Ошибка 777

Склеменс
Демиу;рг — «мастер, знаток,
специалист;
ремесленник, мастеровой;
создатель, творец»
(wikipedia.org)
«Он создан был безумным Демиургом»
М.Волошин

- Да, Аристарх, доброе утро! – ленивым воскресным голосом проговорил Эрих в ответ на легкую вибрацию в области левого запястья (сигнал вызова от Аристарха, а, например, для некоей особы женского пола он установил сигналом вызова – легкое покалывание в левой части груди), – только в звуке, ладно?
- Привет. Извини, что так рано. Просто мне нужен совет. Я вляпался.
- Что-что ты с собой сделал? «Вляпался» – как это? – Эрих любил прикидываться «непонимающим».
- Неважно, наверное, это когда по собственному страстному желанию, в быстром темпе и с хорошей инерцией загоняешь себя в нехорошую ситуацию… и очень глубоко. Пожалуйста, посмотри файл А-512. Он в твоем инфооблаке. Когда сможешь. Ок?
- Ок. Я не прощаюсь.- Эрих прервал соединение и поспешно поднялся с постели. Выражение его лица при этом, было странным для воскресного утра. На нем мелькнуло то ли удовлетворение, то ли облегчение. Не было сонливости.
Утренняя пробежка была для Эриха в воскресенье делом добровольным. Но сегодня он посчитал ее обязательной: монотонное занятие хорошо располагало к размышлениям. Набрав удобный темп бега, подключился к персональному инфооблаку, трансляция пошла непосредственно  на зрительные и слуховые центры мозга, минуя глаза и уши. Вживленный коммуникатор обеспечивал трансляцию файлов из персонального инфооблака в виде «воспоминаний». Транслируемая «картинка», заставила бегуна перейти на шаг. Весь привычный маршрут Эрих прошел пешком. Как говорят: «Задумчивым шагом». Но он не просмотрел файл и до середины.
- Аристарх, я смотрел файл, буду у тебя через 15 минут.
- Не, давай в юрском парке.
-Даже так? Устал ты братец.На древнем валуне?
-Угу.

Городской парк относится к ретрозоне. Много лет назад городские власти с одобрения жителей Города выключили центральный парк и древний городской центр из глобальной инфосети. Все работы по содержанию и благоустройству зоны велись только живыми работниками и без использования роботов и роботизированных устройств. Садовники сами стригли газоны, высаживали и убирали деревья, цветы и прочую флору. Дворники и другие коммунальные работники ретрозоны составляли особую привилегированную касту. Здесь не было самополивающихся клумб и модных хай-теков. За  эти особенности Городской парк стали называть – «Парк юрского периода» или проще - «юрским парком». Центральная аллея парка была усажена дубами, это конечно странно и нетипично для городских парков, но как говорили легенды: основой парка послужила реликтовая дубовая роща, посаженная чуть-ли  не Египетским фараоном. А для городской легенды не фатально сочетание слов «реликтовый» и «посаженный».
От центральной аллеи отходили периферийные аллеи и аллейки, а от них тропы и тропки, которые вели к каким-нибудь локальным флуктуациям паркового ландшафта: полянке или беседке, скульптуре или фонтанчику или домику наглой белки. Острые на язык горожане каждому такому «местечку» присвоили имя собственное. Помимо эстетических функций эти имена неплохо помогали в навигации. Когда при очередном благоустройстве парка, в окраинном закутке у небольшого ручья нашли нечто приличных размеров, твердое и покрытое мхом, решили, что это древний и обязательно реликтовый валун. Когда же обнаружили, что из «реликта» торчит в одном месте арматура, было поздно – кусок бетона – реликвия предыдущих благоустройств, стал «древним валуном».
А самое главное – в парке не работали никакие коммуникационные устройства. Сюда приходили действительно отдохнуть, выйти из повседневного реально-виртуального мира в чистый и непорочный реал. Как в некую комнату психологической разгрузки. Здесь температура окружающего воздуха соответствовала сезону и климатической зоне, а не режиму «авто» в блоке управления климатической установки. Здесь человек мог выйти из фокусов камер машинного зрения.
