Фронтовик

Алекс Снегов
               
       Странные люди фронтовики,даже в ДЕНЬ ПОБЕДЫ
       не расскажут ,как воевали
      
     Алексей Андреевич Прохоров,вообще молчун,будто не воевал.
   
    Когда 9-е мая был рабочим днём,я  во время обеденного перерыва       
    прочитал бригаде  стихи о войне.
    Обед кончился,все разошлись по рабочим местам.
    Мы с Алексеем Андреевичем выполняли срочный заказ.
   В конце смены начальник цеха попросил остаться сверхурочно.
   После работы,за моим напарником  приехала дочь на Жигулях.
  -Мы с мамой поняли,папу  оставили  на сверхурочную,
    я решила заехать за ним,-объясняла мне симпатичная женщина.
   -Заедем, прихвачу мужа завезу их  домой,потом вас с доставкой на   
   дом,-пообещала она.
   Алексей Андреевич зазвал меня к себе : " Праздник же, поужинаем у   
   меня ,я  горючее  заготовил."
   После  ужина,сидели за столом,разговаривали,потом  спели несколько   
   песен времён войны .
   Алексей Андреевич пересел на диван,пригласитл меня сесть рядом.
 -Ты давно приставал ко мне,как и где я вовевал,сиди и слушай.
  Зять постаил  стулья  ближе к дивану,пригласил  жену,тёщу ,внук сел к   
   деду на колени.
  Слышу котёнок где-то мяукает.
  Хозяйка дома взяла его  и гладит.
-Рядовым  солдатом прошагал по дорогам войны
от Москвы через смоленщину,Польшу , победу встретил на
немецкой  реке Эльбе.
Долгий был путь,приходилось наступать,стоять в обороне,
отступать ,выходить из окружения,участвовать в рукопашном,
не приведи господи,бое!
 Был ранен осколком снаряда,вот шрам на носу.оказался в
 госпитале,представился случай,не долечился ,сбежал в свой
 полк.
-Пап,расскажи,как попал на войну?
 Мой возраст не призывали,военком попался вредный.
Только в январе 1942 года, военком сдался.
Зачислили меня в зенитную артиллерию.
Прежде чем попасть на передовую,прошёл курс обучения
в тылу.
Первое время занятия проходили без пушек.
Балагур  Мишка Рыбин нашёл жердь и по команде "Воздух!"
поднимал жердь вроде ствола зенитки,нам весело,воюем!
Наш комбат воевал в Испании,был на финской,после очеред
ного "налёта" построил батарею и сказал:" Солдатская смекалка
это хорошо,но неуважения к тренировкам недопустимы!
Мы нужны фронту,но только умелые,жареных циплят никто
на фронт не направит."
Когда появились  новенькие зенитки мы старались с особым
усердием.Ждали отправки на фронт.
Не раз слышал от  солдат:" Скорее бы в бой,а там или голова
в кустах,или грудь в крестах!"
Я тоже так думал.
Война,тяжёлый,постоянный,изнурительный труд.Очень скоро
мне и моим батарейцам и наверно всему полку хотелось  в тылу
побыть в баньке.
Подвиг-эпизод войны.
Хорошо воевать  ,смелости и сноровки мало,нужно постоянно
быть готовым безупречно выполнить приказ.
Расслабился,допустил оплошность,цена ошибки-жизнь!
Вспоминается день,бомбёжки,артналёты следовали  чередой.
-Взбесилась немчура,- съязвил Рыбин. То к орудию отражать
авианалёт,то в укрытие от артналёта.
Двое из нашей батареи,поленились,их изрешетило осколками
от снаряда.
Алексей Андреевич встал с дивана,вышел на кухню,а когда
вернулся  продолжал рассказывать .
-Мне,зенитчику задавали вопрос,много ли мы сбивали самолётов
немцев?
Наш комбат однажды  сказал:" Мы  мастера меткого  огня по своим."
Летят,бывало люфтвафе, долбим по ним из пушки и не одни мы,
другие  пушкари и пулемётчики  стреляют,глядишь  сбили.
 Не важно,кто ,важно,один отлетался.
Случилось и так,прямо из под носа спасся фашист.
Видим,немец,как коршун  преследует нашего ястребка,наш чуть макушки деревьев не сшибает.
Мы переживаем,стрелять нельзя,неровен час своего собьём.
Как только наш перелетел через лес  сразу приземлился неподалёку
от нас.
Фриц взмыл  за облака и был таков.
Бежим к своему,может ранен,помощь нужна.
Молоденький лейтенант сердито выговаривает:" Почему не стреляли,
так и эдак,вояки хреновы,у меня ни горючего ни боезапаса,а вы рты
раззявили!"
Тебя пожалели,оправдываемся перед летуном.
Парень оглядел самолёт,запулыбался,хлопнул ладонью по крылу и
пообещап:" Не горюйте,я его сам  достану,запомнил рожу."
Мы долго обсуждали событие и конечно сомневались,что он сам
собьёт немца.
Легче иголку найти в стоге сена,думали мы,чем сбить именно того
самого  вояку.

Наш парень сдержал своё слово,но об этом я узнал через 15 лет
после войны.
Летом в 1960-м  дали мне  путёвку в санаторий на Чёрное море.
Алексей Андреевич обнял и поцеловал  супругу.
-Отдыхаю себе,купаюсь,аккуратно хожу на процедуры,вечерами
молодые веселяться и я не отстаю.разведу руки и пою  :" Про золотые горы !"
Молодым смешно и мне весело.
Когда остались считанные дни отдыха,заскучал по дому.
Рассказчик ладонью пошевелил волосы  внука.
-На море идти не хочется,с молодёжью не веселюсь.
Дня за два до отъезда ,перед сном, прогуливаюсь по аллее,райский
вечер,на душе благодать.
Вдруг меня догоняет какой-то человек и спрашивает:" Браток,
табачком  угостишь?"
-Не угощу.
-Жаль,хотя тоже вот уже три года не курю,заскучал по семье,
покурить захотелось.
-Я никогда не курил.
Разговорились,я ему сказал:"Тоже скучаю по родным,скорей бы домой."
Ходим по аллее туда сюда.
-Понимаешь,телеграмму получил,Миша Смирнов,мой ведущий в
госпитале,мы женаты на сёстрах. Боевой комэск,друг,понимаешь?
-Был,-говорю ,у меня один  знакомый  летун,обещал сбить немца,
не знаю, жив ли?
-Как и где вы познакомились
-Боялись сбить своего,упустили немца,ох и ругался  на нас,
молоденький лейтенант !
-Где и когда это было?
-В Польще,на границе с Германией .
-Это был я,-закричал он!
Мы вошли в  помещение ,я  узнал его.
Он взял меня за руки и давай трясти.
-Если ты заметил,у него на фезюляже красовалась зверюга.
Я посадил его,он скрипел зубами,когда узнал о том случае.