Совершенная модель

Элина Скорцезско
    
                Посвящается секретарям и их нелегкому труду


   Я бежала вдоль дома настолько быстро, насколько позволяла обувь на каблуке. Я всегда тороплюсь,  как бы это нелепо не выглядело со стороны. Я всегда пытаюсь догнать и перегнать время.
    Темно. На улице почти никого нет, кроме тех, кто расчищает мне путь от снега. Тех молодых людей, которые никуда не торопятся - они приехали из дружественного нам соседнего государства и работают для тех, кто выходит из дома по делам. Они равнодушны ко мне, хотя смотрят в мою сторону, когда я пробегаю мимо них, но при этом выглядят как двигающиеся бесстрастные манекены, и я стараюсь также реагировать на них, хотя, по какой-то старой привычке, оставшейся с детства, здороваюсь с неизвестными мне людьми, сталкиваясь с ними в подъезде дома или около него.
    У каждого своя работа. Я бегу, чтобы быть в офисе раньше всех – я личный помощник руководителя и по совместительству офис-менеджер. Я принадлежу к той прослойке офисных работников, у которых широкий и разноплановый круг обязанностей, так как мы решаем личные дела руководителя параллельно с:  делопроизводством, звонками, поливом цветов, заказом канцелярии на весь офис и покупкой чая с печеньками, встречей «высоких» гостей, сканированием документов, отправкой курьеров по городу, покупкой букетов для сотрудников-именинников, составлением еженедельных и ежемесячных отчетов, и многим другим.
    Часто нас можно застать за приготовлением кофе для шефа, пока печатается на принтер срочный документ, идет соединение с условным Иван Иванычем по телефону, тем временем заканчивается сканирование 35 страницы глобального многостраничного документа. Такие как мы, как пишется в резюме: высокоорганизованны, «ответственны и пунктуальны», склонны к работе в режиме многозадачности, умеем слышать и слушать. Негласно выполняем и свой этикет: держим язык зубами и при этом дружим со всеми, или как минимум, имеем со всеми хорошие отношения. Это своего рода «Кодекс вежливых людей», ведь мы доверенные лица Его. Первого лица, наместника  Бога в отдельно взятом офисе компании.
    С нами стараются быть любезными, ибо именно личный секретарь диагностирует состояние шефа и дает рекомендации – стоит ли к нему приближаться в данную минуту.
    Мы разные по характеру, темпераменту и уровню образования, так нас подбирают под «себя». Срабатываемость в нашем деле важнейшая вещь, после стрессоустойчивости – качеству без которого в нашей профессии не выжить. Мы как роботы, так как исполнительность наше второе имя. Слово «нет» отсутствует в нашем лексиконе.
    Негласно, мы также имеем свою иерархию. В компаниях небольшого уровня с ограниченным бюджетом, чаще всего встречаются шустрые молодые девочки, чей оклад оставляет желать лучшего. Эта группа секретарей, зачастую учиться в институте, изучает иностранный язык, чтобы выйти в следующую категорию. Часто здесь работают секретари-аксакалы, привязанные к своему работодателю, живущие по-соседству, либо возрастные секретари.
    Средняя категория – это адекватные уравновешенные девушки разных возрастных групп, с хорошим уровнем грамотности и средней или чуть выше по рынку уровнем зарплаты. Они работают, на одном месте, как правило от двух лет. Им уже давно скучно на одном месте, так как это «живые», образованные люди и «День Сурка» их постепенно начинает заедать.
   Самая привилегированная группа, секретари-референты «экстра» класса. Молодые, модельной внешности и приятным голосом, с одним-двумя иностранными языками, и часто с престижным Вузом за спиной. Высокая грамотность, владение полным пакетом офисных приложений – обладательницы перечисленных навыков «белая кость» специальности. Их зарплаты приближаются к окладу топ-менеджеров в ряде компаний. Они спокойны и созерцательны к этому миру. Мир приветствует красоту и с радостью ее поддерживает. Секретари «экстра» класса не ведают комплексом неполноценности, так как со школы привыкли к похвалам и поощрению. Они воплощение «Протокола совещания» - все регламентировано. Они – совершенные, улучшенные модели профессии.
   Я никак не соответствую столь высоким стандартам. У меня врожденная безграмотность, частично компенсированная проверкой грамотности в программе Word. Неспособность к алгебре, компенсирована Excel. Мне не даются языки, несмотря на репетитора, курсам и занятиям в институте. Единственная моя способность – терпение, пыхтение и чрезвычайная активность. Слитые воедино, они создали термоядерную смесь, за которую люди, соприкасавшиеся со мной по ряду деятельности, называли меня «человек-компьютер», «Терминатор» и «Энерджайзер».
    И вот, верная своим привычкам, я стремительно приближалась к офису, где меня должны были ждать претенденты на мою должность. Меня переманили на новую работу, и я уходила на «средний» уровень, где меня ждал лучший график, меньший объем работы и повышение оклада на тридцать пять процентов. Странная вещь, но чем тяжелее работа, тем она менее хорошо оплачиваема.