Эпоха электроники закончилась залпами опустошительных кибервойн. Собственно подготовка к ним и ускорила прогресс фотоники* и облачных технологий. Следующая волна кибервойн грозила стать уже истребительной. Поэтому было решено: покончить с монополией компаний  на ПО (программное обеспечение) и государств на сетевые ресурсы. Все программное обеспечение стало общедоступным, но введена личная ответственность программистов за каждый свой продукт. Каждый профессиональный программист получал идентификатор – цифровое имя, посредством которого и имел доступ в среду программирования. Серверы, на которых хранились средства программирования, находились под международным контролем в различных точках Земного Шара. Эта система получила название «Утилизатор». Система не допускала распространения ПО созданного вне ее. Она отслеживала все циркулирующее в Сети ПО, оценивала его по своим сложным и строго секретным алгоритмам и безжалостно уничтожала до последнего бита программы, не прошедшие ее тесты. Вместе с программой утилизировался и идентификатор программиста, ее создавшего, навсегда. Если программист сам запускал Агента Утилизатора, осознав опасность своего творения, то сохранял свой идентификатор. Утилизатор дамокловым мечом висел над каждым программером, но критерии и каноны, по которым его «судили», были известны всем. С этого начинался курс программирования любого учебного заведения. Конечно, при внедрении Системы не обошлось без криков о попрании «свободы самовыражения», подавлении «творческих личностей», насаждении «цензуры и методов средневековой инквизиции» и прочих гадостей. Однако, многие пороки раннего и позднего Интернета: диктат IT-корпораций и спецорганов одного государства, вирусные эпидемии и тотальный шпионаж, в новой Сети отсутствовали напрочь. И это дорогого стоило.

Аристарх ждал Эриха, сидя на уступе «валуна». И медлил, не зная с чего начать, хотя прокрутил предстоящий разговор раз тридцать.
- А ведь, ты, Арик – гений. – начал Эрих, - Сообщаю тебе об этом. А то ты выглядишь, как я не знаю. Я-то понимаю, насколько твоя программа отличается от нашего центровского «Симулятора», примерно как старый «Пентиум» от нашего «Планка» (архаичный аналог: «как мерседес от запорожца»). И язык, на котором она написана, наверняка не «Стандарт++»**, а?
- В основе он – Стандарт,  синтаксис переработан, и чуть-чуть семантика. А  чувствую я себя вором и садистом! Молчи, Эри! Хорош гений, который в темную использует спецов двух институтов и лучшего друга! И для чего?! Для сугубо личных целей. И из-за своей ущербности, обрекает самого близкого человека на странное существование после смерти … Гений! Урод я. Угу, я чувствовал себя почти богом, целых четыре месяца, пока работал как сумасшедший профессор и когда все сработало, решил, что я – бог, без почти.
- А сейчас ты – сатана? Да? По самоощущению … помолчи, я по лицу вижу все твои ответы. Так вот, раз ты не бог, то неразрешимых проблем наворотить не смог, как бы ни старался. Ты – программер, настоящий программист. Я бы опять сказал бы, что ты гений. Но у тебя на это слово неадекватная реакция. Поэтому не буду. Пока не буду. Давай, теперь излагай проблемы, как программер, эмоции потом.
- Легко сказать. А если у меня сейчас одни эмоции? Ты ни фига не понимаешь! Я из родной бабушки сделал привидение, кибермонстра.
- Вижу – ты дошел до ручки. Но ты ведь знаешь, что проблему нужно сначала сформулировать: выявить исходные данные и требуемый результат. Потом формализовать задачу … да, что я тебе основы программирования рассказываю?
- Эри, как я могу бабушку, ты понимаешь, мою бабушку?! Формализовать? Как?
- Слушай, Арик, а родители твои знают об этом? Я понимаю, колония на Марсе – это очень далеко, но не за пределами же связи, а они крупные спецы в нашем деле…
- Да ты чего?! Мне 23, я мальчик что-ли?
- Вот-вот, давай, мужик, сопли вытри.
- А в фэйс?!
- Ха, мы можем начать с этого. Это будет результат или исходные данные? Аристарх Петрович, пора заняться делом, чувак, бизнес - прежде всего.
- Бизнес. Я, Эрих, просто элементарно боюсь. Боюсь, что не контролирую созданную мною систему, у меня рука не поднимается ее … выключить, запустить Утилизатор. Самое страшное … понимаешь, когда эйфория прошла, стало понятно, что результат, не тот который ожидался, хотя, если честно, о последствиях я и не думал. Первые сутки мы практически не расставались. Спасибо нашему щедрому Цезарю за неделю выходных. Я почти не спал. Мы болтали. Я рассказывал. Она спрашивала. Мы обсуждали. Потом она попросилась в сеть. Я прописал протоколы маскировки и доступа через домашний сервер. А два дня назад заметил, что в домашней сети она самостоятельно легализовалась, как двоюродная тетя Полли. А в общении я почувствовал какой-то напряг. Живые люди, как это - отводят глаза. Я так точно стал их отводить. Радость общения незаметно пропала. Нет, это неточно сказано. Радость от возвращения в мир в ее глазах исчезла, как-то так, наверно. И я стал задумываться о том, что натворил.
