Посоветуй, как поступить

Соломон Гройсман
                Посоветуй, как поступить
    Сюжет рассказа, о котором  поведаю, возник у меня в то время, когда я, выйдя на пенсию, посещал литературный кружок при районной библиотеке города Москвы. Им руководила выпускница литературного института, член Союза писателей России. Активное участие в работе кружка принимала редакция окружной газеты, по подсказке которой я и попал в библиотеку. Мероприятие было хитрым  ходом, – привлечь людей посещать библиотеку и больше иметь читателей.  Меня это  увлекло.
   
  Один раз в две недели, в назначенное время желающие приходили в библиотеку, и им рассказывалось  о том  или ином: писателе, поэте, драматурге.  Это была первая часть встречи. Далее следовал перерыв, когда посетители угощались печеньем, пили Кока-Колу, общались между собой.  В завершающей части встречи желающие  читали  стихи полюбившихся поэтов, но чаще свои стихи и небольшие рассказы.
   Там я и познакомился с одной женщиной. Она читала свои небольшие рассказы и стихи с особым пафосом. Прослеживалась её повышенная эмоциональность.
  Чаще всего это была  типичная графомания, которая присутствовала у  большинства из нас. Но этим жили многие посетители клуба.
      
  Звали её Полиной. Недавно вышла на пенсию, а одинокая жизнь, бухгалтера в прошлом,  побудила её к литературному творчеству. В читальном зале, где проходили занятия, мы сидели за разными столами удалённые друг от друга. Так что,  постоянно нам общаться не  приходилось.
 
  Однажды после занятия она подошла ко мне и  спросила, есть ли у меня время для беседы. Я ответил, что конечно есть, пологая, что пойдёт речь о прочитанном мною рассказе. Такое практиковалось. Но неожиданно для меня речь пошла совсем о другом.
   
  - Мне кажется, Вы Соломон, умный, порядочный человек соответствуете своему имени. Такой вывод я сделала, прослушав ряд ваших рассказов, содержание которых  носят назидательный характер. -
  При этом она улыбалась, придавая тону  разговора некую игривость. Хотя было видно  её   волнение и  не трудно догадаться  о серьёзности  затрагиваемой темы.   Я  засмущался, и попросил её не делать из меня… Высказав банальную  фразу, что имя  ничего не значит, и дано родителями как было принято в еврейском местечке. В быту меня больше зовут Семёном.

   - А пообщаться с вами, - продолжила Полина, - меня вынудили обстоятельства.  В моей семье сложилась ситуация, требующая «соломоново решение».
  Понимаете, в настоящее время  у меня  самые близкие люди: дочка Эмма, её муж Михаил и их дочка Аня, - ей восемь лет. Эмма учитель в школе. Миша инженер-строитель работает в строительной фирме, которая сооружает в Подмосковье большой жилой посёлок. Живут они в Москве в двухкомнатной квартире, а я в однокомнатной в другом районе. В своё время, когда они поженились, я разменяла трёхкомнатную квартиру, доставшуюся от родителей.
 
   Михаил, хитрый предприимчивый человек, повинуясь сегодняшнему времени, задумал построить дачу. Купил в Подмосковье земельный участок в 35 километрах от Москвы и начал строительство двухэтажного дома.  Но в этот период дела в фирме сложились не лучшим образом, и денег у зятя на строительство стало нахватать.  Оно приостановилось.
 
  И здесь Михаил внёс предложение, выведшее меня из душевного равновесия. Он предложил  мне  и Эмме с ребёнком выехать в Израиль на пару лет. На это время он сдаст наши квартиры внаём, и полученные деньги позволят  ему достроить  дом. Он же  поживёт в строящемся фирмой посёлке.
   
  Убеждает жену и меня в том, что Израиль для нас прекрасное место проживания. Жить будите в общине Кибуца на полном обеспечении. Ваша работа будет только в изучении иврита и знакомства с Израилем. Возможно, Эмма сможет устроиться учителем русского языка. Можно воспользоваться бесплатной израильской медициной, в которой мы уже оби нуждаемся. Покупаетесь  в трёх  морях. И тому подобное… Он полагает, что надо с пользой использовать наше еврейское происхождение. Что касается  Израиля, то он ему не нужен. В крайнем случае, он мог бы нас навестить. Возможно, даже оформить двойное гражданство. И это дало бы ему возможность воспользоваться прославленной израильской медициной.

