям сознания не совсем верно и не всегда обоснованно, поскольку состояние подразумевает некую организацию, т.е. настроенность; в подобных же случаях зачастую имеет место скорее дезорганизация, т.е. расстройство.

Определяющее значение при оценке необычных состояний сознания имеет понятие нормы. Анализ физиологических выражений этих состояний позволяет заключить, что многие из них сопровождаются нормальным физиологическим и психофизиологическим функционированием. Социокультурная оценка нормативности необычных состояний сознания формируется из их соотношения с институциями общества, т.е. только в контексте социально-культурных практик и норм, исходя из них. Этим также определяется, какие типы и конкретные выражения подобных состояний приемлемы в обществе, а какие подлежат дискредитации.

Будучи широким и принципиально негативным, значение понятия «необычные состояния сознания» раскрывается через сопоставление с некоторым обычным состоянием сознания. В качестве последнего выступает нормативное, консенсусное состояние сознания, выражающее эталон для субъекта коммуникационного пространства.

Методологически полиаспектную проблему необычных состояний сознания при их исследовании позволяет охватить совокупное применение герменевтического, феноменологического, синергетического и экзистенциального подходов. Они позволяют изучить как сам феномен в собственной данности, так и контексты, в которых он проявляется.

Системное видение проблемы необычных состояний сознания включает антропологический анализ и онтологический анализ. В антропологическом видении они являются выражением духовной свободы человека, трансцендирующего привычные способы социального, психологического и органического существования. Человеку необычные состояния сознания присущи по природе: предельный опыт этих состояний интегрируется в единую систему опыта человека. В онтологическом ракурсе они проявляются во взаимодействии с объективным, субъективным и интерсубъективным уровнями бытия. Поэтому необычные состояния сознания получают выражение в модусах бытия человека: бытие-в-себе, бытие-в-мире, бытие-с-другими. Свойственные этим уровням и модусам характеристики поставляют критерии для оценки того или иного состояния как необычного.

Анализ феноменальных особенностей необычных состояний сознания позволяет разделить их на две категории. Первая – группа преобразований когнитивной системы – включает изменения мышления, памяти, внимания, восприятия, эмоций, ценностно-смысловых значений, форм категоризации субъекта и т.д. Вторую – группу трансформаций Я-бытия – составляют изменения ощущения течения времени, схемы тела, самоконтроля, чувства обновления, возрождения и мистического единения, чувство реальности и подлинности воспринимаемой действительности, изменение самосознания и др. Аналитическое выделение этих двух категорий концептуализирует онтологический и гносеологический аспекты сознания. Онтологический аспект акцентирует пространственное и временное бытие сознания. При этом время и пространство рассматриваются как фундаментальные категории синтеза реальности сознания и реальности для сознания. Гносеологический аспект включает формы познавательной активности субъекта и проявляется в режиме функционирования когнитивной системы. Взаимосвязь и коэволюция онтологического и гносеологического аспектов сознания эксплицируется в онто-гносеологической интеракционной концепции сознания, позволяющей объединить два способа истолкования необычных состояний сознания – как особого режима функционирования когнитивной системы и как особого состояния бытия человека.

Положения онто-гносеологической интеракционной концепции сознания и анализ моделей его динамики позволяют заключить, что изменения в сознании могут быть количественными – когда затрагивают гносеологический уровень, и качественными – когда преобразованию подлежит онтологический уровень. Поэтому сущностно необычные состояния сознания можно определить как особый способ пространственно-временной оформленности бытия человека.

Необычные состояния сознания имплицитно присущи человеку, имманентны его сознанию как онтологическому полю возможностей и пространственно-временных корреляций. Существование необычных состояний имеет латентный, но при этом перманентный характер, поэтому их генезис есть обнаружение и актуализация.

Непрерывная смена содержаний и состояний сознания выявляет его темпоральный аспект в качестве фундаментального. Время есть форма бытия сознания. При этом на различных уровнях бытия время проявляется по-разному. Соответственно типам реальности, время может быть объективным, субъективным и интерсубъективным. Темпоральность сознания имеет форму длительности, которая является условием его динамики и онтологическим основанием его бытия. Длительность непрерывна и необратима, синтезирует в настоящем «теперь» системы ее реализованные и потенциальные состояния, посредством памяти обеспечивает ее единство в эволюционном развитии.

Таким образом, онтологическое понимание необычных состояний сознания связано с их темпоральными особенностями. Характер длительности при подобных состояниях имеет значение при ее соотношении с типом темпоральности, свойственным интендируемой при этом реальности. Сущностная классификация необычных состояний выделяет три основных группы: экзоцентрированные, эндоцентрированные и логоцентрированные необычные состояния сознания. Экзоцентрированные необычные состояния сознания проявляются в соотношении с внеположной (объективной) длительностью, эндоцентрированные – с собственной (субъективной) длительностью, логоцентрированные – с историей, т.е. со смыслами общемировой и общечеловеческой (интерсубъективной) длительности.

Открываемые благодаря философскому анализу перспективы дальнейшей разработки проблемы позволяют: исследовать необычные состояния сознания как предмет онтологии; расширить методологический и категориальный аппарат при их изучении; полученные данные верифицировать в рамках частных наук; на основе сущностной специфики определить необычные состояния как единый феномен, а не совокупность разнородных явлений.

Дальнейшая разработка темы в рамках частных наук – как социально-гуманитарных, так и естественных – в силу специфики проблемы несвободна от метафизических установок. Роль философии заключается, поэтому, в их обнаружении, а также в построении системной модели необычных состояний сознания и выработке комплексной методологии их исследования. При этом результаты философского исследования должны составлять теоретическую основу эмпирических наук, организуя и направляя их изыскания.