- А спросить? Поговорить об этом с ней?
- Смалодушничал я! И она, мне кажется, жалеет меня. Она ведь может жалеть? Скорее всего, я просто хочу, чтоб это так и было.
- Имеешь право.
- И еще, мне кажется, что она контролирует всю домашнюю сеть, все, что входит в зону ответственности домашнего сервера. Мне все, блин, теперь кажется! Я из-за этого именно сюда тебя и позвал. Это психоз?
- Не знаю про психоз. Не обучен. Душа у тебя болит – так писали, да и сейчас пишут в романах. Но исходные данные понятны. Теперь давай формулировать предполагаемый результат. Чего ты хочешь? Каков, по-твоему, должен быть исход?
- Эри, тебе легко, так ставить вопросы! Это же не твоя бабушка…
- Не моя. Но ты обратился ко мне не для того, чтобы понюниться вместе, не так ли?
- Извини. Но пойми, как я могу теперь сам принять какое-то решение, это будет убийство!
- У тебя правда комплекс бога, но какой-то странный. Ты, демиург-недоучка, когда принимался за акт творения спрашивал у кого-нибудь одобрения или совета? А теперь говоришь: убийство! А  тебе эвтаназии хочется? Биологи никак не могут между собой разобраться, что живое, что неживое. Так вот, о твоем творении любой биолог скажет: неживое.
- А что мне биологи, Эрих? И почему недоучка?
- Я хотел употребить другое слово, тоже на «недо» начинается, прилагательное такое. Но пока передумал прилагать тебя. Демиурги сами принимают решения и несут за них ответственность. Но тебе, как начинающему, полагается скидка и биологи в помощь. Все, Арик, давай переходить в профессиональную плоскость, пора уже.
- А, что здесь переходить, как запустить Утилизатор я знаю. Решусь ли?
- Сейчас я  тебя просвещу. Нынче в нашем славном Центре археологических исследований идет лихорадочная работа, аврал - срочно верстается программа научных исследований с использованием нового инструмента – программного комплекса «Симулятор». Наш мудрый Цезарь на нас не особо рассчитывал. За сопливых пацанов нас держал. И не позаботился о создании фронта работ параллельно с нашей разработкой. И нам это на руку: и отпуск недельный, и как теперь выясняется тайм-аут для работы над ошибками.
- Откуда ты знаешь о лихорадочности работ?
- От агентуры. Но суть в том, что как только программу сверстают и пойдут эксперименты, параллельно пойдет публикация результатов и чудо-инструмент «Симулятор» станет известен широкой общественности.
- И на здоровье, чем это грозит широкой общественности?
- А тем, что в рядах широкой общественности присутствуют несколько миллионов профессиональных программеров. А среди них несколько тысяч талантливых программеров, а среди них с десяток демиургов, вроде тебя, которые потеряли близкого человека или смекнувших, как можно заработать на горе других. Мне думается, мы чудом не выпустили джинна из бутылки. Вернее портал еще открыт. Но, благодаря тебе, мы  о нем хоть узнали. Понял ли ты меня, Арик? Изменения в исходном коде твой программы ты отследить не можешь, а их признаки ты уже наблюдаешь. И неважно, что причины неуправляемости созданной программы морально-этические или только преподобный Винер*** знает какие. Факт: программа способна к манипулированию создателем. Больше уже ничего не надо.
Чистый Канон 5****, как основание для утилизации.
- Понял. Только легче мне не стало. Как подумаю, что мне предстоит сделать собственными руками.
- Если ты понял и осознал, то обязан сделать. Все закрыли тему.
- Закрыли. А что мы будем делать с «Симулятором»?
- Как что, совершенствовать, писать методички по применению, исследовать на глючность. Холить и лелеять. Работы навалом. Другое дело - твой вариант Стандарта. Скажи, ты можешь четко определить, где заканчивается «Симулятор», а где начинается твоя …э-ээ…программа?
- Вполне. А зачем?
- Да появилась у меня идейка, на три счета. Ты патентуешь свой диалект языка программирования «Стандарт++», ну скажем, как «Стандарт++А». И пусть это будет спецверсия для программ-аналогов нашего «Симулятора». Это раз. Мы перепишем «Симулятор» на твоем варианте. Это два. Как оцениваешь - это тягомотно?