  Я растеряна. Советуюсь с родными, и близкими мне людьми. И чем больше, тем становится сложнее принять предложение зятя  о выезде в Израиль.
   Теряюсь в своих суждениях. Расстаться Михаилу с семьёй на два года в относительно молодом возрасте, - это возможно когда все ему надоели.   Не так уж срочно ему нужен дачный дом.  По характеру своей работы он часто живёт по две три недели в районе  стройки.   Возникает подозрение, что он берёт паузу для решения своих возникших намерений, касающиеся не только строительства дома. В семье бывают недомолвки. Ну и что из этого?
 
  Я не в меньшей степени, чем родители,  в ответе за внучку. Она потеряет два года русской школы. Перестройка на иврит я думаю, ей не нужна.  Хотя знание другого иностранного языка в жизни может пригодиться.

  Теперь о себе. Могу ли я считать себя еврейкой?  Родилась в Москве в еврейской семье. Воспитана на русской культуре в светском обществе.  О далёких предках  имею скромные познания. Иудаизм не проник в моё сознание. 
  До войны, а это было детство, осознать, что я еврейка не могла. Гитлеровский фашизм и некоторые события в послевоенное время в СССР заставили меня о многом задуматься и разобраться.   

  Кстати, помог и Жванецкий,  однажды  сказавший, что евреями не рождаются, а ими становятся, когда тебе вслед говорят еврейка, еврейка. Тогда ею и становишься. Тому способствует антисемитская идеология, к сожалению, встречающаяся не редко.
 
  При всём при том, я не могу не сочувствовать государству Израиль. Его народу, особенно первопроходцам, обрекших себя,  осознанно на ужасающие условия проживания в пустыне и болотах, защищая себя с оружием в руках. И это во имя существования народа и его свободы для будущих поколений. Невозможно забыть гибель шести миллионов  людей, только за то, что они были евреями, не найдя должной защиты у других народов Европы. Сегодня евреи создали свой очаг,  надёжно защищая людей от любых посягательств на их существование.
 
  Народ Израиля в кратчайший исторический срок создал передовое  высокотехнологичное хозяйство с элементами социальной обеспеченности населения. И усиленно трудится, чтобы это обеспечить. Ни чего подобного не смогло создать ни одно государство в сегодняшнем мире.
 
   Мне очень хочется поехать в Израиль.  Посмотреть страну своими глазами. Но мысль о том, что обманываю это государство, пытаясь использовать созданные им блага, не может примирить меня  с намерением жить два года за его счёт. -   
   
  То, что рассказала Полина, погрузило меня в состояние большого сопереживания
этой женщине.  Я представил её переживания  не за одну бессонную ночь. Меня поразила открытость перед незнакомым человеком. Ей необходимо было выговориться. Такое бывает не часто. Я не во всём мог согласиться с Полиной, особенно в её отношении к зятю.Подливать масло в огонь в таких случаях не следует. Хотя поведение Михаила вызвало у меня осуждение.
 
  Здесь уж я оказался в состоянии человека, которому самому была нужна  подсказка. Из  услышанного монолога я понял, что   не имею права давать совет человеку, находящемуся в  столь возбужденном состоянии. Недаром существует поговорка:  «Чужая семья потёмки».   Но не высказаться об услышанном я не мог.    И я посоветовал Полине не спешить с реализацией предложений зятя: «Время покажет правильное решение», - успокаивал я Полину. К этому выводу привёл мой собственный жизненный опыт в немалых случаях.
 
  В дальнейшем так сложилось, что распался литературный кружок. Его руководительница вышла замуж и уехала  в Англию, а Управа района, в целях сокращения расходов, прекратила финансирование  мероприятие.
  Связь с Полиной прекратилась. Не скрою, я ждал её телефонного звонка, номер которого она могла узнать в библиотеке. Но он не последовал. Спустя, некоторого времени, через одноклубника, я узнал, что она в Израиль не поехала.  Причины могли быть совершено разные, которых Полина  не могла предвидеть даже так тщательно разложенные ею  по полочкам.