    Я отрабатывала последнюю неделю из двух, а кандидата на мое место не было. Одних не устраивал мой график, другие не верили что оклад действительно такой, при объявленном объеме работы. Готовые ко всему в начале, претенденты после общения, казались напуганными.
    Были те, кто был согласен, но выглядели так, словно «враги сожгли родную хату». Директор знаками показывал мне, чтобы я отпускала их с миром. И он, и я, понимали кто нам нужен. На вопрос: «Готовы ли Вы выходить на работу в семь утра?». Претендент должен был отвечать: «В семь? Идеальный график. Раньше я работал с шести. Уходить в восемь вечера? Да Вы просто находка для меня! С прежней работы я раньше десяти вечера не уходил. Некогда будет поесть? Так у меня особая диета, я ем только раз в неделю, и то, по выходным».
    Моему руководителю не хотелось брать, кого попало, да  мне не хотелось его с кем попало оставлять. Руководителя и помощника связывает нечто большее, чем просто рабочие отношения. Это сродни боевому товариществу. Директор тебе никак не друг, но вы прошли с ним столько испытаний, что чувствуете его настроение, пожелания и задания на особом, телепатическом уровне.
    К сожалению, в нашей компании, «боевых» заданий было столько, что в какой-то момент ты понимаешь – это не твоя война, и не стоит из-за неё пропадать. Моя жизнь требовала и свободного времени тоже.
    Бизнес забирает себе тех, кто принесет ему максимальную пользу. Персонал, обслуживающий бизнес, несет на себе разную нагрузку, связанную со спецификой бизнеса. Одна компания нуждается в «мозгах», другая в красоте, кому-то нужны «ноги», если мы говорим, к примеру, о курьерах, или о «руках» (технические специалисты). Важно уметь расставить всё и всех на свои места.
    Бизнес – как живой организм. Это своего рода ребенок, который растет или не растет, в зависимости от его создателей и окружающей среды. Окружающая среда – это сосуд, в котором «вариться» бизнес. Перефразируя восточного философа, бизнес должен быть водой, принимающей форму сосуда. Сосуд круглый, бизнес должен стать «круглым». Сосуд будет квадратным, бизнес должен стать «квадратным». Регулятору главное не накаливать температуру окружающей среды, чтобы бизнес совсем не «испарился».
    Находясь, бок о бок с руководством, я видела, какого труда стоит не столько приумножить прибыль компании, а банально её сохранить. Многие владельцы компаний пытаются выжить, выжав все из своего бизнеса, максимально сократив бюджет, буквально его обескровить. Но те, кто экономят на развитии бизнеса забывают – чтобы ребенок рос, его нужно кормить.
    Моя компания стала жертвой обескровленного бюджета. Трудно делать работу там, где для нее не созданы условия. Понятно, что с деньгами поднять компанию сможет даже дурак, но нужно быть дураком, чтобы уничтожить действующий бизнес.
В эффекте домино интересны не субъекты цепной реакции, а тот, кто эту реакцию создал. Всегда есть правила игры. Всегда есть скрытые механизмы и тайная и явная мотивация. Зная мотив, можно играть на своем поле и в свою игру.
Я же решила отойти в сторону, пока чудовищная машина меня не придавила… Вот я уже и на работе.
   На проходной меня ждала девушка с располагающим к себе взглядом. Добрые глаза. Когда я залетала по лестнице наверх, она не торопясь следовала за мной. «Не шустра», - пронеслось у меня в голове. Зашли в кабинет. Повесив верхнюю одежду, сели беседовать. Мне не интересно резюме. Я смотрю на реакцию, темп речи, мимику. Девушка, сидящая передо мной, легко адаптируется. Её все устраивает, опыт аналогичный.
   Ближе к девяти утра, когда офисный народ собрался на рабочие места, подхватив под руки кандидата, я повела её знакомиться с отделами.
В каждой комнате, меня обнимали, и, не обращая внимания на нового человека, кто-то обязательно приговаривал: «Он больше никогда не найдет себе такую как ты».
   Сначала с удивлением, потом с удивлением еще большим, новый кандидат посматривал на меня. Во мне не было ничего такого, чтобы в её глазах могло вызывать подобной реакции. Мое же сердце давно глухо к лести. Если уж надел на голову корону – неси её с достоинством.
Та легкость, с которой я выполняла свои обязанности, стоила мне – ангельского терпения и адского трудолюбия. Поэтому, мне так скорее хотелось спуститься на землю.
   Я готовилась покинуть компанию, в которой я считалась совершенным образцом сотрудника, но выйдя на улицу, я вновь обнуляла свои достижения. Это меня немного беспокоило, но кто был секретарем в компании, никогда не пропадет. Такова уж эта работа, в которой работают совершенные модели сотрудников, с редкими качествами – терпеть, пыхтеть и быть чрезвычайно активными.