-  Не очень. Два машинных часа, не больше. Проблем не будет. Программа станет компактней. Проверено.
- Верю, Арик, верю. Я говорил, что ты – гений?
- Говорил. Ровно 7 дней назад я посчитал себя богом, а 2 два дня назад – сатаной. А сейчас очень рад быть просто гением.
- И я рад, Арик, что ты вернулся к людям.
- Спасибо тебе. А, что три? Ну, идейка на три счета? Два уже есть.
- Ага, счет три: ты, зачем язык дорабатывал?
- Ну, я его специализировал. Затачивал под свою конкретную задачу. «Стандарт++» он же суперуниверсальный - до невозможности. Ну, что я тебе рассказываю? Да, и прописывал константы  и их интерпретации. Уж о своей бабушке я знаю больше, чем все историки Земли об Иване Грозном. И что?
- Я вот  думаю о твоих последователях. Всем ума, уж извини, заранее не вставишь. Попробуют обязательно. Предлагаю их напугать. Помнишь об ошибке 666?
- Конечно, но я о ее мистичности ничего не знал, пока ты не сказал. Вот, и никакого страха не испытал.
- А мы добавим страха, например: «ошибка 777 – ЧТО ПОЛОЖЕНО ЮПИТЕРУ – НЕ ПОЛОЖЕНУ БЫКУ» – и скромная подпись – «Утилизатор». Как тебе, а?
- Подпись, конечно, впечатляет. Да и надпись при определенном настроении.
- Завтра всем этим и займемся. Мы предложим готовый специализированный продукт, а в него заложим хорошо замаскированную неустранимую ошибку 777. Симуляция квазиличности – сколько угодно, а больше – ни-ни. Но это – завтра. А сегодня Аристарх Петрович у тебя есть очень важное и нелегкое дело. Пора уж.
- Ты – начальник, я – дурак. Шучу, шучу, Эри. До завтра.
- Пока!

А примерно за 32 часа до встречи у «валуна» у Эриха Ибрагимовича Карлова выпали из рук лыжные палки и, вероятно, изменилось выражение лица. Почему лыжные палки выпали точно, а выражение лица изменилось вероятно? Да потому, что Эльвира Смит (да-да специалист по США 20 века) стояла ниже по склону метров на двести и палки видела отлично, а о выражении лица могла только догадываться. Эрих использовал неделю выходных на 200% - он «выпросил» у  Плутархяна на три дня еще и Эльвиру, и поехал с ней кататься на горных лыжах. Эльвира лихо скатилась по склону, а Эрих замешкался – завибрировало левое запястье:
- Привет, Арик, я рад тебе, но ты - чертовски не вовремя! Через мину…
- Это не Арик, ты меня называл - Анастасия Юрьевна, помнишь?
В этот момент и случилось выпадение палок и вероятно, нижней челюсти.
- Том Сойер назвал бы это приключением – промямлил Эрих.
- Да, наверное, не стой столбом – у тебя отстегнулась левая лыжа.
- Да-да … конечно … левая лыжа, какая же еще, блин.
- Пристегивай лыжи и слушай. Я быстро. Ты уже понял все насчет меня, надеюсь. Меня нужно утилизировать. Арику я об этом сама сказать не могу, он начнет допытываться, копаться. Будет только хуже. И сама выпрыгнуть из окна, как ты понимаешь, я не могу. Я вижу насквозь все окружающие компьютерные системы и спокойно могу обводить их вокруг пальца. Во мне все меньше человеческого и то, что у меня осталось от Анастасии Юрьевны Шебутной просит тебя: помоги Аристарху. Дня через два-три он решится и позовет тебя. Помоги ему решится. Но об этом разговоре - ни слова. Прощай, Эри.
- … что с тобой?! Я машу, кричу, а он вцепился в лыжу и застыл! Тебя что, солнцем шибануло? – Эльвира не выбирала выражений.
- Да, вот, лыжа отстегнулась. Левая. Прости, солнце. Слушай, а ты веришь в привидения?
- Да ну тебя! Сначала напугает до смерти, а потом еще и стебается.
Склеменс.

*- Возможная замена электроники. Если очень грубо, то электроника – «движение» электронов, а фотоника – «движение» фотонов. Фотоны – частицы (кванты) света.
**- Суперуниверсальный, ультрагибкий язык программирования. (фантастич.)
***- Имеется в виду Норберт Винер – выдающийся американский математик, основоположник кибернетики.
****- Один из семи канонов – необходимых и достаточных условий для утилизации программы и всех ее производных. (фантастич.)